Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ирышковой Т.В, судей Ворониной Э.Н, Птоховой З.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-4/2023 по иску ФИО4, ФИО5, ФИО1 к ФИО2, администрации Ломоносовского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и перераспределении земельного участка, признании недействительным межевания земельного участка, признании права собственности на земельный участок, по кассационной жалобе ФИО4, ФИО5, ФИО1 на решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 23 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 20 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Птоховой З.Ю, объяснения ФИО1, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя ФИО10 - адвоката ФИО11, возражавшего против удовлетворения доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
ФИО4, Павлова Л.Н, ФИО1 обратились в Ломоносовский районный суд Ленинградской области с иском к ФИО2, администрации Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, в котором, с учетом изменений требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просили:
- признать незаконным постановление администрации Ломоносовского района Ленинградской области от 23 апреля 2020 г. N 502/20 "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории с разрешенным использованием - размещение индивидуального (одноквартирного) жилого дома, описание местоположения: "адрес"";
- признать недействительным право собственности ФИО10 на земельный участок площадью 1393 кв.м с кадастровым номером N, указав в решении суда, что оно является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости;
- признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером N;
- указать в решении, что оно является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости - земельном участке площадью 1393 кв.м с кадастровым номером 47: N, расположенном по адресу: "адрес"
В обоснование заявленных требований истцы указали, что им на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"
Соседний земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", принадлежит на праве собственности ФИО2
В 2020 г. ФИО12 увеличил принадлежащий ему земельный участок на 693 кв.м за счет территории, ограниченной земельными участками с кадастровыми номерами N и N, первоначальным земельным участком ответчика с кадастровым номером N и муниципальной территорией, частично на которой располагается пруд.
Вновь образованному земельному участку площадью 1393 кв.м был присвоен кадастровый N.
Право собственности ФИО10 на образованный в результате перераспределения земельный участок зарегистрировано 21 декабря 2020 г, о чем в Единый государственный реестр недвижимости была внесена запись N.
ФИО1 обратилась в администрацию Ломоносовского муниципального района Ленинградской области с письмом, в котором просила разъяснить на каком основании ФИО2 была предоставлена дополнительная территория.
Письмом от 31 марта 2021 г. N ИСХ-ОГ-1341/2021 администрация Ломоносовского района Ленинградской области сообщила, что постановлением данного муниципального органа от 23 апреля 2020 г. N 502/20 "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории с разрешенным использованием - размещение индивидуального (одноквартирного) жилого дома, описание местоположения: "адрес"" была утверждена схема, на основании которой выполнено межевание земельного участка ответчика с присоединением территории из муниципальных земель площадью 693 кв.м.
В соответствии с письмом администрации Ломоносовского муниципального района от 1 апреля 2021 г. N ИСХ-ОГ- 1385/2021 увеличение площади земельного участка с кадастровым номером N (новый кадастровый N) произошло путем перераспределения его с землями, государственная собственность на которые не разграничена. Как следует из указанного письма, решение о перераспределении территории площадью 693 кв.м и земельного участка, принадлежащего на праве собственности ФИО2 было принято на том основании, что, согласно письму администрации Гостилицкого сельского поселения Ломоносовского муниципального района Ленинградской области от 20 декабря 2019 г. N 1213, к данной территории нет доступа от земель общего пользования.
По мнению истцов, данное утверждение не соответствует действительности. В соответствии с данными публичной кадастровой карты существует проход и проезд к спорной территории со стороны "адрес" в "адрес" между земельными участками с кадастровыми номерами 47 N.
Истцы также отметили, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Гостилицкого сельского поселения Ломоносовского района Ленинградской области, утвержденными решением Совета депутатов муниципального образования "Гостилицкое сельское поселение" муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 24 декабря 2012 г. N 69, спорная территории, равно как и весь вновь образованный земельный участок с кадастровым номером N, относится к территориальной зоне ТЖ 2.1 - жилая зона индивидуальных (одноквартирных) отдельно стоящих жилых домов с участками не менее 400 кв.м с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. Для данной территориальной зоны статьей 50.2 Правил землепользования и застройки Гостилицкого сельского поселения установлена минимальная площадь земельных участков для размещения индивидуальных жилых домов 400 кв.м.
