Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Чуфистова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ФСИН России на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 29 сентября 2023 года по административному делу N 2а-386/2023 по административному исковому заявлению Ищенко Ильи Геннадьевича к ГУФСИН России по Нижегородской области, ФСИН России о признании действий незаконными и возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ищенко И.Г. обратился в Медвежьегорский районный суд Республики Карелия с административным исковым заявлением к ГУФСИН России по Нижегородской области, ФСИН России о признании действий незаконными и возложении обязанности совершить определенные действия.
Административный иск заявлен по тем основаниям, что в соответствии с решением Сегежского городского суда Республики Карелия от 8 ноября 2021 года по административному делу N 2а-1104/2021 на ФСИН России возложена обязанность принять решение о переводе Ищенко И.Г. для дальнейшего отбывания наказания по месту проживания его родственников - в исправительное учреждение Нижегородской области.
10 августа 2022 года Ищенко И.Г. этапирован для дальнейшего отбывания наказания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области. Административный истец, ссылаясь на то, что вышеназванное судебное постановление исполнено ненадлежащим образом, поскольку его должны были перевести в ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области, расположенное ближе к месту проживания его родственников, 1 февраля 2023 года обратился в ГУФСИН России по Нижегородской области с заявлением о его переводе в ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области, в чем ему было отказано.
Полагая указанный отказ нарушающим его права, административный истец просил признать решение ГУФСИН России по Нижегородской области от 28 февраля 2023 года незаконным, обязать административного ответчика принять решение о переводе его в ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области.
Решением Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 6 июня 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 29 сентября 2023 года решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 6 июня 2023 года отменено.
Принято по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Признано незаконным решение ГУФСИН России по Нижегородской области от 28 февраля 2023 г. Nог-53/ТО/12-521.
На ГУФСИН России по Нижегородской области возложена обязанность в течение одного месяца с момента получения копии вступившего в законную силу решения суда принять решение о переводе Ищенко И.Г. в ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области для дальнейшего отбывания наказания.
В кассационной жалобе ФСИН России на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 29 сентября 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 18 декабря 2023 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции 27 декабря 2023 года, ставится вопрос об отмене указанного апелляционного определения в связи с неправильным применением норм материального права, не соответствием выводов суда апелляционной инстанции обстоятельствам дела, оставив в силе решение Межвежьегорского районного суда Республики Карелия от 6 июня 2023 года.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что нарушения такого характера были допущены судом апелляционной инстанции.
Материалами дела установлено, что Ищенко И.Г. осужден приговором Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 10 ноября 2020 года, с учетом апелляционного определения Верховного Суда Республики Карелия от 26 марта 2021 года, кассационного определения Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 29 июля 2021 года, по части 2 статьи 210 УК РФ к 4 годам лишения свободы с ограничением свободы на срок 6 месяцев, на части 5 статьи 69 УК РФ путем частичного сложения с наказанием по приговору Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 7 мая 2018 года (часть 3 статьи 30, пункты "а", "г" часть 4 статьи 228.1 УК РФ (3 преступления), часть 3 статьи 30, часть 5 части 228.1 УК РФ, часть 2 статьи 69 УК РФ) окончательно к 9 годам 6 месяцам лишения свободы со штрафом в размере 100 000 руб. с ограничением свободы на срок 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Приговор вступил в законную силу 26 марта 2021 года.
Как бывший сотрудник правоохранительных органов Ищенко И.Г. направлен для отбывания наказания в ФКУ ИК-18 УФСИН России по Республике Мордовия. В соответствии с постановлением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 14 апреля 2021 года от 14 апреля 2021 года Ищенко И.Г. содержался в ПФРСИ ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия для допроса по уголовному делу N 1-161/5-2021 в качестве свидетеля.
