Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Кузнецова С.Л, судей Швецовой М.В. и Курбатовой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Сортавальского городского поселения к Федеральному агентству лесного хозяйства, государственному казенному учреждению Республики Карелия "Сортавальское центральное лесничество", Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия о признании построек самовольными и понуждении к их сносу, по кассационной жалобе Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 07 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Кузнецова С.Л.
УСТАНОВИЛА:
Администрация Сортавальского городского поселения обратилась с иском к Федеральному агентству лесного хозяйства, государственному казенному учреждению Республики Карелия, "Сортавальское центральное лесничество", Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия о признании самовольными постройками жилого дома и хозяйственной постройки на земельном участке с кадастровым номером 10:10:0090146:33, признании самовольными постройками жилого дома и хозяйственной постройки на земельном участке с кадастровым номером 10:10:0090124:2, возложении на Федеральное агентство лесного хозяйства и ГКУ Республики Карелия "Сортавальское центральное лесничество" обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить снос самовольных построек.
В обоснование требований представителем истца было указано, что 10 сентября 2022 года по результатам выездного обследования ФГБУ "Государственный природный заповедник "Кивач" выявило факт возведения жилых домов и хозяйственных построек на земельных участках с кадастровыми номерами 10:10:0090146:33 и 10:10:0090124:2. Собственником земельных участков является Российская Федерация. Участки входят в состав Сортавальского центрального лесничества, имеют вид разрешенного использования - для ведения лесного хозяйства. Лица, осуществившие возведение построек, не установлены. Острова Оръятсаари и Реткала, на которых расположены вышеуказанные участки, а также примыкающая к ним акватория Ладожского озера входят в границы национального парка "Ладожские шхеры", являются одной из категорий особо охраняемых природных территорий. На территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов.
Решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 28 февраля 2023 года иск Администрации к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия удовлетворен, признаны самовольными постройками жилой дом и хозяйственная постройка, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 10:10:0090146:33 в северо-восточной части острова Оръятсаари, жилой дом и хозяйственная постройка, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 10:10:0090124:2 в северо-восточной части острова Реткале.
На Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу - осуществить снос указанных самовольных построек.
В удовлетворении иска к Федеральному агентству лесного хозяйства, государственному казенному учреждению Республики Карелия "Сортавальское центральное лесничество", Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 07 августа 2023 года решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение, которым иск администрации Сортавальского городского поселения удовлетворен, признаны самовольными постройками жилой дом и хозяйственная постройка, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 10:10:0090146:33 в северо-восточной части острова Оръятсаари (опорная точка с географическими координатами N 61 38.193 Е 030 52.207); также признаны самовольными постройками жилой дом и хозяйственная постройка, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 10:10:0090124:2 в северо-восточной части острова Реткале (опорная точка с географическими координатами N 61 37.681 Е 030 59.375).
На Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Ладожские шхеры" возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить снос самовольных построек: жилого дома и хозяйственной постройки на земельном участке с кадастровым номером 10:10:0090146:33 в северо-восточной части острова Оръятсаари (опорная точка с географическими координатами N 61 38.193 Е 030 52.207); жилого дома и хозяйственной постройки на земельном участке с кадастровым номером 10:10:0090124:2 в северо-восточной части острова Реткале (опорная точка с географическими координатами N 61 37.681 Е03059.375).
В удовлетворении иска к Федеральному агентству лесного хозяйства, государственному казенному учреждению Республики Карелия "Сортавальское центральное лесничество", Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия, Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Государственный природный заповедник "Кивач" - отказано.
В кассационной жалобе Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, адресованной Третьему кассационному суду общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения, как не основанного на установленных по делу обстоятельствах, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции иные участники процесса не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для её удовлетворения, в силу следующего.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких оснований при проверке доводов кассационной жалобы не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, самовольные постройки расположены на островах Оръятсаари и Реткала, которые входят в состав границ национального парка "Ладожские шхеры", относятся к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. N1684 создан национальный парк "Ладожские шхеры", который отнесен к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, соответствующие земли отнесены к землям особо охраняемых территорий федерального значения.
Согласно информации ФГБУ "Государственный природный заповедник "Кивач", самовольные постройки находятся в границах рекреационной зоны национального парка "Ладожские шхеры".
Управление национальными парками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке (ст.16 Федерального закона от 14 марта 1995 года N33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").
На основании пункта 7 Положения о национальном парке "Ладожские шхеры", утвержденным приказом Минприроды России от 13 января 2020 года N1, в редакции, действовавшей до 10 мая 2023 года, управление национальным парком осуществляется ФГБУ "Государственный природный заповедник "Кивач".
В соответствии с пунктами 1, 13, 16, 21 Устава ФГБУ "Государственный природный заповедник "Кивач", утвержденного приказом Минприроды России от 26 июня 2018 года N290, в редакции, действовавшей до 10 мая 2023 года, ФГБУ "Государственный природный заповедник "Кивач" является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением, имеющим целью сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов, расположенных, в частности, на территории национального парка "Ладожские шхеры"; земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национального парка, предоставлены учреждению в пользование (владение) на правах, предусмотренных федеральными законами, и учреждение осуществляет охрану территории национального парка.