Истцы указывают, что администрация Ломоносовского муниципального района утвердила ФИО2 схему места расположения земельного участка для перераспределения, согласно которой путем перераспределения к земельному участку ФИО10 присоединялась муниципальная территория площадью 693 кв.м, что на 293 кв.м больше минимального размера земельного участка, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства, тогда как за счет этой свободной территории можно было сформировать самостоятельный земельный участок, выставив его на торги, в которых истцы могли принять участие и имели возможность приобрести его в свою собственность.
Кроме того, истцы утверждали, что на территории, право государственной собственности на которую не разграничено и которая была присоединена посредством перераспределения к земельному участку ФИО10, расположена сеть водопровода, посредством которого поступает вода в принадлежащий истцам на праве долевой собственности индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу; "адрес" Также, на данной территории расположен водопроводный колодец, в котором размещены их приборы учета.
По мнению истцов, перераспределив территорию площадью 693 кв.м, право государственной собственности на которую не разграничено, и присоединив ее к земельному участку ФИО10, администрация Ломоносовского муниципального района Ленинградской области нарушила право истцов, равно как и иных граждан, на предоставление данного земельного участка через процедуру торгов.
Решением Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 23 марта 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 20 сентября 2023 г, в удовлетворении исковых требований ФИО4, Павловой Л.Н, ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФИО4, Павлова Л.Н, ФИО1 просят отменить указанные судебные постановления, считая их незаконными и необоснованными, постановленными с нарушением норм материального и процессуального права.
Истцы ФИО4, Павлова Л.Н, ответчики ФИО12, администрация Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истцы ФИО4 (1/4 доля в праве), ФИО26 (1/4 доля в праве) и ФИО1 (1/2 доля в праве) являются собственниками земельного участка с кадастровым номером N площадью 800 +/- 20 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
Границы указанного земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Право собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером N зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области за ФИО4 30 марта 2017 г, ФИО23 - 10 ноября 2017 г. и ФИО1 - 15 июня 2017 г.
Истцам ФИО4 (1/4 доля в праве), ФИО25 (1/4 доля в праве) и ФИО1 (1/2 доля в праве) на праве собственности также принадлежит жилой дом с кадастровым номером N площадью 72, 5 кв.м, расположенный по адресу: "адрес"
Истцы ФИО4 (1/4 доля в праве), ФИО24 (1/4 доля в праве) и ФИО1 (1/2 доля в праве) являются также долевыми собственниками земельного участка с кадастровым номером N площадью 1 000 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
Границы земельного участка с кадастровым номером N установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Право собственности в отношении земельного участка с кадастровым N зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области за ФИО4 29 марта 2017 г, ФИО27 - 10 ноября 2017 г. и ФИО1 - 15 июня 2017 г.
На принадлежащем истцам земельном участке по адресу: "адрес", согласно техническому паспорту на жилой "адрес" года постройки с условным N (инвентарным N 485-7), составленным по данным инвентаризации от 8 мая 2013 года, расположены, помимо жилого дома площадью 83, 8 кв.м, хлев площадью 18, 8 кв.м (Г), хлев 25, 4 кв.м (Г1), навес площадью 15, 5 кв.м (Г2), летняя кухня 28, 3 кв.м (Г3), сарай площадью 9, 5 кв.м (Г4), туалет 2, 8 кв.м (Г5), водопроводный смотровой колодец площадью 1, 1 кв.м (Г6), канализационный колодец площадью 1, 1 кв.м (Г7). При этом истцы утверждают, что строения, обозначенные на схеме земельного участка как Г6 (водопроводный смотровой колодец) и Г7 (канализационный колодец), расположены за пределами границ земельного участка истцов, а именно - на земельном участке, предоставленном ответчику администрацией в порядке перераспределения.
