Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г.
судей Уланова К.В, Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО3 на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 27 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 19 сентября 2023 г. по гражданскому делу N 2-1999/2022 по иску ФИО3 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Шлопак С.А, выслушав объяснения представителя ответчика Фомина А.В, действующего на основании доверенности от 21 декабря 2023 г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО3 обратилась в суд с иском к ГУ - Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, с учётом уточнений в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), просила зачесть и включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ) периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - учёба в Санкт-Петербургском медицинском училище N2, так как включение периода учёбы в специальный стаж не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11.07.2002;
с 20.01.2003 по 16.05.2004 - в Государственном бюджетном учреждении Санкт-Петербургском научно-исследовательском институте скорой помощи им. И.И. Джанелидзе;
с 27.08.2004 по 31.12.2004 - в Государственном бюджетном учреждении Санкт-Петербургском научно-исследовательском институте скорой помощи им. И.И. Джанелидзе;
с 11.01.2005 по 19.09.2008 - в Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Городская поликлиника N 78;
с 03.09.2010 по 19.10.2011 - работа в Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Городская поликлиника N 78 в должности медицинской сестры по приему вызовов и передачи их выездным бригадам;
с 03.09.2018 по 18.10.2019 - работа на неполную ставку в Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Городская поликлиника N 26";
с 01.09.1994 по 31.12.1995 работа в НИИ им. И.И. Джанелидзе, в клинике, в кардиореанимации, 1:1, 5;
с 01.04.2006 по 19.09.2008 период внешнего совместительства, основная работа: 1, 0 ставки в интенсивной терапии медицинской сестрой палатной в НИИ им. И.И. Джанелидзе, а также внешнее совместительство на 0, 5 ставки в городской поликлинике N 78;
- 19.10.2006 по 04.10.2007- медицинская сестра по приёму вызовов
- 05.10.2007 по 19.09.2008 - медицинская сестра выездной бригады.
- 19.11.2007 по 17.12.2007 -курсы повышения квалификации.
- 08.08.2013 по 03.09.2018 - период работы в городской больнице N 26 медицинской сестрой диализа, на ставке 1, 0;
- 13.11.2019 по 15.04.2020 год - период работы в городской больнице медицинской сестрой в отделении урологии, по ставке 1.0;
- 15.04.2020 по настоящее время работы по ставке 1, 0 в инфекционном отделении по оказанию медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, подлежит исчислению как 1 за 2.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 27 октября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 19 сентября 2023 г, исковые требования Суродеевой Н.П. оставлены без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 19 сентября 2023 г, принятым в протокольной форме, произведена замена ответчика ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
В кассационной жалобе ФИО3 просит об отмене постановленных судебных актов, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Истец надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, сведений о причинах неявки не сообщил.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец ФИО3 зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.
Истец обратилась за назначением досрочной стразовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ.
В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включены периоды работы:
- 01.09.1993-31.08.1994 - в должности медицинской сестры отделения кардиореанимации Клиники в Государственном бюджетном учреждении Санкт- Петербургский научно-исследовательский институт скорой помощи им. И.И. Джанелидзе по фактической продолжительности; 01.09.1994-31.12.1995 - в должности медицинской сестры реанимации Отделения кардиореанимации Клиники в Государственном бюджетном учреждении Санкт- Петербургский научно-исследовательский институт скорой помощи им. И.И. Джанелидзе по фактической продолжительности; 01.01.1996-13.01.2000, 26.01.2000-08.06.2000 - в должности медицинской сестры - анастезиста Отделения кардиореанимации Клиники в Государственном бюджетном учреждении Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт скорой помощи им. П.И. Джанелидзе по фактической продолжительности.
Данные периоды включены ответчиком на основании поступившей справки от 12.04.2022 N 729-р, выданной Государственным бюджетным учреждением Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт скорой помощи им. И.И. Джанелидзе о работе истца с 01.09.1993 по 08.06.2000 в должностях медицинской сестры отделения кардиореанимации Клиники, медицинской сестры реанимации Отделения кардиореанимации Клиники медицинской сестры-анастезиста Отделения кардиореанимации Клиники и учитывались по фактической продолжительности, поскольку отсутствует наименование Отделения "кардиореанимация" в Списках льготного исчисления периодов работы, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение медицинским работникам.
