Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зеленского А.М, судей Бельмас Н.А. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-428/2023) по кассационной жалобе Гилинской "данные изъяты" на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 16 января 2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 13 июля 2023г. (N33а-4154/2023) по административному иску МИФНС России N7 по Ленинградской области к Гилинской Г.Я. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, объяснения представителя МИФНС России N7 по Ленинградской области Семеновой А.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
МИФНС России N7 по Ленинградской области обратилась в суд с административным иском к Гилинской Г.Я. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2019 год в размере 9 500, 81 руб, пени в размере 146, 59 руб, а всего - 9 647, 40 руб.
В обоснование указано, что Гилинской Г.Я. на праве собственности принадлежит автомобиль "данные изъяты". Административный ответчик является плательщиком транспортного налога за 2019г. Ответчику было направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты транспортного налога за 2019г. в размере 16 425 руб, однако, в добровольном порядке Гилинской Г.Я. налог уплачен не был, в связи с чем, ей были начислены пени и направлено требование о необходимости уплаты транспортного налога за 2019г. в размере 16 425 руб. и пени в размере 146, 59 руб. В связи с неисполнением требования, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, который был отменен определением от 09 июня 2021г. в связи с поступлением возражений от должника. Административным ответчиком транспортный налог оплачен частично в размере 6 924, 19 руб, в связи с чем административный истец просил взыскать с ответчика задолженность по транспортному налогу за 2019г. в размере 9 500, 81 руб, пени в размере 146, 59 руб.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица был привлечен финансовый управляющий ФИО8
Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 28 апреля 2022г. административный иск МИФНС России N 7 по Ленинградской области был удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 25 августа 2022г. решение Гатчинского городского суда от 28 апреля 2022г. было отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 16 января 2023г. административный иск МИФНС Росси N7 по Ленинградской области удовлетворен.
С Гилинской Г.Я. взыскана задолженность по транспортному налогу за 2019 год и пени в общем размере 9 647, 40 руб, из которых задолженность транспортному налогу за 2019г. составляет 9 500, 81 руб, пени - 146, 59 руб. Также суд взыскал с административного ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 13 июля 2023г. решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 16 января 2023г. оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Гилинская Г.Я. просит отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
МИФНС России N7 по Ленинградской области поданы возражения относительно доводов кассационной жалобы Гилинской Г.Я.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Согласно части 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее-НК РФ) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из положений статьи 357 НК РФ, плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, являющимся физическим лицом, согласно статье 362 НК РФ исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
Уплата транспортного налога налогоплательщиками должна осуществляться в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, в соответствии с пунктом 1 статьи 363 НК РФ.
Как следует из материалов административного дела, по сведениям УГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, за Гилинской Г.Я. зарегистрировано транспортное средство - автомобиль Мицубиси "данные изъяты" с 13.09.2006 г. по настоящее время (л.д. 159, 160), в связи с чем ответчик является плательщиком транспортного налога за 2019г.
МИФНС России N7 по Ленинградской области сформировала и направила Гилинской Г.Я. налоговое уведомление N от 03 августа 2020г, в котором административному ответчику предложено в установленный законом срок оплатить налоги, в том числе, транспортный налог за 2019г. в размере 16 425 руб. (л.д. 8-10).
В связи с неуплатой налога в установленный срок, Гилинской Г.Я. было направлено требование N 4368 по состоянию на 03 февраля 2021г, в котором предложено в срок до 17 марта 2021г. уплатить имеющуюся недоимку, в том числе, по транспортному налогу за 2019г. в размере 16 425 руб. и пени по транспортному налогу в размере 146, 59 руб. (л.д. 11-13).
Требование об уплате задолженности ответчиком исполнено не было, в связи с чем МИФНС N 7 обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
24 мая 2021г. мировым судьей судебного участка N 34 Гатчинского района Ленинградской области был вынесен судебный приказ N 2а-989/2021 в отношении Гилинской Г.Я. о взыскании задолженности по налогам, в том числе, по транспортному налогу за 2019г. в размере 16 399 руб, который был отменен определением от 09 июня 2021г, в связи с поступившими возражениями налогоплательщика (л.д. 17).
Административное исковое заявление МИФНС России N7 по Ленинградской области направлено в суд по почте 07 декабря 2021г.
Установив изложенные обстоятельства, руководствуясь положениями Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции административный иск МИФНС России N7 по Ленинградской области удовлетворил. Суд первой инстанции исходил из того, что Гилинская Г.Я. является плательщиком транспортного налога за 2019г, в установленный срок задолженность по транспортному налогу не уплатила; суд первой инстанции признал, что МИФНС России N7 по Ленинградской области обратилась в суд с настоящим административным иском в пределах установленного срока.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26 октября 2002г. N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", с учетом установленных по делу обстоятельств, собранных и оцененных судом доказательств, с выводами суда первой инстанции согласился, отметив следующее.
Судом первой инстанции в решении обоснованно указано, что на основании законодательства, объектом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.
Начисление и уплата транспортного налога в случае продажи транспортного средства прекращаются с месяца, следующего за снятием его с регистрационного учета в органах ГИБДД. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.
Сведений о том, что автомобиль был перерегистрирован новым собственником на свое имя, или снят Гилинской Г.Я. с регистрационного учета после совершения сделки, в материалы дела ответчиком не представлено и в органах ГИБДД не имеется.
Согласно ответу на запрос суда первой инстанции, полученному из УГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, за Гилинской Г.Я. зарегистрировано транспортное средство ? автомобиль "данные изъяты" 13.09.2006 г. и по настоящее время (л.д. 159, 160).
Таким образом, в 2019 году указанный автомобиль был зарегистрирован за ответчиком Гилинской Г.Я, следовательно, у нее возникла обязанность по уплате транспортного налога за 2019 год.