16 апреля 2021 года Ищенко И.Г. подал в адрес ФСИН России ходатайство о переводе его для дальнейшего отбывания наказания в Нижегородскую область - в ФКУ ИК-11, так как указанное учреждение ближе к Республике Карелия и его родные смогут поддерживать с ним общение путем посещения на свиданиях. С аналогичным ходатайством в адрес ФСИН России обратилась мать Ищенко И.Г. - ФИО1
9 июля 2021 года в адрес Ищенко И.Г. ФСИН России направлен ответ N ог-12-32256, в соответствии с которым Ищенко И.Г. в удовлетворении его ходатайства о переводе для дальнейшего отбывания наказания в Нижегородскую область отказано в связи с тем, что часть 2 статьи 81 УИК РФ (в редакции Федерального закона от 1 апреля 2020 года N 96-ФЗ) не предусматривает изменений порядка направления лиц, осужденных по статьей 210 УК РФ.
Решением Сегежского городского суда Республики Карелия от 8 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 11 марта 2022 года и кассационным определением судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 17 августа 2022 года, по административному делу N 2а-1104/2021 удовлетворен административный иск Ищенко И.Г, признан незаконным отказ ФСИН России в переводе Ищенко И.Г. в другое исправительное учреждение, оформленный письмом от 9 июля 2021 года N ог-12-32356. На ФСИН России возложена обязанность принять решение о переводе Ищенко И.Г. для дальнейшего отбывания наказания по месту проживания его родственников - в исправительное учреждение Нижегородской области.
Во исполнение вышеуказанного судебного постановления Ищенко И.Г. переведен для отбывания наказания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, куда прибыл 8 августа 2022 года.
1 февраля 2023 года Ищенко И.Г. обратился в ГУФСИН России по Нижегородской области с заявлением о направлении его для отбывания наказания в ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области, поскольку именно названное учреждение исполнения наказания расположено к месту проживания его родственников ближе, чем ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области.
28 февраля 2023 года письмом N ог-53/ТО/12-521 ГУФСИН России по Нижегородской области отказало Ищенко И.Г. в испрашиваемом переводе в связи с тем, что положениями статьи 81 УИК РФ с учетом внесенных изменений Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 96-ФЗ не предусмотрена возможность перевода осужденных из одного учреждения в иное внутри одного субъекта Российской Федерации, кроме того, Ищенко И.Г. за период отбывания наказания уже использована одна возможность перевода из ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области.
Полагая решение об отказе в переводе от 28 февраля 2023 года незаконным, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
Разрешая административное дело и отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что правовых оснований для перевода Ищенко И.Г. из ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области не имелось, оспариваемое решение соответствует требованиям статьи 81 УИК РФ, более того, перевод Ищенко И.Г. в ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области являлся невозможным, поскольку указанное учреждение предназначено для лиц, ранее отбывавших лишение свободы, к которым Ищенко И.Г. не относится, при этом лица, впервые осужденные к лишению свободы (к которым относится Ищенко И.Г.), и лица, ранее отбывавшие лишение свободы, в силу части 2 статьи 80 УИК РФ содержатся отдельно.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия с указанными выводами суда первой инстанции не согласилась.
Отменяя решение суда первой инстанции, как вынесенное с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и нарушением норм материального права, суд апелляционной инстанции исходил из того, административным ответчиком не представлено доказательств тому, что сопоставление конкурирующих индивидуальных интересов, в частности, права административного истца на уважение семейной жизни, с общественными, пропорционально допущенному ограничению его прав, а оспариваемый отказ в его переводе не носит произвольный характер. При этом суд апелляционной инстанции принял во внимание наличие мест для отбывания наказания в ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области, отбывание в указанном учреждении лиц, ранее не отбывавших лишение свободы, отсутствие каких-либо родственников у административного истца на территории Нижегородской области, а также поддержание связи с близкими родственниками, проживающими в Республике Карелия, транспортное сообщение с которой является более удобным для ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области.
Из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 29 сентября 2023 года приведенным требованиям не соответствует.
Согласно части 1 статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее также - УИК РФ) осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их письменного согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации. В случаях, указанных в части 2.1 настоящей статьи, осужденный отбывает наказание в исправительном учреждении, расположенном на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника.