По запросу суда из данной организации иных документов, позволяющих произвести расчет за указанный период в ином порядке, не поступило.
- 06.07.2000-15.01.2003 - в должности медицинской сестры по массажу физиотерапевтического отделения в СПБ ГБУЗ "Детская городская больница N 19 им. К.А. Раухфуса" по фактической продолжительности;
- 17.05.2004-26.08.2004 - в Государственном бюджетном учреждении Санкт- Петербургский научно-исследовательский институт скорой помощи им. И.И. Джанелидзе до фактической продолжительности на 0, 5 ставки и в СПБ ГБУЗ "Городская поликлиника N 109" по фактической продолжительности на 0, 5 ставки, что в итоге позволяет учесть указанный период на 1 ставку;
-01.01.2005-31.03.2006 - в должности медицинской сестры палатной кардиологического отделения Клиники в ГБУ СПб НИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе по фактической продолжительности;
- 01.04.2006-14.09.2008 - в должности медицинской сестры палатной палаты интенсивной терапии Отделения реанимации и интенсивной терапии N 1 Клиники в ГБУ СПб НИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе в льготном исчислении - один год работы как один год и 6 месяцев работы;
- 23.09.2008-31.12.2008, 09.01.2009-02.09.2010 - в должности участковой медицинской сестры терапевтического отделения в СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 78" по фактической продолжительности;
- 01.11.2011-25.01.2012, 28.01.2012-26.03.2012, 28.03.2012-15.05.2012, 21.05.2012-31.08.2012 - в должности медицинской сестры невролога неврологического отделения в СПб ГБУЗ "Городская поликлиникаN 109" по фактической продолжительности;
- 20.09.2012-04.08.2013 - в должности медицинской сестры отделения реабилитации в СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N51" по фактической продолжительности;
- 08.08.2013-02.09.2018 - в должности медицинской сестры в СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N26" по фактической продолжительности;
- 13.11.2019-14.04.2020, 01.10.2020-13.05.2021, 18.05.2021-31.12.2021 - в должности медицинской сестры палатной (постовой) урологического отделения в СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 20" по фактической продолжительности;
- 15.04.2020-02.08.2020, 13.08.2020-30.09.2020 - в должности медицинской сестры палатной (постовой) урологического отделения - в СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 20" в льготном исчислении - один день работы медицинских работников по оказанию медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 - как два дня работы, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 N 1191.
Специальный стаж составил 25 лет 08 месяцев 11 дней.
В стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, на основании сведений индивидуального (персонифицированного учета, не включены следующие периоды:
- 01.09.1991-30.06.1993 - учеба в Санкт-Петербургском медицинском училище N 2, так как включение периода учебы в специальный стаж не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11.07.2002;
- 14.01.2000-25.01.2000, 2009 год - 8 дней, 26.01.2012-27.01.2012, 27.03.2012- 27.03.2012, 16.05.2012-20.05.2012, 03.08.2020-12.08.2020 - нахождение в отпуске без сохранения заработной платы, так как включение указанного вида отпуска в специальный стаж не предусмотрено Правилами N 516 от 11.07.2002;
- 20.01.2003-16.05.2004, 27.08.2004-31.12.2004 - работа на неполную ставку в Государственном бюджетном учреждении ГБУ СПб НИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе, так как не выполнено условие работы на полную ставку в соответствии с пунктом 4 Правил 2002 года;
- 11.01.2005-19.09.2008 - работа на неполную ставку в СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 78", так как не выполнено условие работы на полную ставку в соответствии с пунктом 4 Правил 2002 года;
- 03.09.2010-19.10.2011 - в должности медицинской сестры по приему вызовов и передаче их выездным бригадам в СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 78", так как наименование должности не предусмотрено Списком 2002 года и Правилами исчисления периодов работы от 2002 года;
- 03.09.2018 по 18.10.2019 - работа на неполную ставку в СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 26", так как не выполнено условие работы на полную ставку в соответствии с пунктом 4 Правил 2002 года.