Ссылка административного ответчика на то, что финансовый управляющий ФИО8 обязан был снять с учета транспортное средство, является несостоятельной, поскольку автомобиль "данные изъяты" не был реализован на торгах финансовым управляющим в рамках дела о банкротстве, а был продан ответчиком самостоятельно, 24 сентября 2018г. до возбуждения дела о признании Гилинской Г.Я. несостоятельным (банкротом).
Довод Гилинской Г.Я. о том, что с неё не подлежит взысканию транспортный налог за 2019г, поскольку административный ответчик признана судом несостоятельным (банкротом), не может быть признан обоснованным.
Определением от 17 июня 2019г. заявление Гилинской Г.Я. о признании несостоятельным (банкротом) принято к производству Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (л.д. 43-44).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 июля 2020г. по делу NА56-59834/2019, Гилинская Г.Я. признана несостоятельным (банкротом), в отношении нее была введена процедура реализации имущества, финансовым управляющим утвержден ФИО8
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 апреля 2021г. завершена процедура реализации имущества Гилинской Г.Я, которая освобождена от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении процедуры реструктуризации долгов или реализации имущества гражданина (л.д. 45-46).
Согласно налоговому законодательству, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода.
Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога за 2019г. у Гилинской Г.Я. возникла 31 декабря 2019г, то есть после возбуждения производства по делу о банкротстве 17 июня 2019г.
В соответствии с положениями пунктов 3, 5 статьи 213.28 Федерального закона от 26 октября 2002г. N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон "О несостоятельности (банкротстве)") после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина (далее - освобождение гражданина от обязательств).
Освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные пунктами 4 и 5 настоящей статьи, а также на требования, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина.
Требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абз. 7 пункта 1 статьи 126 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Под текущими платежами согласно пункту 1 статьи 5 Закона О несостоятельности (банкротстве)" понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лип. работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016г, указано, что при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.
Таким образом, транспортный налог за 2019г, являющийся обязательным платежом, возникшим после даты принятия заявления о признании должника банкротом - 17 сентября 2019 г, является текущим платежом, который может быть предъявлен к взысканию с Гилинской Г.Я. после окончания производства по делу о банкротстве гражданина.
Кроме того, следует отметить, что повторно указанная задолженность не взыскивается, поскольку согласно представленным истцом документам, налоговый орган обращался в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в рамках дела о банкротстве, с требованием о включении в реестр требований кредиторов, включив в него, в том числе, задолженность Гилинской Г.Я. по транспортному налогу за 2014-2018гг, требование было включено в реестр требований кредиторов. Задолженность по транспортному налогу за 2019г. в него не включена (л.д. 139-143).
Также, судом апелляционной инстанции отклонен довод апелляционной жалобы о том, что судом не исследованы обстоятельства удержания службой судебных приставов налоговых платежей из денежных средств на счете Гилинской Г.Я, куда поступают ее пенсионные выплаты, в связи с чем, как полагает ответчик, задолженность по транспортному налогу за 2019г. с нее уже была удержана.
В подтверждение произведенных удержаний, административным ответчиком в материалы дела было представлено ходатайство финансового управляющего ФИО6 от 15 мая 2020г. о приостановлении исполнительного производства N-ИП от 18 ноября 2019г, направленное начальнику Гатчинского РОСП, письмо УФНС по Ленинградской области от июня 2020г, направленное Гилинской Г.Я, содержащее сведения о излишне удержанной с ответчика сумме налога в размере 9128 руб. (л.д. 166-169), а также решение налогового органа от 23 июня 2020г. N10734 об отказе в возврате налога Гилинской Г.Я. по причине отсутствия переплаты (л.д. 170).
Налоговым органом в материалы дела представлены решения о зачете сумм излишне уплаченного (взысканного) налога от 11 марта 2021г. N 8766 (л.д. 147) и от 23 апреля 2021г. N 16915 (л.д. 149), согласно которым излишне уплаченные (взысканные) суммы налога в размере 25, 47 руб. и 6898, 72 руб. соответственно, зачтены в погашение задолженности Гилинской ГЯ. по транспортному налогу за 2019г, а всего зачтено - 6 924, 19 руб. (25, 47 руб. + 6898, 72 руб.).
В связи с указанными решениями о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) налога, административные исковые требования о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2019г. были уменьшены налоговым органом на сумму 6 924, 19 руб, и составили 9 500, 81 руб. (16 425 руб. - 6 924, 19 руб.).
Каких-либо доказательств уплаты (удержания) с Гилинской Г.Я. задолженности по транспортному налогу за 2019г. в полном размере, а именно, в размере 16 425 руб, административным ответчиком в материалы дела не представлено.
В рамках настоящего административного дела о взыскании задолженности по транспортному налогу, действия должностных лиц Гатчинского РОСП, произведенные в рамках исполнительного производства N-ИП от 18 ноября 2019г, предметом рассмотрения являться не могут.
Также материалы дела не содержат сведений о том, что Гилинской Г.Я. оспорены и признаны незаконными решения налогового органа об отказе в возврате излишне уплаченного налога, и о зачете сумм излишне уплаченного (взысканного) налога, принятые в отношении Гилинской Г.Я.
С учетом изложенного, правовых оснований для отказа в удовлетворении административного иска МИФНС России N7 по Ленинградской области, не имеется.
Выводы судов основаны на правильном применении норм приведенного выше законодательства.
При рассмотрении дела суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применили закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке уже оцененных судом доказательств и не опровергают правильности выводов судов.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 16 января 2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 13 июля 2023г. оставить без изменения, кассационную жалобу Гилинской "данные изъяты"-без удовлетворения.
Решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 16 января 2023г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 13 июля 2023г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 28 февраля 2024г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.