Дело N 88-5074/2024
город Санкт-Петербург
21 февраля 2024 года
Третий кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Сенчуковой Е.В, рассмотрев единолично в порядке части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия на решение мирового судьи судебного участка N 2 города Костомукша Республики Карелия от 15 июня 2023 года и апелляционное определение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 19 сентября 2023 года по гражданскому делу N 2-672/2023 по иску прокурора города Костомукша, действующего в интересах Тучкова Сергея Николаевича, к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия о возмещении расходов, понесенных на приобретение лекарственных препаратов,
УСТАНОВИЛ:
прокурор города Костомукша, действуя в интересах Тучкова С.Н, обратился с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (далее также - ОСФР по Республике Карелия) о возмещении расходов, понесенных на приобретение лекарственных препаратов.
В обоснование заявленных исковых требований прокурор указал, что Тучков С.Н. является получателем обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным Законом N 125-ФЗ в связи с профессиональным заболеванием, полученным им в период работы в ООО " ФИО6", с установлением 30% утраты профессиональной трудоспособности бессрочно.
В соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания (далее по тексту - ПРИ) от ДД.ММ.ГГГГ N, срок действия которой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Тучков С.Н. обратился к ответчику за компенсацией расходов в размере 7 463 руб. 60 коп, понесенных им на приобретение лекарственных препаратов в рамках данной ПРП. Ответчиком отказано в компенсации со ссылкой на то, что лекарственные препараты приобретены истцом не по новой программе реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ, а по программе от ДД.ММ.ГГГГ с превышением норм расхода.
Прокурор считает данный отказ ответчика в компенсации Тучкову С.Н. расходов формальным, не отвечающим принципам соблюдения прав граждан на меры социальной защиты и государственной социальной помощи, и просил суд взыскать с ОСФР по Республике Карелия в пользу Тучкова С.Н. расходы на приобретение лекарственных препаратов в размере 7 463 руб. 60 коп.
Решением мирового судьи судебного участка N 2 города Костомукша Республики Карелия от 15 июня 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением Костомукшского городского суда Республики Карелия от 19 сентября 2023 г, с ОСФР по Республике Карелия в пользу Тучкова С.Н. взысканы расходы на приобретение лекарственных препаратов в размере 7 463 руб. 60 коп.
В кассационной жалобе ОСФР по Республике Карелия выражает несогласие с принятыми по делу судебными актами, ссылаясь на неверное применение норм материального и процессуального закона.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания и извещения лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных постановлений по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, кассационный суд не находит предусмотренных законом оснований для их отмены.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований по настоящему гражданскому делу судом кассационной инстанции не установлено.
Как следует из материалов дела, в ДД.ММ.ГГГГ году Тучкову С.Н. установлено профессиональное заболевание, полученное в период работы в ООО " ФИО7". Степень утраты профессиональной трудоспособности 30 % установлена бессрочно.
ДД.ММ.ГГГГ ФКУ "ГБ МСЭ по "адрес"" Тучкову С.Н. выдана программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания (ПРП), в соответствии с которой установлена нуждаемость истца в определённых медикаментах.
ДД.ММ.ГГГГ лечащим врачом выписаны рецепты на лекарственные препараты, которые истцом приобретены на общую сумму 7 463 руб. 60 коп.
Письмом ГУ - РО ФСС РФ по Республике Карелия от ДД.ММ.ГГГГ Тучову С.Н. отказано в возмещении понесенных расходов с указанием на то, что расходы за приобретенные лекарственных препаратов, приобретенных ДД.ММ.ГГГГ, не подлежат возмещению, поскольку согласно программе реабилитации N от ДД.ММ.ГГГГ срок проведения реабилитационных мероприятий начинается с ДД.ММ.ГГГГ, а по предыдущей программе N от ДД.ММ.ГГГГ данные медикаменты были выкуплены ранее в полном объеме.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, мировой судья исходил из доказанности факта нуждаемости Тучкова С.Н. в вышеуказанных лекарственных препаратах в приобретенном количестве, в связи с чем пришел к обоснованном выводу о взыскании расходов с ответчика.
С приведенными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Основываясь на материалах дела, кассационный суд приходит к выводу, что суды первой и апелляционной инстанций правильно определили все значимые по делу обстоятельства, правильно определили нормы материального права, регулирующие возникшие между сторонами правоотношения, и не допустили нарушений норм процессуального права.
Виды обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний названы в статье 8 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ.
В соответствии с абзацем 3 подпункта 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ обеспечение по страхованию осуществляется, в том числе в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, на приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий.
