Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Козловой Е.В, судей Сенчуковой Е.В, Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Капитанчука Сергея Анатольевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 28 сентября 2023 года по гражданскому делу N 2-2-185/2023 по иску Капитанчука Сергея Анатольевича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о включении периодов в стаж, назначении пенсии, взыскании недополученной пенсии.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Сенчуковой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Капитанчук С.А. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее также - ОСФР по Республике Коми), просил включить периоды обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общий трудовой стаж, период службы по призыву в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в двойном размере, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в страховой и специальный стаж по Списку N 1, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж по Списку N 1, период получения пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж, назначить и выплатить Капитанчуку С.А. пенсию по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента возникновения права, и взыскать с ОСФР по Республике Коми недоплаченную сумму пенсии.
В обоснование требований указал, что решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа работы, с чем он не согласен.
Решением Воркутинского городского суда Республики Коми ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Капитанчук С.А. удовлетворены частично:
на ОСФР по Республике Коми возложена обязанность включить Капитанчуку С.А. периоды обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общий трудовой стаж, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в страховой и специальный стаж по Списку N 1, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж по Списку N 1, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в страховой и специальный стаж по Списку N 1, назначить Капитанчуку С.А. досрочно страховую пенсию по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ и выплатить с ДД.ММ.ГГГГ не полученную сумму пенсии. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 28 сентября 2023 г. решение суда первой инстанции отменено в части возложения на ОСФР по Республике Коми обязанности включить Капитанчуку С.А. периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в страховой и специальный стаж по Списку N 1; возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ и выплатить с ДД.ММ.ГГГГ не полученную сумму пенсии, в отмененной части принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Капитанчук С.А. ставит вопрос об отмене апелляционного определения как принятого с нарушением норм материального и процессуального права, и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в судебное заседание не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
Судебное извещение о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции вручено Капитанчуку С.А. 7 февраля 2024 г, ОСФР по Республике Коми - 7 февраля 2024 г.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность обжалуемого судебного постановления, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Капитанчук С.А, по достижении 53 лет, обратился в ОСФР по Республике Коми с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОСФР по Республике Коми от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии отказано ввиду отсутствия требуемого страхового стажа 20 лет и стажа работы на подземных работах - 7 лет. Периоды работы учтены по представленным архивным справкам, дубликат трудовой книжки не принят к рассмотрению, поскольку заполнен с нарушениями Инструкции по ведению трудовых книжек, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Период прохождения военной службы по призыву включен в страховой стаж.
Пенсионным органом не приняты следующие периоды:
период обучения в Приморском политехническом техникуме не учтен в стаж, так как согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ N в данном учебном заведении отсутствуют сведения о зачислении и выпуске Капитанчук С.А, но имеются сведения о выдаче ДД.ММ.ГГГГ диплома серии N N;
период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не учтен в специальный стаж по Списку N 1 в связи с отсутствием сведений об уплате дополнительного тарифа, но учтен в страховой стаж, за исключением периода бесплатного отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Страховой стаж Капитанчука С.А. на дату обращения с заявлением определен пенсионным органов в количестве 9 лет 5 месяцев 27 дней, стаж работы по Списку N 1 (календарно) 6 лет 3 месяца 14 дней, общий трудовой стаж - 1 год 11 месяцев 4 дня.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части включения в страховой и специальный стаж по Списку N 1 периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж по Списку N 1, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г, пунктом 11 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, и исходил из того, что указанные периоды работы Капитанчука С.А. в дубликате трудовой книжки внесены в хронологическом порядке, заверены подписью уполномоченного лица, в них указаны даты приказов о приёме на работу и увольнении, в связи с чем ставить под сомнение достоверность дубликата и имеющихся в нем записей о трудовой деятельности истца не имеется.
Суд апелляционной инстанции не согласился с принятым по делу решением в части включения в страховой и специальный стаж по Списку N 1 периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, возложения на ОСФР по Республике Коми обязанности о назначении Капитанчуку С.А. досрочно страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ и выплате не полученной суммы пенсии.
Отменяя принятое по делу решение в приведенной части, суд апелляционной инстанции исходил из того, что представленный дубликат трудовой книжки не соответствует требованиям Порядка ведения и хранения трудовых книжек, утвержденного Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N, действующего в Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в силу главы V указанного Порядка, дубликат трудовой книжки выдается тем работодателем, в период работы у которого работником утрачена трудовая книжка.
В представленной в материалы дела копии дубликата трудовой книжки дата его выдачи ДД.ММ.ГГГГ, записи о работе и увольнении на разных предприятиях начинаются с ДД.ММ.ГГГГ, на дату выдачи дубликата истец не работал, записи за период с ДД.ММ.ГГГГ г. произведены на русском языке, далее на украинском языке; дубликат и все печати организаций произведены на украинском языке.
Установив данные обстоятельства, руководствуясь Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что для подтверждения страхового стажа не может быть принят только дубликат трудовой книжки Капитанчука С.А. Истец обязан представить соответствующие справки работодателей, выписки из приказов, лицевые счета или ведомости на выдачу заработной платы, однако такие доказательства представлены не были.