Оценив представленные сторонами письменные доказательства по правилам статей 56, 67 ГПК РФ, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что согласно представленным документам стаж осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения составил 25 лет 08 месяцев 11 дней, что не дает Суродеевой Н.П. право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
Как указал суд, правовые основания для включения заявленных Суродеевой Н.П. периодов в специальный страховой стаж отсутствуют, так как периоды работы Суродеевой Н.П. с 01.01.2003 по 15.01.2003, с 20.01.2003 по 16.05.2004, с 27.08.2004 по 31.12.2004 по данным выписки из ИЛС работодателем поданы с указанием ставки 0, 5 (0, 75), следовательно, Суродеева Н.П. не выполняла работу на полную ставку, и данные периоды работы не подлежат зачету в специальный стаж.
Периоды работы истца с 20.10.2008 по 04.11.2008, 03.09.2010 по 19.10.2011 в СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 78", с 19.11.2007 по 17.12.2007 в ГБУ СПб НИИИ скорой помощи им. Н.И. Джанелидзе по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета работодателями не подтверждены. Спорные периоды трудовой деятельности отражены работодателями по данным персонифицированного учета без указания кода особых условий труда.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции, отклонив доводы апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в апелляционном определении, указав, что оснований для отмены состоявшегося судебного постановления по доводам апелляционной жалобы ФИО3, которая ссылалась на то, что факт неуплаты страховых взносов работодателем, не предоставление работодателем сведений, не может повлечь неблагоприятных последствий для реализации ее прав в области пенсионного обеспечения.
Также суд апелляционной инстанции отметил, что в соответствии с разделом "наименование должностей" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лица, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждения здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы в должностях фельдшер, фельдшер - лаборант, старший фельдшер, фельдшер (медицинская сестра) станции скорой медицинской помощи, медицинская сестра приемного отделения (приемного покоя) в больницах всех наименований, станции скорой медицинской помощи.
Работа в должности фельдшера (медицинской сестры) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи, как подлежащие зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденном, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, не названа.
Кроме того, приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.03.1999 N 100 "О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации" утверждено Положение о фельдшере (медицинской сестре) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи, в котором отражены основные обязанности фельдшера (медицинской сестры) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи. Эти обязанности сводятся к осуществлению информационного взаимодействия с населением, с выездными бригадами, оперативными службами; к осуществлению оперативного руководства всеми выездными бригадами в соответствии с территориально-зональным принципом обслуживания.
Таким образом, основания для зачета периодов работы ФИО3 в должности фельдшера (медицинской сестры) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи в специальный стаж отсутствовали.
Разрешая заявленные требования, суд первой и апелляционной инстанции правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства оценил по правилам статьи 67 ГПК РФ.
В частности, все доводы и доказательства, приводимые сторонами в обоснование своей позиции по делу, оценены судом двух инстанций, обжалуемые судебные акты в соответствии с требованиями части 4 статьи 198, пунктов 5 и 6 части 2 статьи 329 ГПК РФ содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанции.
В соответствии пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий").
Согласно части 1.1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 20 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону (часть 1.1 введена Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ).
Статьей 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" предусмотрено, что гражданам, которое в том числе, указаны в пункте 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ и которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных приложением 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В соответствии со статьей 35 "Переходные положения" Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ с 01.01.2015 страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, и правила исчисления периодов работы утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В силу ч. 4 ст. 30 вышеназванного закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательстве: действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работа (деятельности).
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерация от 29.01.2004 N2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан", органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при исчислении продолжительности страхового стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 могут применять правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.
С учетом данного Постановления, в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона, периоды работы учитываются в следующем порядке:
периоды работы до 1 ноября 1999 года могут учитываться в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 (далее - Список 1991 года).