Согласно акту обследования присоединения жилого дома к сетям водоснабжения от 16 ноября 2020 г, составленному мастером участка АО "ИЭК" ФИО13 и ФИО4, в результате обследования выявлено присоединение жилого дома по адресу: "адрес" (земельный участок с кадастровым номером N) к сетям водоснабжения, запорная арматура в точке технологического присоединения не закрыта и не опломбирована, узел учета установлен в водопроводном колодце в точке технологического присоединения водопроводного ввода абонента.
22 декабря 2020 г. между АО "ИЭК" (ресурсоснабжающая организация) и ФИО4 (потребитель) заключен договор о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведения N ФЛ-772Б/20-09, согласно которому ресурсоснабжающая организация обязуется обеспечивать жилое помещение и (или) жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", холодной водой объемом 22, 68 куб.м/мес, 272, 16 куб.м/год.
Также, между АО "ИЭК" и ФИО4 подписан акт (приложение N 1 к договору от 22 декабря 2020 г.), согласно которому границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности объектов ОВХК и абонента являются, в отношении централизованных систем холодного водоснабжения, первое соединение задвижки Ду 50 мм в точке технологического присоединения водопроводного ввода Ду 50мм (чугун) к трубопроводу водопроводной сети Ду 100мм (чугун).
Актом от 15 января 2021 г. введен в эксплуатацию прибор узла учета ХВС с 15 января 2021 г. по 9 июля 2026 г.
Согласно письму АО "ИЭК" от 31 марта 2021 г. N 837/21, адресованному ФИО4, устройство сетей холодного водоснабжения в д. Гостилицы осуществлялось в 1964 году, в последующие годы производилась их реконструкция; наружные водопроводные сети имеют технический паспорт от 5 января 2004 г, собственником данных сетей является АО "ЛЭК". В письме АО "ИЭК" также проинформировало, что ФИО4 является действующим абонентом АО "ИЭК" и, если возникнет необходимость выноса сетей и демонтажа водопроводного колодца, в котором располагается ее узел учета, будет изыскана техническая возможность о переносе точки подключения и оказано содействие со стороны АО "ИЭК" в этом вопросе.
В письме АО "ИЭК" от 21 мая 2021 г. N 1945 указано, что по итогам обследования водопроводных сетей составлена схема подключения к централизованной системе холодного водоснабжения объекта по адресу: "адрес". К письму прилагается схема, согласно которой разграничена ответственность за сети АО "ИЭК" и ФИО4, узел учета Ду 15мм (чугунная труба Ду 100мм, кран шаровой Ду 15мм, задвижка Ду 50мм, место отбора проб) и подводящая чугунная труба Ду 50мм к участку ФИО4 с кадастровым N расположены на земельном участке с кадастровым номером N.
Согласно ответу АО "ИЭК" от 7 июня 2021 г. N 1658/21, предоставленному на запрос суда по вопросу расположения сетей водопровода в границах кадастрового квартала N, восточнее земельного участка с кадастровым номером 47:14:0502014:29, водопроводные сети введены в эксплуатацию в 1965 году, расположение сетей водопровода ДУ-200мм (чугун) в границах испрашиваемого земельного участка не изменялось.
Ответчик ФИО12 является собственником земельного участка с кадастровым номером 47:14:0903029:91 площадью 1393 +/- 13 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - размещение индивидуального (одноквартирного) жилого дома, для индивидуальной жилой застройки.
Границы указанного земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Право собственности ФИО10 в отношении земельного участка с кадастровым номером N зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области 21 декабря 2020 г.
Ограничения или обременения в отношении земельного участка с кадастровым номером N не установлены.
Земельные участки истцов и ответчика являются смежными.
