Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Чуфистова И.В, Корнюшенкова Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ "Военный комиссариат Республики Коми" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 16 октября 2023 года, принятые по административному делу N 2а-3260/2023 по административному иску прокурора г. Сыктывкара в интересах Мирошниченко М.Ф. об оспаривании решения о призыве на военную службу и возложении обязанности предоставить отсрочку от призыва.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, заключение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Поповой Е.В, полагавшей судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Сыктывкара обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми в интересах Мирошниченко М.Ф. с административным иском к призывной комиссии муниципального образования городского округа "Сыктывкар", в котором, с учётом последующих измнений, оспаривал законность отказа в предоставлении Мирошниченко М.Ф. отсрочки от призыва на военную службу, в связи с поступлением последнего на обучение в ГПОУ РК "Колледж искусств Республики Коми" по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) "Фортепиано", а также просил признать незаконным решение призывной комиссии МО ГО "Сыктывкар" от 22 ноября 2022 года (протокол N 15) о призыве Мирошниченко М.Ф. на военную службу.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права просил возложить на призывную комиссию муниципального образования городского округа "Сыктывкар" обязанность предоставить Мирошниченко М.Ф. отсрочку от призыва на военную службу на период обучения.
В обоснование иска прокурор указывал, что оспариваемое решение о призыве на военную службу принято с нарушением положений статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Определением суда к участию в дел в качестве соответчиков привлечены военный комиссариат г. Сыктывкар, Сыктывдинского и Корткеросского районов Республики Коми, ФКУ "Военный комиссариат Республики Коми", заинтересованными лицами - ШОУ РК "Колледж искусств Республики Коми", военный комиссар Республики Коми.
Определением Сыктывкарского городского суда от 21 июня 2023 года административный иск прокурора г. Сыктывкара в интересах Мирошниченко М.Ф. к призывной комиссии МО ГО "Сыктывкар", военному комиссариату г. Сыктывкар, Сыктывдинскш о и Корткеросского районов Республики Коми, Военному комиссариату Республики Коми в части требований об оспаривании отказа в предоставлении отсрочки от призыва на военную службу Мирошниченко М.Ф, в связи с поступлением на обучение в ГПОУ РК "Колледж искусств Республики Коми" по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) "Фортепиано" на основании приказа о зачислении N-од от 24 августа 2021 года, в связи с отказом прокурора от иска в указанной части требований, оставлено без рассмотрения.
Решением Сыктывкарского городского суда от этой же даты административный иск прокурора г. Сыктывкара в интересах Мирошниченко М.Ф. удовлетворён частично - признано незаконным решение призывной комиссии МО ГО "Сыктывкар" от 22 ноября 2022 года (протокол N15) о призыве Мирошниченко М.Ф, 24 мая 2003 года рождения, на военную службу. В удовлетворении иска в остальной части требований и к остальным лицам, привлечённым к участию в деле в качестве соответчиков, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 16 октября 2023 года решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 июня 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФКУ "Военный комиссариат Республики Коми" - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 16 октября 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 18 декабря 2023 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции 27 декабря 2023 года, представитель ФКУ "Военный комиссариат Республики Коми" ставит вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе прокурору гор. Сыктывкара в удовлетворении иска.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, судами не допущено.
Судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства по делу установлено, что Мирошниченко М.Ф. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 26 февраля 2020 года состоит на воинском учете в военном комиссариате г. Сыктывкар, Сыктывдинского и Корткеросского районов Республики Коми. В 2021 году он окончил "данные изъяты", получил среднее общее образование. На основании приказа от 24 августа 2021 года N-од зачислен в ШОУ РК "Колледж искусств Республики Коми", где обучается с 1 сентября 2021 года в очной форме но специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) "Фортепиано", срок окончания обучения - 30 июня 2025 года.
В осенний призыв 2022 года Мирошниченко М.Ф, как гражданин призывного возраста, не освобожденный от исполнения воинской обязанности и не имеющий права на отсрочку от призыва, вызван на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии.
Решением призывной комиссией МО ГО "Сыктывкар" 22 ноября 2022 года (протокол N 15) принято решение о призыве административного истца на военную службу.
Согласно части 1 статьи 39, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федераций конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности и военной службе).
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона о воинской обязанности и военной службе, воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает, в том числе, воинский учет и призыв на военную службу.
В силу статьи 22 Закона о воинской обязанности и военной службе, призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1). На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с названном Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу (пункт 2).
Вопросы об отсрочке от призыва граждан на военную службу урегулированы статьей 24 Закона о воинской обязанности и военной службе, в том числе в связи с обучением в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (пункт 1 статьи 26 Закона о воинской обязанности и военной службе).