Оплата дополнительных расходов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, за исключением оплаты расходов на медицинскую помощь (первичную медико-санитарную помощь, специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь) застрахованному непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, производится страховщиком, если учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованный нуждается в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в указанных видах помощи, обеспечения или ухода. Условия, размеры и порядок оплаты таких расходов определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ).
Условия, размеры и порядок оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Положением об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2006 г. N 286 (далее - Положение).
Согласно пункту 22 Положения оплата расходов на приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий осуществляется страховщиком в соответствии с программой реабилитации пострадавшего путем выплаты соответствующих денежных сумм застрахованному лицу по мере приобретения им (его представителем) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий на основании рецептов или копий рецептов, если указанные рецепты подлежат изъятию, оформленных в соответствии с действующим порядком назначения и выписывания лекарственных препаратов и медицинских изделий, товарных и (или) кассовых чеков либо иных подтверждающих оплату товаров документов, выданных аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.
Материалами дела подтверждается, что программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, очередной программой разработанной ФКУ "ГБ МСЭ по "адрес"" Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы N ДД.ММ.ГГГГ N сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, установлена нуждаемость Тучкова С.Н. в лекарственных препаратах с указанием их перечня и необходимой дозировки.
ДД.ММ.ГГГГ Тучковым С.Н. были приобретены лекарственные средства для проведения курса сосудистой терапии согласно программе реабилитации N от ДД.ММ.ГГГГ, на общую сумму 7 463 руб. 60 коп. на основании рецептов ГБУЗ РК "Межрайонная больница N" от ДД.ММ.ГГГГ
В силу пункта 5.2 "Временного порядка взаимодействия субъектов и участников системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по вопросам медико-социальной экспертизы, медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованного и оплаты дополнительных расходов на ее проведение", утвержденного Минтрудом РФ 19 апреля 2000 г. N 2726-АО, Минздравом РФ 18 апреля 2000 г. N 2510/4245-23, ФСС РФ 18 апреля 2000 г. N 02-08/10-943П, оплате (возмещению) подлежат фактически понесенные пострадавшим расходы, определяемые на основании количества требующихся лекарственных средств и изделий медицинского назначения согласно рецептам и справкам медицинских организаций и счетов (товарных, кассовых чеков) аптечных учреждений об их стоимости.
Об этом же сказано в совместном Письме Минздрава Российской Федерации N 2510/129-02-32 и Фонда социального страхования Российской Федерации N 02-08/10-2693П от 9 января 2002 г. "О порядке оплаты лекарственных средств при изъятии рецептов". В этом Письме указано, что дополнительные расходы на лекарственные средства и изделия медицинского назначения оплачиваются страховщиком также в соответствии с заключением учреждения медико-социальной экспертизы на основании рецептов и назначений клинико-экспертной комиссии медицинского учреждения.
Нуждаемость Тучкова С.Н. в лекарственном препарате подтверждается рецептами ГБУЗ РК "Межрайонная больница N".
То обстоятельство, что лекарственный препарат приобретен Тучковым С.Н, то есть до внесения изменений в программу реабилитации пострадавшего, не может нарушать права и законные интересы Тучкова С.Н. на получение медицинской помощи, поскольку приобретение лекарственного препарата производилось истцом на основании рецепта врача.
Заслуживает внимание и то обстоятельство, что действующее законодательство, а в частности Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2006 г. N 286, не содержит каких-либо ограничений в оплате расходов на приобретение лекарств в зависимости от изменения программы реабилитации.
Доводы жалобы заявителя ОСФР по Республике Карелия о том, что истцом приобретены лекарственные препараты ДД.ММ.ГГГГ по программе реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ, то сеть с превышением норм расхода препаратов, опровергаются материалами дела, поскольку установлено, что рецепты на приобретение лекарственных препаратов по программе N от ДД.ММ.ГГГГ были выписаны истцу ДД.ММ.ГГГГ Понесенные расходы были компенсированы ответчиком в рамках данной программы в январе 2022 г.
Кроме того, как правильно указали нижестоящие суды, приобретение в марта 2022 г. лекарственных препаратов не противоречит программе реабилитации, в которую была внесена соответствующая корректировка.
При разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
Оснований для переоценки выводов судов первой и апелляционной инстанций, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, у суда не имеется.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, выводы судов первой и апелляционной инстанций не опровергают, о неверном применении норм права не свидетельствуют, были предметом судебной оценки, обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в судебных постановлениях, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), кассационным судом общей юрисдикции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Третий кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 2 города Костомукша Республики Карелия от 15 июня 2023 года и апелляционное определение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 19 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.