периоды работы после 1 ноября 1999 года по 13 ноября 2002 года могут учитываться в соответствии со списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 (далее - Список 1999 года), и правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, также утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066.
Правительством Российской Федерации 16.07.2014 принято Постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (вступило в силу с 01.01.2015) (далее - Постановление N 665 от 16.07.2014).
Согласно подпункту "н" пункта 1 данного Постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список 2002 года), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила исчисления периодов работы от 2002 года); Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее - Список 1999 года), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по
31.12.2001 включительно (далее - Правила исчисления сроков выслуги от 1999 года); Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно (далее - Список 1991 года); Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992 (далее - Перечень учреждений, организаций и должностей от 17.12.1959 N 1397).
До 01.10.1993 при назначении досрочных пенсий в соответствии с Законом N 340-1 от 20.11.1990 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" действовали пункты 3 постановлений N 463 и 464, предусматривающие возможность применения до указанной даты Перечня учреждений, организаций и должностей N1397 и Положения N 1397. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой" с 01.10.1993 указанные пункты постановлений N 463 и N464 признаны утратившими силу, как и постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", утвердившее Перечень учреждений, организаций и должностей N 1397 и Положение N 1397.
С учетом части 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ при исчислении стажа педагогической и лечебной деятельности периоды соответствующей работы до 01.10.1993 могут исчисляться с применением Перечня учреждений, организаций должностей N1397 и Положения N1397. К выполнявшейся до 01.10.1993 работе медицинских работников по Перечню учреждений, организаций и должностей N1397 в соответствии с Положением N1397 может приравниваться иная работа (деятельность), имевшая место до указанной дать; при этом приравниваемые периоды могут включаться в стаж для досрочного назначения пенсии при условии наличия не менее 2/3 требуемого стажа на соответствующих вида работ в соответствии с законодательством, действующим на день назначения пенсии с применением к периодам работы после 01.10.1993 нормативных правовых актов, действовавших в период выполнения работ.
В соответствии с пунктом 3 Постановление N 665 от 16.07.2014 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11.07.2002 (далее - Правила N 516 от 11.07.2002).
В стаж работы, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ учитывается работа только в тех должностях и в штате тех учреждений, которые поименованы в перечисленных Списках. Перечисленные Списки являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат.
Согласно п. 4 Правил 2002 года периоды работы в должностях, указанных в Списке, начиная с 01.11.1999 засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в Списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
В силу п. 5 Правил N 516 от 11.07.2002 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитывается в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с подпунктом "б" п. 5 Приложения к Правилам 2002 года один год работы засчитывается как один год и 6 месяцев лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 N 1191 "О порядке исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1, 2 и 20 части 1 статьи 30 Федерального Закона "О страховых пенсиях", медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19", установлено, что периоды работы медицинских работников, оказывающих в медицинских организациях и их структурных подразделениях медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19, засчитываются в стаж соответствующей работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1, 2 и 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в следующем порядке: день работы медицинских работников по оказанию медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в стационарных условиях - как 2 дня; день работы медицинских работников по оказанию скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонии, в том числе по отбору биологического материала пациентов для лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также по осуществлению медицинской эвакуации пациентов с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 - как 2 дня; день работы медицинских работников по оказанию первичной медико-санитарной помощи пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID- 19 в амбулаторных условиях (в том числе на дому), а также по оказанию первичной медико-санитарной помощи больным с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонии, осуществлению отбора биологического материала пациентов для лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, транспортировке пациентов в поликлинические
отделения, оборудованные под КТ-центры, и иные медицинские организации для проведения инструментального исследования на наличие внебольничной пневмонии - как 2 дня.