В силу части 2 статьи 73 УИК РФ при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства осужденного к лишению свободы или по месту его осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденного в имеющихся исправительных учреждениях по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы осужденный направляется в исправительное учреждение, расположенное на территории другого, наиболее близко расположенного субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для его размещения.
По письменному заявлению осужденного к лишению свободы либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения осужденного он может быть направлен в исправительное учреждение, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного (часть 2.1 статьи 73 УИК РФ).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 81 УИК РФ осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном исправительном учреждении либо следственном изоляторе, в том числе в случае назначения им в период отбывания лишения свободы нового наказания, если при этом судом не изменен вид исправительного учреждения. Перевод осужденного к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. По письменному заявлению осужденного, направленного для отбывания наказания в соответствии с частью первой, второй или третьей статьи 73 настоящего Кодекса, либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения осужденного один раз в период отбывания наказания осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного.
Перевод для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида осужденных за преступления, указанные в части четвертой статьи 73 настоящего Кодекса, а также осужденных, в отношении которых имеется информация об их приверженности идеологии терроризма, исповедовании, пропаганде или распространении ими такой идеологии (при отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и оказании ими в связи с этим в период содержания под стражей, отбывания наказания соответствующего негативного воздействия на других обвиняемых (подозреваемых), осужденных, допускается по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы. Если окончание срока наказания осужденного может наступить в пути следования при его переводе из одного исправительного учреждения в другое, такой осужденный переводу в другое исправительное учреждение не подлежит. Порядок перевода осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 января 2018 года N 17 утвержден Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 4 Порядка при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту проживания (регистрации по месту жительства) осужденных или по месту их осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по решению ФСИН России в исправительное учреждение, расположенное на территории другого, наиболее близко расположенного субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения. По письменному заявлению осужденного либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению ФСИН России при наличии возможности размещения осужденного он может быть направлен в исправительное учреждение, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного.
Согласно пункту 9 Порядка вопрос о переводе осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида рассматривается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Перевод осужденных за преступления, указанные в части четвертой статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденных за иные преступления, в отношении которых имеется информация об их приверженности идеологии терроризма, исповедовании, пропаганде или распространении ими такой идеологии (при отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и оказании ими в связи с этим в период содержания под стражей, отбывания наказания соответствующего негативного воздействия на других обвиняемых (подозреваемых), осужденных, осужденных при особо опасном рецидиве преступлений, осужденных к пожизненному лишению свободы, осужденных к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, а также осужденных, ранее переведенных в целях обеспечения личной безопасности, для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида осуществляется по решению ФСИН России.
По письменному заявлению осужденного, направленного для отбывания наказания в соответствии с частью первой, второй или третьей статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению ФСИН России при наличии возможности размещения осужденного один раз в период отбывания наказания осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного. Перевод для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида осужденных за преступления, указанные в части четвертой статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденных за иные преступления, в отношении которых имеется информация об их приверженности идеологии терроризма, исповедовании, пропаганде или распространении ими такой идеологии (при отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и оказании ими в связи с этим в период содержания под стражей, отбывания наказания соответствующего негативного воздействия на других обвиняемых (подозреваемых), осужденных, осужденных при особо опасном рецидиве преступлений, осужденных к пожизненному лишению свободы, осужденных к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, допускается по решению ФСИН России.
Если окончание срока наказания осужденного может наступить в пути следования при его переводе из одного исправительного учреждения в другое, такой осужденный переводу в другое исправительное учреждение не подлежит.
Пунктом 13 Порядка предусмотрено, что перевод осуществляется: в исправительные учреждения, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации, по решению территориального органа УИС; в исправительные учреждения, расположенные на территории других субъектов Российской Федерации, по решению ФСИН России.
Исходя из вышеприведенных положений действующего законодательства в их системной взаимосвязи суд первой инстанции правомерно исходил из того, что по общему правилу осужденный в период отбывания наказания может быть один раз переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного.