Исходя из положений статьи 28 Закона о воинской обязанности и военной службе, при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации, медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности (пункт 1). Решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано (пункт 7).
Разрешая административный иск, суд первой инстанции, руководствуясь положениями законодательства, регулирующими основания и порядок предоставления отсрочки от призыва на военную службу, правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, пришел к выводу о том, что оспариваемое решение призывной комиссии не соответствует требованиям действующего законодательства и приводит к нарушению права административного истца на образование, поскольку обучение по очной форме в образовательной организации по имеющей государственную аккредитацию программе среднего профессионального образования служит основанием для получения последним отсрочки от призыва на военную службу.
Суд апелляционной инстанции с указанным выводом согласился.
Выводы судов следует признать правильными.
Так, в силу абзаца 3 подпункта "г" пункта 2 статьи 24 Закона о воинской обязанности и военной службе право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.
Профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков ж формирование компетенции определенных уровня и объема, реализуется по четырем уровням образования: среднее профессиональное образование; высшее образование - бакалавриат; специалитет, магистратура; подготовка кадров высшей квалификации (пункт 12 статьи 2, часть 5 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Право на отсрочку от призыва на военную службу имеют также граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по программам, имеющим государственную аккредитацию, перечисленным в абзацах седьмом и девятом подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Закона о воинской обязанности и военной службе.
Предусмотренная названным подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением случая, если первая отсрочка от призыва на военную службу предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым этого подпункта; гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу на основании абзаца девятого поименованного подпункта (абзац тринадцатый подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Закона о воинской обязанности и военной службе).
Приведенные нормы позволяют сделать вывод, что установленная федеральным законодателем система отсрочек от призыва на военную службу в связи с получением образования в целом предполагает предоставление гражданам возможности незамедлительно после получения среднего общего образования продолжить получение образования по очной форме обучения по имеющим государственную аккредитацию программам профессионального образования: программам среднего профессионального или высшего образования - программам бакалавриата и программам специалитета.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 26 марта 2020 года N 586- О, конституционный принцип равенства всех перед законом, который распространяется не только на права, непосредственно закрепленные Конституцией Российской Федерации, но и на связанные с ними другие права, приобретаемые на основании закона, в том числе право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с получением профессионального образования, гарантирует одинаковые нрава и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не исключает установление различных условий для различных категорий субъектов права. Такие различия должны основываться на объективных характеристиках соответствующих субъектов. Иное означало бы нарушение вытекающего из статьи 19 Конституции Российской Федерации принципа равного исполнения гражданами Российской Федерации своих конституционных обязанностей, в том числе конституционной обязанности гражданина Российской Федерации по защите Отечества посредством несения военной службы по призыву.
Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что действующее федеральное законодательство устанавливает систему отсрочек от призыва на военную службу в связи с получением образования и предполагает предоставление гражданам возможности незамедлительно после получения среднего общего образования (ши одновременно с его получением) продолжить получение образования по очной форме обучения по имеющим Государственную аккредитацию программам профессионального образования: программам среднего профессионального или высшего образования, то есть рассматривает граждан, получивших профессиональное Образование вне зависимости от его вида, как относящихся к одной категории субъектов.
Административный истец в целях получения среднего профессионального образования непосредственно после получения среднего общего образования поступил в ГПОУ РК "Колледж искусств Республики Коми" на первый курс по очной форме обучения по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) "Фортепиано"; среднее профессиональное образование по очной форме обучения в образовательной организации по имеющей государственную аккредитацию программе среднего профессионального образования получает впервые, в связи с чем, как правильно указали прокурор и суды имеет право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу на период такого обучения, но не свыше срока обучения, установленного федеральным государственным образовательным стандартом.
То обстоятельство, что административный истец после получения среднего общего образования избрал дальнейшее обучение в профессиональной образовательной организации по образовательной программе среднего профессионального образования, вопреки доводам представителя административных ответчиков, не является основанием для отказа в реализации предусмотренного законом права на предоставление отсрочки от призыва на военную службу на период очного обучения в образовательной организации по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего профессионального образования.
Доводы представителя военного комиссариата по существу повторяют его позицию при разбирательстве дела в судах обеих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и доказательственной базы по спору; вновь приведённые в кассационной жалобе, они не могут повлечь отмену судебных постановлений.
Несогласие представителя военного комиссариата с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 16 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ "Военный комиссариат Республики Коми" - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 16 октября 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объёме изготовлено 29 февраля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.