Ранее, ФИО2 принадлежал на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N площадью 700 +/-19 кв.м, расположенный по "адрес", категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства.
Право собственности ФИО10 в отношении земельного участка с кадастровым номером N было зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области 20 декабря 2011 г.
Постановлением главы администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 23 апреля 2020 г. N 502/20 утверждена схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории описание местоположения: "адрес", на площади 1393 кв.м, территориальная зона ТЖ 2.1 - жилая зона индивидуальных (одноквартирных) отдельно стоящих домов с участками не менее 400 кв.м, с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, разрешенное использование - размещение индивидуального (одноквартирного) жилого дома; категория земель - земли населенных пунктов, в целях его образования для перераспределения земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым номером N площадью 700 кв.м, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель - земли населенных пунктов, находящегося в собственности ФИО10
Указанным постановлением от 23 апреля 2020 г. N 502/20 ФИО2 рекомендовано следующее: обеспечить выполнение кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденной данным постановлением схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; обеспечить государственный кадастровый учет образованного земельного участка; соблюдать особые условия использования образованного земельного участка и режим хозяйственной деятельности в соответствии с действующим законодательством в защитной зоне объекта культурного наследия федерального значения "Дворцово-парковый ансамбль, XVIII-XIX вв." и иные ограничения, в которой, в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия, запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади).
К постановлению прилагается схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории N.
1 декабря 2020 г. между МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области и ФИО29, заключено соглашение о перераспределении N 67/2020, по которому стороны достигли соглашения о перераспределении земель с кадастровым номером N, адрес (описание местоположения): "адрес", площадь 700 кв.м, находящегося в частной собственности ФИО10, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, адрес (описание местоположения): "адрес". Ломоносовский муниципальный район, Гостилицкое сельское поселение, "адрес", площадью 693 кв.м, в результате которого образовался земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1393 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", виды разрешенного использования - размещение индивидуального (одноквартирного) жилого дома, для индивидуальной жилой застройки, категория земель - земли населенных пунктов (пункт 1.1 соглашения).
Участок с кадастровым номером N образован в соответствии со схемой расположения земельного участка, утвержденной постановлением администрация муниципального образования Ломоносовский муниципальный Ленинградской области от 23 апреля 2020 г. N 502/20 (пункт 1.2 соглашения).
Цена участка составила 313 804, 26 руб. (пункт 2.1 соглашения).
ФИО12 принял на себя обязательство выполнять в соответствии с требованиями эксплуатационных служб условия эксплуатации подземных и надземных коммуникаций, сооружений, дорог, проездов и Т.П, не препятствовать их ремонту и обслуживанию, а также выполнять иные требования, вытекающие из установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничений прав на участок с кадастровым номером N, в том числе соблюдать ограничения и обременения, указанные в кадастровом паспорте участка с кадастровым номером N, прилагаемого к соглашению (пункт 3.1.5 соглашения).
В выписке из Единого государственного реестра недвижимости, являющейся неотъемлемой частью соглашения, ограничения и обременения не установлены.
Из заключения кадастрового инженера ФИО7 следует, что в ходе проведения кадастровых работ по формированию схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории N выявлено, что у территории, включаемой в состав земельного участка, образуемого в результате перераспределения с земельным участком с кадастровым номером N, отсутствует доступ к землям общего пользования; из-за отсутствия проезда и прохода сформировать обособленный, отдельный земельный участок площадью 693 кв.м на данной территории не представляется возможным. Таким образом, было принято решение о проведении кадастровых работ по образованию земельного участка путем перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка с кадастровым номером 47 N.
Согласно письму местной администрации МО Гостилицкое сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 12 декабря 2019 г. N 1180, адресованному председателю комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, в отношении земельного участка, находящегося в государственной неразграниченной собственности площадью 693 кв.м, решения по утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также предварительное согласование предоставления земельного участка не принималось; данный земельный участок находится в территориальной зоне ТЖ 2.1; в ходе осмотра земельного участка объектов недвижимости не обнаружено; ввиду того, что данная территория окружена землями, находящими в частной собственности, организация подъезда к земельному участку площадью 693 кв.м невозможна.