Учитывая допущенные судом первой инстанции процессуальные нарушения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в судебном заседании 05 июня 2023 года перешла к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, привлекла к участию в деле в качестве соответчика ФГБУ "Государственный природный заповедник "Кивач", а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Росприроднадзора по Республике Карелия.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 февраля 2023 года N84 утверждено новое Положение о национальном парке "Ладожские шхеры", вступившее в силу с 11 марта 2023 года, в соответствии с пунктом 8 которого управление национальным парком, выполнение задач, возложенных на национальный парк, осуществляет федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Ладожские шхеры".
03 июля 2023 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о вновь созданном юридическом лице - Федеральном государственном бюджетном учреждении "Национальный парк "Ладожские шхеры", которому от федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный заповедник "Кивач" передано управление национальным парком "Ладожские шхеры".
С учетом изложенного судом апелляционной инстанции к участию в деле в качестве соответчика 4 июля 2023 года привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Ладожские шхеры".
10 сентября 2022 года в ходе выездного обследования ФГБУ "Государственный природный заповедник "Кивач" установлено, что на земельном участке, расположенном в северо-восточной части острова Ортъятсаари (опорная точка с географическими координатами N 61 38.193 Е 030 52.207), выявлен факт возведения жилого дома и хозяйственной постройки на земельном участке с кадастровым номером 10:10:0090146:33. На момент выездного осмотра дополнительно осуществлялась пристройка веранды к дому, участок был размечен под дальнейшее строительство, произведен спил дерева - сосна.
Также установлено, что на земельном участке, расположенном в северо-восточной части острова Реткала (опорная точка с географическими координатами N 61 37.681 Е 030 59.375), выявлен факт возведения жилого дома и хозяйственной постройки на земельном участке с кадастровым номером 10:10:0090124:2. При этом отмечено, что объекты размещены на территории рекреационной зоны национального парка "Ладожские шхеры". В ходе обследования осуществлена фотофиксация, по результатам обследования составлены акты.
29 сентября 2022 года ФГБУ "Государственный природный заповедник "Кивач" направило в адрес истца уведомления о выявлении самовольных построек.
По сообщению филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Карелия от 14 ноября 2022 года, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о каких-либо объектах недвижимости, расположенных в пределах границ земельных участков с кадастровыми номерами 10:10:0090146:33 и 10:10:0090124:2.
Лица, которые возвели указанные объекты, не установлены. Информация о таких лицах у Администрации Сортавальского городского поселения, ФГБУ "Государственный природный заповедник "Кивач", ФГУП "Национальный парк "Ладожские шхеры" и иных уполномоченных лиц отсутствует. Правоохранительными органами указанные лица также не установлены.
Земельный участок с кадастровым номером 10:10:0090124:2 поставлен на кадастровый учет 28 апреля 2011 года, относится к категории земель - земли лесного фонда, имеет вид разрешенного использования - для ведения лесного хозяйства, месторасположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира: Республика Карелия, г. Сортавала, Сортавальское центральное лесничество, Ладожское участковое лесничество, квартал 201. Собственником земельного участка является Российская Федерация (государственная регистрация права осуществлена 13 марта 2013 года).
Земельный участок с кадастровым номером 10:10:0090146:33 поставлен на кадастровый учет 14 августа 2012 года, относится к категории земель - земли лесного фонда, имеет вид разрешенного использования - для ведения лесного хозяйства, месторасположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира: Республика Карелия, г. Сортавала, Сортавальское центральное лесничество, Ладожское участковое лесничество, кварталы 137, 168-169, 172-175.
Земельный участок находится в собственности Российской Федерации.
Остров Оръятсаари и остров Реткала, а также примыкающая к ним акватория Ладожского озера входят в границы Национального парка "Ладожские шхеры".
Национальный парк "Ладожские шхеры" создан Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 года N1684, имеет общую площадь 122008, 3 гектара, включая земли лесного фонда площадью 66047 гектаров, земли лесного фонда (прилегающая акватория Ладожского озера) площадью 52854, 3 гектара, земли запаса (горный массив Петсевара) площадью 2026 гектаров и земли особо охраняемых территорий и объектов (остров Путсари) площадью 1081 гектар в Лахденпохском, Сортавальском и Питкярантском муниципальных районах Республики Карелия. Национальный парк "Ладожские шхеры" отнесен к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, соответствующие земли отнесены к землям особо охраняемых территорий федерального значения.
Согласно информации ФГБУ "Государственный природный заповедник "Кивач", самовольные постройки, о сносе которых заявляет истец, находится в границах рекреационной зоны национального парка "Ладожские шхеры".