Указанное право осужденным Ищенко И.Г, как указано выше, реализовано, путем перевода на основании его заявления из определенного ему для отбывания наказания ФКУ ИК-18 УФСИН России по Республике Мордовия - в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, так как указанное учреждение ближе к Республике Карелия, в которой проживают близкие родственники административного истца.
Предусмотренные законом иные основания для перевода, являющиеся исключением из общего правила (болезнь осужденного, обеспечение его личной безопасности, реорганизация или ликвидация исправительного учреждения, а также иные исключительные обстоятельства, препятствующие дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении) при производстве по делу судами, в том числе судом апелляционной инстанции, не установлены.
Более удобное транспортное сообщение из Республики Карелия с ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области, вопреки выводам суда апелляционной инстанции, безусловным основанием для перевода в силу вышеприведенных норм закона являться не может, о невозможности дальнейшего нахождения Ищенко И.Г. в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области не свидетельствует, как и не свидетельствует о невозможности осужденного поддерживать семейные связи во время отбывания наказания в виде лишения свободы.
Право осужденного на перевод по его письменному заявлению или заявлению его близких родственников для дальнейшего отбывания наказания в другое исправительное учреждение в пределах субъекта Российской Федерации, как и право осужденного на выбор конкретного исправительного учреждения в пределах учреждений территориального органа уголовно-исполнительной системы, действующим законодательством не предусмотрено. Напротив вышеприведенными нормами УИК РФ закреплен принцип отбывания осужденными всего срока наказания, как правило, в одном исправительном учреждении.
При установленных конкретных фактических обстоятельствах дела вывод суда апелляционной инстанции о том, что оспариваемый административным истцом отказ в его переводе носит произвольный характер, судебная коллегия находит ошибочным.
Основания отказа, изложенные в ответе ГУФСИН России по Нижегородской области от 28 февраля 2023 года N ог-53/ТО/12-521 соответствуют требованиям статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что на территории Нижегородской области функционируют два исправительных учреждения строгого режима для осужденных - бывших работников судов и правоохранительных органов - ФКУ ИК-9 (предназначено для лиц, ранее отбывавших лишение свободы) и ФКУ ИК-11 (предназначено для лиц, ранее лишение свободы не отбывавших).
Указанное распределение осужденных определено распоряжением ФСИН России от 21 июня 2022 года N 134-р.
Таким образом, ФКУ ИК-11 является единственным исправительным учреждением строгого режима в структуре ГУФСИН России по Нижегородской области, предназначенным для отбывания наказания осужденными мужчинами - бывшими работниками судов и правоохранительных органов, ранее не отбывавшими лишение свободы.
В силу части 2 статьи 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы.
При таких обстоятельствах, как правомерно указано судом первой инстанции, Ищенко И.Г, относящийся к категории бывших работников правоохранительных органов, будучи впервые осужденным к лишению свободы, переводу для отбывания наказания в ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области не подлежал.
Наличие в ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области мест для отбывания наказания, а также установленное судом апелляционной инстанции фактическое отбывание наказания в указанном учреждении лицами, ранее не отбывавшими лишение свободы, вопреки выводам суда апелляционной инстанции, не могут являться основанием для перевода административного истца в указанное исправительное учреждение. Как обоснованно указано в кассационной жалобе ФСИН России, сам факт отбывания в ФКУ ИК-9 наказания лицами, ранее не отбывавшими лишение свободы, не свидетельствует о наличии предусмотренных частью 2 статьи 81 УИК РФ соответствующих обстоятельств в отношении административного истца.
Юридически значимые обстоятельства по делу, вопреки выводам суда апелляционной инстанции, судом первой инстанции определены верно, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нормы материального права применены правильно.
Судом первой инстанции по делу постановлено законное и обоснованное решение, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации правовых оснований для его отмены у суда апелляционной инстанции не имелось.
С учетом вышеизложенного, судебный акт суда апелляционной инстанции подлежит отмене, как принятый с существенным нарушением норм материального права, повлиявшими на исход административного дела, с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 29 сентября 2023 года отменить.
Оставить в силе решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 6 июня 2023 года.
Решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 6 июня 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 4 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.