В письме от 20 декабря 2019 г. N 1213 местная администрация МО Гостилицкое сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, по рассмотрению заявления ФИО10 о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N и земельного участка, находящегося в государственной неразграниченной собственности площадью 693 кв.м, дополнительно сообщила, что с целью пополнения бюджета муниципального образования местная администрация МО Гостилицкое сельское поселение МО Ломоносовского муниципального района Ленинградской области считает целесообразным перераспределить данный земельный участок, так как невозможно сформировать самостоятельный участок, проезд к испрашиваемому участку отсутствует, земельный участок является свободным от прав третьих лиц.
Согласно письму Комитета по культуре Ленинградской области от 8 апреля 2020 г, в ответ на обращение по вопросу предоставления информации об особых условиях использования земельного участка с кадастровым номером 47:14:0903029:54, испрашиваемый земельный участок расположен в защитной зоне объекта культурного наследия федерального значения "Дворцово-парковый ансамбль", XVIII - XIX вв. по адресу: "адрес", регистрационный N в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границы территории Ансамбля установлены приказом Комитета от 23 августа 2013 г. N 32, защитная зона для Ансамбля составляет 150 метров от внешних границ территории памятника.
Из письма администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 31 марта 2021 г. N ИСХ-ОГ-1341/2021, адресованному истцу ФИО1, следует, что увеличение площади земельного участка с кадастровым номером N произошло путем его перераспределения с землями, государственная собственность на которые не разграничена. Постановление администрации от 23 апреля 2020 года N 502/20 "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории с разрешенным использованием - размещение индивидуального (одноквартирного) жилого дома, описание местоположения: Ленинградская область. Ломоносовский район, Гостилицкое сельское поселение, "адрес"", содержит персональные данные ФИО10 и могут быть предоставлены по запросу суда или адвоката (при наличии у него соответствующих полномочий).
В ответе администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 1 апреля 2021 г. N ИСХ-ОГ-1385/2021, адресованном истцу ФИО1, указано, что согласно письму местной администрации МО Гостилицкое сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 20 декабря 2019 г. N к земельному участку площадью 693 кв.м отсутствует доступ и образовать самостоятельный участок не представляется возможным, решение о предоставлении указанного земельного участка ранее не принималось. В связи с нахождением испрашиваемых земель в границах защитной зоны объекта культурного наследия федерального значения "Дворцово-парковый ансамбль, XVII-XIX вв." администрацией было получено соответствующее согласование с Комитетом по культуре Ленинградской области (от 8 апреля 2020 г. исх. N) и в постановление администрации от 23 апреля 2020 г. N 502/20 "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории с разрешенным использованием - размещение индивидуального (одноквартирного) жилого дома, описание местоположения: "адрес" включен пункт о необходимости соблюдать особые условия использования образованного земельного участка и режим хозяйственной деятельности в границах указанной зоны. Согласно схеме водоснабжения МО Гостилицкое сельское поселение, размещенной в сети Интернет, водопровод проходит параллельно "адрес" и не расположен в границах образуемого земельного участка. Кроме того, на представленной заявителем схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в границах земель, государственная собственность на которые не разграничена, отсутствуют какие-либо строения
третьих лиц. Перераспределение земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка, находящегося в собственности ФИО10, было осуществлено в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Из письма Управления Росреестра по Ленинградской области от 25 мая 2021 г. N исх/9127 следует, что земельный участок с кадастровым номером N поставлен на государственный кадастровый учет 4 августа 2020 г. в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным кадастровым инженером ФИО7 в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием одного земельного участка путем перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельного участка с кадастровым номером N. Согласно содержанию вышеуказанного межевого плана, земельный участок с кадастровым номером N имеет непосредственный доступ к землям общего пользования. В соответствии со схемой расположения земельных участков, входящей в состав межевого плана, земли общего пользования (проезд) находятся со стороны "адрес" картографическим материалам, содержащимся в автоматизированной информационной системе государственного кадастра недвижимости. Единого государственного реестра недвижимости, данных публичной кадастровой карты, доступ к земельным участкам с кадастровыми номерами N и N возможен с "адрес" через земли неразграниченной государственной или муниципальной собственности. В письме Управление Росреестра обратило внимание на тот факт, что использование земельного участка для проезда, прохода, само по себе не является основанием для вывода об отнесении такого земельного участка к участкам (территории) общего пользования, поскольку юридически значимым обстоятельством является факт отнесения такого проезда к сформированной в соответствии с градостроительными нормами улично-дорожной сети (улицы, дороги, внутриквартальные проезды).
