УИД: 39MS0040-01-2023-000352-14
N 88-4502/2024
N2-291/2023
город Санкт-Петербург 21 февраля 2024 года
Третий кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Нестеровой А.А, рассмотрев кассационную жалобу ФИО1 на решение мирового судьи судебного участка Краснознаменского судебного района Калининградской области от 28 апреля 2023 года и апелляционное определение Краснознаменского районного суда Калининградской области от 30 октября 2023 года по гражданскому делу по иску государственного предприятия Калининградской области "Единая система обращения с отходами" к ФИО1, ФИО2, ФИО3 о взыскании задолженности и пени по оплате за коммунальную услугу по обращению твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
Государственное предприятие Калининградской области "Единая система обращения с отходами" (далее-ГП КО "ЕСОО") обратилось к мировому судье с исковыми требованиями к ФИО1, ФИО2, ФИО3 о взыскании задолженности и пени по оплате за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1636, 47 руб, пени за несвоевременное внесение платы за коммунальную услугу по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сумме 444, 92 руб. и понесенных расходов по оплате государственной пошлины в размере 400 руб.
Требования мотивированы тем, что ответчики зарегистрированы в жилом доме по адресу: "адрес". Истец является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории "адрес" и действует основании лицензии и соглашения с Министерством природных ресурсов и экологий "адрес", и по утвержденным приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов "адрес", тарифам, в соответствии с условиями публичного договора-оферты. Расчет производился по утвержденным тарифам, и количеству лиц, зарегистрированных в жилом доме. После вынесения мировым судьей судебного участка Краснознаменского судебного района Калининградской области судебного приказа от 19 мая 2021 года по делу N2-1217/2021 о взыскании задолженности по оказанной услуге, ответчиками представлены возражения. Определением мирового судьи судебный приказ отменен ДД.ММ.ГГГГ, после чего истцом подано в суд исковое заявление.
Решением мирового судьи судебного участка Краснознаменского судебного района Калининградской области от 28 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Краснознаменского районного суда Калининградской области от 30 октября 2023 года, исковые требования удовлетворены частично. Взыскана солидарно с ФИО1, ФИО2, ФИО3 в пользу ГП КО "ЕСОО" задолженность по оплате за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1636, 47 руб, пени за несвоевременное внесение платы за коммунальную услугу по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 444, 92 руб. и понесенные расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
В кассационной жалобе ФИО1 просит об отмене судебных актов, как постановленных незаконно и необоснованно.
В соответствии с требованиями части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ГП КО "ЕСОО" является единственным Региональным оператором по обращению с ТКО на территории "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ и действует на основании выданной ему лицензии.
Тарифы на услугу оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ГП КО "ЕСОО" за 2019г, 2020 - 2022 годы утверждены приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 07.12.2018 N 96-04окк/18 с последующими изменениями от 29.03.2019 N 28- 06окк/19, а также приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 17.12.2019 N 131?07 окк/19, с последующими изменениями от 20.12.2021 N 80-07окк/21.
ФИО1, ФИО2, ФИО3 зарегистрированы в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес", являются потребителями услуг, оказываемых региональным оператором.
Удовлетворяя частично исковые требования, мировой судья, руководствуясь статьями 210, 309, 310, 426, 432, 433, 434, 437, 438, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 30, 153, 154, 155, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, Федеральный закон от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N641, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", исходил из того, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным и в силу закона считается заключенным, несмотря на его отсутствие в письменном виде и вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения, а также при отсутствии доказательств самостоятельного вывоза ФИО1, ФИО2, ФИО3 и утилизации бытовых отходов ответчиками способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с третьими лицами, а также неиспользования установленных контейнеров, установив факт ненадлежащего исполнения ответчиками своих обязательств, частично удовлетворил исковые требования и взыскал с ответчиков за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ образовавшуюся задолженность оказанные услуги, а также пени в пользу Государственного предприятия "адрес" "Единая система обращения с отходами".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, отклонив как несостоятельные доводы.
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, не противоречат нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно о полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.20211 N354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и особенности применения этих Правил (далее - Правила N 354).
В соответствии с Правилами N354 расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, осуществляется, по общему правилу, по формуле 9.1 приложения N 2 к Правилам (абзац первый пункта 148(30)), то есть исходя из количества граждан, постоянно или временно проживающих в конкретном жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов и цены на данную коммунальную услугу, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 148(1) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 N 641", обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 8(17) указанных Правил, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО было размещено на официальном сайте Регионального оператора www.esoo39.ru 12.12.2018, а также опубликовано в газете "Комсомольская правда" N 28 (738) на 16-22 июля-2018 года.
Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным между ФИО1 и ГП КО "ЕССО" на условиях типового договора, с даты начала оказания региональным оператором услуг, то есть договор признается типовым.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе об отсутствии фактически оказываемых истцом услуг и удаленности мест складирования от жилого дома, заключения соответствующего договора оказания услуг между истцом и ответчиками, отсутствии у ответчиков сведений о месте складирования ТКО для сбора твердых коммунальных отходов от дома ответчиков, о непредставлении заявителю возможности складирования пакетированного мусора несостоятельны, поскольку несоблюдение предусмотренных нормативных расстояний между площадками для установки контейнеров и жилым домом не свидетельствует о том, что оператор не оказывает услугу по обращению в твердыми коммунальными отходами, не осуществляет вывоз с мест (площадок) накопления, расположенных около 1000 метров от жилого дома ответчиков. Само по себе невыполнение потребителем обязанности по складированию отходов на площадках накопления либо удаленность места (площадки) накопления отходов не является основанием для освобождения от платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. Кроме того, в обязанности регионального оператора не входит создание и содержание площадок для накопления твердых коммунальных отходов. Ответчиком не представлено доказательств по самостоятельному уничтожению отходов или заключению договора с иной специализированной организацией.
Выводы суда первой и апелляционной инстанций мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона, оснований считать их неправильными не имеется.
Мотивы, по которым суд первой и апелляционной инстанций пришли к данным выводам, подробно изложены в судебных постановлениях.
Доводы кассационной жалобы оценивались судами первой и апелляционной инстанций, не содержат правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, основаны на ошибочном толковании норм права.
В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов в кассационном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Третий кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка Краснознаменского судебного района Калининградской области от 28 апреля 2023 года и апелляционное определение Краснознаменского районного суда Калининградской области от 30 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.