В соответствии с пунктом 8 Положения о национальном парке "Ладожские шхеры", утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 февраля 2023 года N84, вступившим в силу с 11 марта 2023 года, в настоящее время управление национальным парком, выполнение задач, возложенных на национальный парк, осуществляет федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Ладожские шхеры".
Согласно п.3 Устава ФГБУ "Национальный парк "Ладожские шхеры", утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 мая 2023 г. N280, учредителем Учреждения является Правительство Российской Федерации. Полномочия учредителя Учреждения от имени Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Разрешая по существу исковые требования Администрации Сортавальского городского поселения, суд апелляционной инстанции установив факт нахождения самовольных построек на территории Национального парка "Ладожские шхеры", не установив лиц, осуществивших возведение самовольных построек, в отсутствие сведений об иных пользователях и собственниках спорных земельных участков, расположенных в границах национального парка, нахождения земельных участков, на котором расположены самовольные постройки, за пределами границ населенных пунктов, пришел к выводу, что надлежащим ответчиком по исковым требованиям прокурора является ФГБУ "Национальный парк "Ладожские шхеры", как федеральное бюджетное учреждение, осуществляющее управление национальным парком, государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемой природной территории, в пользовании которого находится территория национального парка, наделенное полномочиями принятия властных решений в отношении соответствующей территории.
Проверяя возражения ответчиков, судом апелляционной инстанции были признаны несостоятельными и доводы об отсутствии у ФГБУ "Национальный парк "Ладожские шхеры" компетенции по сносу самовольных построек, необходимости возложения данной обязанности на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Федеральное агентство лесного хозяйства или ГКУ Республики Карерия "Сортавальское центральное лесничество", с указанием на то, что они не основаны на законе.
Доводы ответчика и третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации о том, что соответствующая территория, где расположены постройки, не передавался в пользование ФГБУ "Кивач", а затем ФГБУ "Национальный парк "Ладожские шхеры", а потому ФГБУ "Национальный парк "Ладожские шхеры" не является надлежащим ответчиком по настоящему иску, не были приняты во внимание, как противоречащие положениям п.п. 1, 2 ст.12 и ст.16 Федерального закона от 14 марта 1995 года N33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, положений устава ФГБУ "Национальный парк "Ладожские шхеры", определяющих компетенцию учреждения в отношении территории национального парка.
Наличие в Едином государственном реестре недвижимости сведений об отнесении территории свалки к категории земель лесного фонда также оценены критически, поскольку в силу статьи 12 Федерального закона от 14 марта 1995 года N33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Проанализировав установленные по делу данные суд апелляционной инстанции указал, что не завершение процедуры изменения категории земель и внесения соответствующих изменений в ЕГРН не меняют правового режима земель национального парка, относящихся в силу прямого указания закона к категории земель особо охраняемых природных территорий. При этом ответчиком ФГБУ "Национальный парк "Ладожские шхеры" признавалось нахождение спорных объектов на территории национального парка.
Более того, в отношении земель национального парка, относящихся в силу закона к землям особо охраняемых природных территорий и находящихся в федеральной собственности, в отношении которых установлен особый режим правовой охраны и режим пребывания и осуществления какой-либо деятельности, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия каких-либо полномочий по надзору и контролю не имеет.
С учетом совокупности изложенных обстоятельств, суд второй инстанции, отменяя решение суда по процессуальным основаниям, пришел к выводам о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований, признания самовольными постройками жилого дома и хозяйственной постройки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 10:10:0090146:33 в северо- восточной части острова Оръятсаари (опорная точка с географическими координатами N61 38.193 Е 030 52.207), и жилого дома и хозяйственной постройки, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 10:10:0090124:2 в северо-восточной части острова Реткале (опорная точка с географическими координатами N 61 37.681 Е 030 59.375) с возложением обязанности осуществить снос указанных самовольных построек на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Ладожские шхеры", как учреждение, осуществляющее управление национальным парком "Ладожские шхеры", сохранение природных комплексов, мероприятия по охране и защите лесов на территории национального парка, осуществление охраны территории национального парка, отказав в удовлетворении исковых требований к Федеральному агентству лесного хозяйства, государственному казенному учреждению Республики Карелия "Сортавальское центральное лесничество", Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия, Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Государственный природный заповедник "Кивач", как к ненадлежащим ответчикам.
Кассационный суд приходит к выводу, что суд апелляционной инстанций правильно определилвсе значимые по делу обстоятельства, правильно определилнормы материального права, регулирующие возникшие между сторонами правоотношения, и не допустил нарушений норм процессуального права.
Все приведенные в кассационной жалобе доводы кассационным судом проверены, данные доводы повторяют правовую позицию заявителя при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, они сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции и не указывают на обстоятельства, которые были не проверены и не учтены при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность постановленного решения и апелляционного определения либо опровергали его выводы.
В силу статей 67, 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
В силу своей компетенции кассационный суд исходит из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями, и правом переоценки доказательств не наделен.
В кассационной жалобе нет правовых доводов для пересмотра апелляционного определения.
Руководствуясь статьями 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 7 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.