Из письма ООО "ЛР ТЭК" от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что на земельных участках, прилегающих к земельному участку, находящемуся по адресу: "адрес", отсутствуют водопроводные колодцы, расположенные на магистральном трубопроводе (диаметр 100 мм), эксплуатируемом ООО "ЛР ТЭК".
Исследуя обстоятельства приобретения истцами принадлежащих им на праве собственности объектов недвижимости в свете их утверждений о том, что спорная территория, которая в результате перераспределения вошла в состав принадлежащего ответчику участка, на протяжении многих лет использовалась их наследодателями, суд установил, что на основании договора мены от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрирован в реестре под N) между ФИО3 и ФИО15 был произведен обмен жилыми домами, в результате которого ФИО3 получила в собственность жилой дом по адресу "адрес" (13) (в последующем - "адрес"), а ФИО15 - дом по адресу: "адрес"; согласно приказу N от ДД.ММ.ГГГГ СПО "Красная Балтика" ФИО16 в пользование был дорезан участок до 0, 24 га, а ФИО17 оставлен в пользование земельный участок площадью 0, 18 га; согласно постановлению главы администрации Гостилицкого сельсовета N от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 4) за ФИО3 было дополнительно закреплено 0, 01 га около "адрес". В подтверждение представлены справка от ДД.ММ.ГГГГ, приказ N от ДД.ММ.ГГГГ и постановление N от ДД.ММ.ГГГГ
В материалах межевого дела об отводе земельного участка ФИО3 для ЛПХ от 2003 г. содержится постановление главы администрации Гостилицкого сельсовета "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, на основании которого ФИО3 предоставлен в собственность бесплатно земельный участок площадью 0, 26 га для ведения личного подсобного хозяйства в "адрес".
На основании указанного постановления ДД.ММ.ГГГГ N ФИО3 выдано свидетельство о праве собственности на землю N от ДД.ММ.ГГГГ В свидетельстве сделана, отметка о выделении дополнительно 0, 01 га по фактическим замерам участка.
Судом также исследованы материалы гражданского дела N, рассмотренного Ломоносовским районным судом "адрес" по иску ФИО18 к администрации МО Ломоносовский муниципальный район "адрес" и местной администрации МО Гостилицкое сельское поселение о признании за ФИО18 права на предоставление дополнительно земельного участка для ИЖС за плату, по цене равной 2, 5% от кадастровой стоимости за 1 кв.м, площадью 800 кв.м, примыкающего к основному земельному участку, принадлежащему ФИО18 на праве собственности, расположенного по адресу: "адрес", муниципальное образование "Гостилицкое сельское поселение", "адрес", а также об обязании ответчиков предоставить ей за плату, по цене равной 2, 5% от кадастровой стоимости за 1 кв.м, дополнительно земельный участок для ИЖС площадью 800 кв.м, примыкающей к основному земельному участку, принадлежащему ФИО18 на праве собственности, расположенного по адресу: "адрес", муниципальное образование "Гостилицкое сельское поселение", "адрес".