Постановление N 1191 устанавливает особый порядок исчисления периодов соответствующей медицинской работы, имевшей место с 1 января по 30 сентября 2020 г, в отношении работников, занятых в медицинских организациях и их структурных подразделениях оказанием медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и подозрением на COVID-19, при досрочном назначении страховой пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ на основании Списка и Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781. Пунктом 2 Постановления определено, что при исчислении периодов соответствующей работы, дающей право на досрочную пенсию по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, с применением порядка, предусмотренного пунктом 1 данного Постановления, не применяется льготный порядок исчисления периодов работы, предусмотренной пунктом 5 Правил N 781. Данное положение закрепляет для соответствующих категорий медицинских работников применение более льготных условий досрочного пенсионного обеспечения.
Действуя в рамках предоставленных полномочий, законодатель установилв Федеральном законе N 173-ФЗ порядок назначения, выплаты и перерасчета трудовой пенсии, а также закрепил в ст. 30 правила оценки пенсионных прав застрахованных лиц. Так, для застрахованных лиц предусмотрены различные варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, в том числе с учетом норм ранее действовавшего законодательства. При этом п. 2 данной статьи предусматривает право выбора застрахованным лицом наиболее выгодного для него варианта определения расчетного размера трудовой пенсии.
Исходя из вышеуказанных норм действующего законодательства при определении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости по указанному основанию ответчиком был произведен подсчет специального стажа по трем вариантам:
- с применением Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N781 "О списках работ, профессий, должностей специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- с применением перечня нормативных актов, действовавших в период выполнения работы, последовательно применяемый ко всем периодам работы (трудовой деятельности) в соответствии с которым периоды работы (деятельности) имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности), в соответствии со Списками и периодами, определенными постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665;
- с применением норм Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 2-П от 29.01.2004.
Ответчиком правильно произведен расчет специального стажа истца, отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия необходимой продолжительности стажа не менее 30 лет и наличия ИПК (в 2021 г. - не ниже 21).
Вопреки доводам кассатора, судами первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, и фактические обстоятельства по делу, учтено, что по запросу суда из ГБУ Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт скорой помощи им. И.И. Джанелидзе иных документов, позволяющих произвести расчет за спорный период в ином порядке, не поступило.
Довод истца, изложенный в кассационной жалобе, повторяет позицию истца, излагаемую в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, сводится к тому, что неуплата страховых взносов работодателем, не предоставление работодателем сведений, не может повлечь неблагоприятных последствий для реализации прав в области пенсионного обеспечения.
Вместе с тем, согласно статье 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
До внесения соответствующих изменений в документы индивидуального (персонифицированного) учета в части введения дополнительных показателей для работы медицинских работников из числа лиц, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1, 2 и 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, занятых оказанием медицинской помощи пациентам с COVID-19 и подозрением на COVID-19, при досрочном назначении страховой пенсии по старости в 2020 году периоды работы, дающей право на порядок исчисления, установленный Постановлением N1191, могут подтверждаться документами работодателя, выдаваемыми в установленном порядке на основании первичных учетных документов за соответствующий период времени с учетом положений отраслевых нормативных актов.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательна пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Спорные периоды, за которые работодателями истца произведены отчисления в Пенсионный фонд РФ исходя из ставки, по которой работала истец, 0, 5 и 0, 75 ставки, учтены ответчиком при расчете специального стажа правильно, истцом не оспорено в ходе рассмотрения дела, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета о ее занятости отражена неверно. Следует отметить, что при несогласии с произведенными начислениями истец не лишен возможности обращаться к работодателю с требованием о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Судами правильно применен пункт 4 Правил 2002 г, согласно которому периоды работы в должностях, указанных в Списке, начиная с 01.11.1999, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в Списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
Те периоды, в которые истец совмещала льготную работу, при суммировании работы по занимаемой ставке у двух работодателей, продолжительность рабочего времени свидетельствовала о выработке в объеме полной ставки по одной из должностей, ответчиком учтены как льготный стаж.
Иных доводов кассационная жалоба не содержит, содержание кассационной жалобы свидетельствует о несогласии с выводами суда.
В силу части 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Поскольку нарушений статьи 379.7 ГПК РФ, предусматривающей основания для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции, судами первой и апелляционной инстанций допущено не было, то оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 27 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 19 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО3 - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.