Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Сенчуковой Е.В, Шевчук Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 20 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 25 октября 2023 г. по гражданскому делу N 2-3982/2023 по иску Мезенцевой С.Ю. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области о включении периодов работы в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г,
УСТАНОВИЛА:
Мезенцева С.Ю. обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области, с учетом уточнений, просила установить факт принадлежности ей трудовой книжки в связи с допущенной ошибкой в написании даты ее рождения, обязать ответчика включить в страховой стаж спорные периоды работы и назначить пенсию с даты первого обращения, то есть с 12 мая 2022 г.
В обоснование заявленных требований истец указала, что 12 мая 2022 г. и 12 сентября 2022 г. обращалась в пенсионный орган с заявлениями о назначении страховой пенсии по старости на основании ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", однако ей было отказано по причине отсутствия необходимой продолжительности страхового стажа, которая вместо минимального 13 лет составила только 8 лет 4 месяца 15 дней, а также по причине отсутствия необходимой величины ИПК, которая, при требуемой 23, 4, составила только 16, 527. При этом из страхового стажа, влияющего также на размер ИПК, исключены периоды работы, имевшие место на территории Республики Казахстан: с 01 июля 1986 г. по 19 апреля 1993 г. на Горбыткомбинате г. Талдыкургана Казахской ССР; с 15 июля 1993 г. по 1 ноября 2004 г. в ТОО Эсэм г. Талдьысоргана Казахской ССР; с 5 ноября 2004 г. по 05 сентября 2009 г. в ДГПВХ "Талдыкурганирригация". С такой оценкой пенсионных прав она не согласна, полагала, что у ответчика отсутствовали правовые основания для отказа в установлении ей страховой пенсии по старости и исключении из подсчета стажа данных периодов работы, поскольку они подтверждены документально и возможность включения таких периодов работы в стаж предусмотрена Соглашением стран СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.
Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 20 июля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 25 октября 2023 г, исковые требования удовлетворены частично. Установлен факт принадлежности Мезенцевой С.Ю, 07.12.1965 года рождения, трудовой книжки ВТ-1 N 0628449, дата заполнения 13.01.1986г.; на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области возложена обязанность включить в страховой стаж Мезенцевой С.Ю. периоды работы на территории Республики Казахстан: с 01.07.1986 г. по 19.04.1993 г, с 15.07.1993 г. по 31.12.2001 г, а также назначить ей страховую пенсию по старости на основании ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 12 мая 2022 г.
В кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились, в связи с чем, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационной инстанции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права допущено не было.
Судом при рассмотрении дела установлено, что 12 мая 2022 г. Мезенцева С.Ю. обратилась в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости па основании ст. 8 Федерального закона N400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа истцу отказано в назначении пенсии по причине отсутствия необходимой продолжительности страхового стажа, которая вместо минимального 13 лет составила только 8 лет 4 месяца 15 дней, а также по причине отсутствия необходимой величины ИПК, которая при требуемой 23, 4 составила только 16, 527.
При этом в подсчет страхового стажа истца, что повлияло на размер ИПК, не включены периоды работы, которые осуществлялись на территории Республики Казахстан: с 01 июля 1986 г. по 19 апреля 1993 г. на Горбыткомбинате г. Талдыкургана Казахской ССР; с 15 июля 1993 г. по 1 ноября 2004 г. в ТОО Эсэм г. Талдыкургана Казахской ССР; с 5 ноября 2004 г. по 5 сентября 2009 г. в ДГПВХ "Талдыкурганирригация".
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции пришел к выводу об установлении факта принадлежности трудовой книжки истцу, в связи с неправильным указанием даты рождения, возможности зачета в страховой стаж Мезенцевой С.Ю. спорных периодов работы (за исключением периодов с 1 января 2002 г. по 1 ноября 2004 г. и с 5 ноября 2004 г. по 5 сентября 2009 г. в связи с отсутствием сведений об уплате страховых взносов), осуществлявшегося на территории Республики Казахстан, в том числе в соответствии с положениями Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г, Федерального закона N400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях" с учетом представленных документов, подтверждающих осуществление трудовой деятельности в эти периоды, а также о назначении истцу страховой пенсии по старости с 12 мая 2022 г.