Решением Ломоносовского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по делу N, оставленным без изменений апелляционным определением Ленинградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО18 в удовлетворении исковых требований отказано.
Таким образом, судом установлено, что перераспределенная территория уже являлась предметом рассмотренного судом спора по иску одного из наследодателей истцов, требования которого были признаны несостоятельными.
Кроме того, согласно ответу местной администрации МО Гостилицкое сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ N, адресованному ФИО19, испрашиваемый им в аренду земельный участок является смежным с земельными участками, которые находятся на правах собственности у ФИО3 и ФИО10; к указанному земельному участку не имеется свободного подъезда.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству истцов судом назначена землеустроительная экспертиза, проведение которой было поручено ООО "Бюро инструментальных исследований и оценки".
Из экспертного заключения N/ЛРСЛО/2-69/2022 от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного экспертом ФИО20, следует, что для проведения исследования была выполнена кадастровая съемка земельных участков с кадастровыми номерами 47 N и N в границах их фактического землепользования, осмотрена прилегающая к участкам территория, определено местоположение установленных ограждений соседних земельных участков.
Земельный участок с кадастровым номером N был образован путем перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка с кадастровым номером N, что подтверждается межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным кадастровым инженером ФИО7, осуществляющей кадастровую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Основанием для принятия решения о проведении кадастровых работ по образованию земельного участка путем перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка с кадастровым номером N стало отсутствие доступа от земель общего пользования к территории, включаемой в состав земельного участка, образуемого в результате перераспределения, что отражено в заключении кадастрового инженера.
Эксперт указал, что причиной земельного спора является несогласие истцов с заключением кадастрового инженера, они полагают, что имелась возможность сформировать обособленный, отдельный земельный участок площадью 693 кв.м, так как, по их мнению, доступ к образуемому участку от дорог общего пользования имеется.
Из заключения эксперта также следует, что в ходе проведения осмотра истцами был указан существующий проход и проезд с "адрес", который, по их мнению, может обеспечить доступ к территории, включенной в состав земельного участка с кадастровым номером N в результате перераспределения. Однако существующий проезд оканчивается границей земельного участка с кадастровым номером N, а наличие водоема на спорной территории препятствует возможности не только проезда, но и прохода к территории, включенной в состав земельного участка с кадастровым номером N в результате перераспределения. Утверждение истцов, что проход и проезд от земель общего пользования к спорному участку можно обустроить, засыпав водоем, эксперт считает несостоятельным. Таким образом, принятие решения о проведении кадастровых работ по образованию земельного участка путем перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка с кадастровым номером N, по мнению эксперта, является обоснованным.
Эксперт отметил, что сформировать самостоятельный земельный участок площадью 693 кв.м на территории, вошедшей в состав земельного участка с кадастровым номером N, образованного в результате перераспределения земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым N, не представляется возможным.
Как указал эксперт, сравнение местоположения установленных ограждений, определяющих фактические границы земельных участков истцов и ответчика и соседних земельных участков, с местоположением установленных границ земельных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН, показало их несоответствие. Общая картина указывает на системный сдвиг установленных границ земельных участков, сведения о местоположении которых содержатся в ЕГРН, относительно местоположения фактических границ участков в северном направлении на расстояние от 1, 11 до 3, 48 м; в среднем, несоответствия составляют около двух метров.
Выявленные несоответствия местоположения установленных границ земельных участков, местоположению их фактических границ, свидетельствуют о наличии реестровых ошибок, связанных с ошибками в определении местоположения границ участков, которые, вместе с тем, не являются причиной настоящего земельного спора.
Из содержания экспертного заключения также следует, что версия о наличии доступа к спорной территории через существующий проход и проезд с "адрес" была проверена экспертом, установившим, что этот проезд оканчивается границей земельного участка с кадастровым номером 47:14:0903029:13, тогда как дальнейшему проезду и проходу к территории, включенной в состав земельного участка с кадастровым номером N результате перераспределения, препятствует наличие водоема.
