Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Козловой Е.В, судей Шевчук Т.В, Минаевой Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-288/2023 по иску по иску Государственного казённого учреждения социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы Республики Карелия" к Адиеву В.Б. о взыскании излишне полученных денежных средств
по кассационной жалобе Государственного казённого учреждения социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы Республики Карелия" на решение Суоярвского районного суда Республики Карелия от 4 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 26 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Козловой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Государственное казённое учреждение социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы Республики Карелия" обратилось с иском к Адиеву Вячеславу Белусовичу о взыскании излишне полученных денежных средств.
В обоснование иска указано, что ответчик являлся получателем ежемесячной денежной компенсации, как ветеран труда с 1 января 2010 г. по адресу: г. Суоярви, ул. Н. Идрисова, д. 7, кв. 2.
28 февраля 2023 г. при обращении ответчика за мерой социальной поддержки было установлено, что он с 23 августа 2017 г. зарегистрирован по адресу: "адрес", однако о смене регистрации истцу своевременно не сообщил, будучи извещённым о данной обязанности. В связи с несообщением ответчиком об изменении адреса регистрации образовалась переплата денежных средств за период с 1 сентября 2017 г. по 28 февраля 2023 г. в размере 58 286, 84 руб. Истец просил взыскать с ответчика излишне полученные денежные средства в указанном размере.
Решением Суоярвского районного суда Республики Карелия от 4 июля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 26 сентября 2023 г, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебных постановлений как незаконных.
В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, истцу судебное извещение вручено 13 февраля 2024 г, ответчику- 7 февраля 2024 г. Кроме того, сведения о времени и месте судебного заседания заблаговременно, 19 января 2024 г, размещены на сайте кассационного суда общей юрисдикции. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ответчик, как ветеран труда, относится к категории граждан, которым установлены дополнительные меры социальной поддержки.
С 1 декабря 2009 г. на основании решения истца ответчик является получателем ежемесячной денежной компенсации в соответствии с Законом Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия".
Ответчик был письменно предупреждён о необходимости в 5-дневный срок сообщать об обстоятельствах, влекущих за собой прекращение ежемесячной денежной выплаты, что подтверждается заявлением от 18 января 2011 г.
28 февраля 2023 г. ответчик обратился в отделение по работе с гражданами в Суоярвском районе ГКУ СЗ РК "Центр социальной работы Республики Карелия" с заявлением о назначении компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг по адресу проживания: "адрес".
В период с 16 мая 2002 г. по 23 августа 2017 г. ответчик был зарегистрирован по адресу: "адрес", а с 23 августа 2017 г. по новому адресу: "адрес", что подтверждается справкой ООО "ЕИРЦ РК" и паспортом ответчика.
28 февраля 2023 г. решением истца ответчику прекращена выплата ежемесячной денежной компенсации в связи с переменой места жительства.
10 марта 2023 г. протоколом N 60 установлен факт переплаты ответчику ежемесячной выплаты денежной компенсации ветерана труда Российской Федерации на сумму 58 286, 84 руб. за период с 1 сентября 2017 г. по 28 февраля 2023 г, в связи с чем, ответчику направлено уведомление о необходимости возврата указанной суммы в срок до 30 марта 2023 г, которое ответчиком не исполнено, что явилось основанием для обращения истца с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что несвоевременное информирование гражданином органа социальной защиты населения о перемене места жительства не может являться основанием для прекращения предоставления гражданину мер социальной поддержки. Предоставление такой меры социальной поддержки может быть реализовано гражданином и по новому месту регистрации или жительства.
При этом, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истцом не представлен по запросу суда расчёт разницы между выплаченной по прежнему месту регистрации ответчика компенсации и подлежащей выплате компенсации по новому месту его регистрации.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Согласно статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счёт средств соответствующих бюджетов.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почёт и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее также - Федеральный закон "О ветеранах").
Ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (п. 1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах").
Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (п. 4 п. 1 ст. 13 Федерального закона "О ветеранах")
В соответствии со статьёй 22 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В Республике Карелия отношения по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг регулируются Законом Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" (далее - Закон N 827-ЗРК), которым предусмотрено предоставление мер социальной поддержки гражданам, являющимся ветеранами труда.
В силу положений статьи 3 Закона N 827-ЗРК социальная поддержка граждан, указанных в пунктах 1, 2, 4-9 статьи 2 (в том числе, ветеранам труда) данного Закона, осуществляется в форме предоставления ежемесячной денежной выплаты с 1 января 2008 г. в размере 600 руб, с 1 июля 2008 г. в размере 700 руб. и компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия, а гражданам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, при наличии печного отопления - твёрдое топливо и транспортные услуги для доставки этого топлива) в размере 50 процентов в пределах социальных норм площади жилья, устанавливаемых Правительством Республики Карелия, и нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством РФ.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 17 января 2005 г. N 1-П утверждён Порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных Законом Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании, утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" (далее также - Порядок).
Предоставление ежемесячной денежной выплаты приостанавливается на основании решения руководителя Отделения с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили в том числе, следующие обстоятельства: поступление сведений о снятии гражданина с регистрационного учёта по месту жительства или по месту пребывания на территории Республики Карелия (абз. 2 п. 8 Порядка).
Предоставление ежемесячной денежной выплаты возобновляется по решению Отделения с 1-го числа месяца её приостановления в том числе, в случае поступления сведений о регистрации гражданина по месту жительства или по месту пребывания на территории Республики Карелия в течение 90 дней с даты снятия гражданина с регистрационного учёта по прежнему месту жительства или месту пребывания, если выплата была приостановлена по основанию, указанному в абзаце втором настоящего пункта (абз. 7 п. 8 Порядка).
Граждане, указанные в пунктах 1-9 статьи 2 Закона (в том числе, ветераны труда), несут ответственность за достоверность представляемых документов (сведений), дающих право на получение компенсации, и обязаны в 10-дневный срок сообщить Отделению об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты компенсации.
Выплата компенсации прекращается на основании решения руководителя Отделения с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства, в том числе, в случае снятия гражданина с регистрационного учёта по месту жительства или по месту пребывания (п. 10 Порядка).
До 1 января 2022 г. действовало аналогичное нормативное правовое регулирование в вопросе прекращения предоставления ежемесячной денежной компенсации.
Вместе с тем, суды обоснованно исходили из того, что перемена места жительства гражданином, являющимся получателем мер социальной поддержки, в пределах одного муниципального образования, не может являться основанием для прекращения предоставления гражданину указанных мер социальной поддержки.
Ссылка на то, что Порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных Законом Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании, утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" не предусматривает обратной силы своих положений при определении права гражданина на получение мер социальной поддержки, и доводы кассационной жалобы о том, что том, что ответчик не доказал законность получения денежных средств в качестве мер социальной поддержки, в связи с чем на основании статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации иск подлежал удовлетворению, не могут повлечь отмену судебных постановлений.
Поскольку исковые требования были заявлены о взыскании денежных средств излишне полученных денежных сумм как неосновательного обогащения ответчика, суд обоснованно проверил право ответчика на предоставление мер социальной поддержки, и исходил из того, что ответчик статус ветерана труда не утратил, поменял адрес своей регистрации в пределах одного муниципального образования, также находящегося на территории Республики Карелия, что не повлекло неправомерного получения компенсации расходов на оплату коммунальных услуг и жилого помещения.
В указанном случае гражданин обязан вернуть излишне выплаченные ему по прежнему месту жительства суммы компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, однако такого расчёта истец по
Таким образом, разрешая заявленные требования, суды правильно определили характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовали обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства оценили по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть третья статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), исходя из материалов дела и доводов кассационной жалобы, не допущено.
Оснований, предусмотренных законом для отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Суоярвского районного суда Республики Карелия от 4 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 26 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного казённого учреждения социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы Республики Карелия" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.