Проверяя законность и обоснованность постановленного решения суда, в пределах доводов апелляционной жалобы пенсионного органа, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, отклонив доводы ответчика о том, что включение спорных периодов работы могло быть осуществлено только при получении соответствующего формуляра от компетентного органа Республики Казахстан согласно положениям Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 г.
Как верно указано судом апелляционной инстанции, АО "Единый накопительный пенсионный фонд" не однократно сообщилось, что запрос формуляра "О стаже работы" применяются в отношении трудящихся, претендующих на пенсию за стаж работы, приобретенный после вступления Соглашения в силу, то есть после 01 января 2021 г. Сведения в отношении истца касаются стажа работы для назначения пенсии в рамках национального законодательства и Соглашения от 13 марта 1992 г. за стаж работы, приобретенный до 01 января 2021 г. В связи с чем, ответы на запросы, не касающиеся пенсионного обеспечения граждан в соответствии с Соглашением, не входит в их компетенцию.
Также судом апелляционной инстанции отклонены доводы пенсионного органа о том, что Соглашение от 13 марта 1992 г. не может быть применено к спорным правоотношениям, поскольку, как обоснованно отметил суд апелляционной инстанции, денонсация Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. не освобождает сторону договора от выполнения обязательств, которые возникли в результате выполнения договора до его прекращения, выплата пенсий, назначенных в соответствии с указанным Соглашением, должна быть продолжена, а кроме того, ст. 12 Соглашения от 20 декабря 2019 г, заключенного между Российской Федерацией, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, прямо предусмотрено, что назначение и выплата пенсии за стаж работы, приобретенный до 1 января 2021 г, осуществляются не только в соответствии с законодательством государств-членов, но и в соответствии с Соглашением от 13 марта 1992 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что приведенные выводы следует признать законными и обоснованными, изложенные в кассационной жалобе доводы, не опровергают выводы судебных инстанций.
Согласно части 2 статьи 11 Федерального Закона N 400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Соглашение от 13 марта 1992 года распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения (статья 5 Соглашения).
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
Частью 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно пункту 5 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Из изложенного следует, что при назначении пенсии периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Судами первой и апелляционной инстанций правильно применены нормативные положения, регулирующие порядок и условия зачета периодов трудовой деятельности в стаж работы.
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Поскольку совокупность представленных заявителем документов, а также записей в трудовой книжке, и согласующиеся с ними данные индивидуального лицевого счета застрахованного лица, подтверждают, что представленная трудовая книжка принадлежит Мезенцевой С.Ю, 07.12.1965 года рождения, то суд обоснованно установилфакт принадлежности трудовой книжки серии ЕТ I N 0628449 истцу и удовлетворил требования о включении в страховой стаж периодов работы до 31 декабря 2001 г, поскольку периоды работы по найму после 1 января 2002 г. могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, а информация об уплате страховых взносов истцом суду не представлена.
Таким образом, спорные периоды работы истца на территории Республики Казахстан до 01 января 2002 г. подтверждены представленной трудовой книжкой и подлежат включению в страховой стаж вне зависимости от уплаты страховых взносов.
Изложенные в кассационной жалобе доводы, о том, что в пенсионный орган не представлен формуляр "О стаже работы", направленный ЕНПФ, являлись предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены, поскольку согласно позиции АО "Единый накопительный пенсионный фонд", запрашиваемые сведения касаются стажа работы для назначения и выплаты пенсии в рамках национального законодательства Российской Федерации и Соглашения СНГ за стаж работы, приобретенный до 1 января 2021 г, и не относятся к пенсионному обеспечению граждан в соответствии с Соглашением.
Таким образом, доводы пенсионного органа о том, что при разрешении спора суду следовало руководствоваться Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 г, заключенного, в том числе между Россией и Республикой Казахстан, несостоятельны.
Согласно ст. 12 Соглашения назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.
Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 г. вступило в силу 1 января 2021 г.
При данных обстоятельствах к спорным правоотношениям данное Соглашение неприменимо, поскольку заявленные истцом периоды стажа работы имели место до 2021 года, соответственно, судом при разрешении спора обоснованно применено Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, в том числе о неверном исчислении судом периода с которого подлежит назначению пенсия, проверены в полном объеме и признаются судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования не нашли, выводов судов не опровергли.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку нарушений судами норм материального или процессуального права по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Калининграда от 20 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 25 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.