Разрешая заявленные требования, оценив в совокупности представленные доказательства, принимая во внимание выводы, проведенной по делу судебной экспертизы, суд первой инстанции указал, что предусмотренная статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации процедура заключения соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, применительно к обстоятельствам образования земельного участка с кадастровым номером N была соблюдена в полном объеме, в этой связи, требования истцов в части признания незаконным постановления администрации Ломоносовского района Ленинградской области от 23 апреля 2020 г. N 502/20 "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории с разрешенным использованием - размещение индивидуального (одноквартирного) жилого дома, описание местоположения: "адрес", Гостилицкое сельское поселение, "адрес"" и признания недействительным права собственности ФИО10 на земельный участок с кадастровым номером N 1393 кв.м не подлежат удовлетворению.
Также, суд первой инстанции сделал вывод о том, что требования истцов об оспаривании результатов межевания земельного участка с кадастровым номером N91 основаны лишь на их позиции о незаконности процедуры перераспределения в целом, и направлены к исключению из Единого государственного реестра недвижимости сведений о местоположении границ в целях возвращения спорной части земельного участка с кадастровым номером N в собственность публичного образования. Между тем, истцами не заявлены требования об устранении реестровой ошибки путем установления местоположения смежных границ, что свидетельствует об отсутствии в рамках настоящего дела признаков межевого спора, который может быть инициирован в установленном порядке. В этой связи суд посчитал, что указанные требования удовлетворению также не подлежат, поскольку нарушение прав истцов обстоятельствами перераспределения участков судом не установлено.
Опровергая доводы истцов о возможности использования предполагаемого маршрута с целью доступа на свой земельный участок через место расположения водоема, суд первой инстанции отметил, что в материалы дела не представлены доказательства, которые бы свидетельствовали о незаконности размещения указанного водоема, а также о наличии реальных планов по его ликвидации с целью организации прохода и проезда. В свою очередь, из содержания статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации не следует, что водный объект в таковом своем статусе возникает лишь при условии его учета уполномоченным органом в государственном водном реестре.
Кроме того, отклоняя доводы истцов о наличии в пределах спорной части земельного участка ответчика объектов инженерной инфраструктуры, суд указал, что данные обстоятельства не свидетельствуют о нарушении их прав, поскольку доказательства какого-либо воздействия ответчика на такую инфраструктуру, повлиявшего на обеспечение истцов коммунальными ресурсами, не представлены, при этом, наличие инфраструктуры не препятствует перераспределению земельных участков.
С такими выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правильными, в судебных постановлениях мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы кассационной жалобы, повторяющие позицию истцов в судах нижестоящих инстанций, направлены на переоценку представленных сторонами доказательств и установленных судом обстоятельств. Вместе с тем оценка исследованных доказательств отнесена законом к компетенции судов первой и второй инстанций, тогда как суд кассационной инстанции в силу норм главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом переоценки доказательств и установления иных фактических обстоятельств не наделен.
Несогласие заявителей кассационной жалобы с экспертным заключением, не свидетельствует о незаконности оспариваемых судебных постановлений. В соответствии со статьями 67 и частью 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд дал оценку заключению эксперта в совокупности с иными имеющимися по делу доказательствами. Данных, свидетельствующих о наличии сомнений в обоснованности выводов эксперта, либо доказательств, опровергающих выводы проведенной по делу судебной экспертизы, истцами, в ходе судебного разбирательства не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судом верно определены юридически значимые обстоятельства по делу, правильно распределена между сторонами обязанность доказывания, полно и всесторонне исследованы представленные доказательства, результаты оценки доказательств приведены в мотивировочной части решения в полном соответствии с требованиями процессуального закона, на их основании сделаны мотивированные выводы. Спор по существу разрешен верно.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 23 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 20 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО4, ФИО5, ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.