Периоды работы после ДД.ММ.ГГГГ не подтверждены справкой компетентных органов "данные изъяты" об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование. Характер работы и постоянная занятость во вредных условиях работы в течении полного рабочего дня записями в трудовой книжке не подтверждаются.
Поскольку представленный дубликат трудовой книжки судебной коллегией суда апелляционной инстанции признан недопустимым доказательством, судебная коллегия полагала, что в силу законодательства у суда первой инстанции не имелось оснований для включения данных периодов в страховой и специальный стаж работы по Списку N 1 для назначения досрочной страховой пенсии по пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
С указанными выводами судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции инстанции согласиться не может в силу следующего.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В пункте 2 статьи 6 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения" указано, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Украина является участником данного Соглашения.
В силу статьи 7 указанного Соглашения, при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.
В Российской Федерации пенсионное обеспечение граждан, переселившихся на постоянное проживание с территории государств - участников соглашений, осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (статья 30), Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а также подзаконных нормативных правовых актов, принятых в целях реализации названных федеральных законов, в частности Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, в отношении периодов страхового стажа, имевших место за пределами Российской Федерации.
В частности, основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Согласно статье 22 указанного Федерального закона страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
На основании частей 1, 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет, а начиная с 01 января 2016 года она ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
На основании части 3 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что с 1 января 2015 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
По правилам части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. ст. 11 и 12 данного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до 1 января 2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В силу п. п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015 (далее - Правила N 1015) предусмотрен порядок подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно п. 4 Правил N 1015 при подсчете страхового стажа подтверждаются периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 11 Правил N 1015 предусмотрено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В соответствии с пунктом 43 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержались в Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555.
Согласно п. 59 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат оснований для их выдачи.
При установлении пенсий в рамках Соглашения от 13 марта 1992 г. необходимо документальное подтверждение трудового (страхового) стажа и заработка, приобретенных на территории государств - участников соглашения, путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов).
Периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч. 9 ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях подтверждения стажа истец Капитанчук С.А. представил дубликат трудовой книжки, который в силу требований пункта 11 Правил N 1015 является документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору. Иные документы в подтверждение периодов работы гражданин обязан предоставить лишь при отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы.
Отказывая в принятии дубликата трудовой книжки в качестве подтверждения стажа Капитанчука С.А, пенсионный орган в решении от ДД.ММ.ГГГГ ссылался на заполнение дубликата с нарушениями Инструкции по ведению трудовых книжек, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N. Однако ссылки на конкретные нарушения в обжалуемом решении пенсионного органа и в письменных возражениях относительно исковых требований Капитанчука С.А. не содержатся. На несоответствие дубликата трудовой книжки каким-либо нормативным требованиям пенсионный орган не ссылался и в апелляционных жалобах, несогласия с выводами суда первой инстанции в части принятия им дубликата в качестве допустимого и достоверного доказательства стажа истца не выражал.
Указание в дубликате трудовой книжки отдельных периодов работы соответствует требованиям Порядка ведения и хранения трудовых книжек, приведенным судом апелляционной инстанции в апелляционном определении. Поскольку записи в дубликат трудовой книжки были внесены на территории Украины, соответственно имеющийся в дубликате текст на украинском языке не может свидетельствовать о нарушении порядка заполнения трудовой книжки. Ссылки на иные Правила заполнения трудовой книжки на территории Украины, которые бы не позволяли вносить записи на украинском языке, в апелляционном определении не содержатся.
Отсутствие перевода на русский язык не является препятствием представить переводы соответствующих документов в территориальный орган пенсионного фонда.
Отвергая представленный истцом дубликат трудовой книжки, суд апелляционной инстанции не привел суждений относительно того, соответствуют ли записям в дубликате трудовой книжки периоды работы, которые приняты пенсионным органом к зачету в общий и специальный стаж, с тем, чтобы дать оценку относительно достоверности записей дубликата трудовой книжки и по иным имеющимся в нем спорным периодам, с учетом того, что у истца имеются затруднения в истребовании и предоставлении иных письменных доказательств с территории бывшей Украины.
Таким образом, судом апелляционной инстанции не дана оценка представленным доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при разрешении исковых требований Капитанчука С.А. о включении спорных периодов работы в страховой стаж.
Разрешая исковые требования в части включения спорных периодов в специальный стаж, суд апелляционной инстанции не дал оценки представленной в материалы дела справки ГБУ " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ N об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд за период работы Капитанчука С.А, направленная в ОПФР по Республике Коми. По предприятию ОАО " "данные изъяты"" за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ страховые взносы уплачены в полном объеме.
Также ГБУ " "данные изъяты"" в адрес ГУ-ОПФР по Республике Коми направлена информация от ДД.ММ.ГГГГ N об уплате страховых взносов на Капитанчука С.А. за период работы в ООО " "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Однако указанные справки не были учтены пенсионным органом при принятии решения об отказе в назначении Капитанчуку С.А. пенсии. Не являлись данные справки и предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции.
Согласно правовой позиции ОСФР по Республике Коми (л.д.60), пенсионным органом сделаны запросы от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ об оказании содействия в истребовании справок о стаже за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ответы в настоящее время не поступили. Судом не проверена информация о поступлении ответов на дату принятия судом решения по настоящему делу и рассмотрения кассационной жалобы Капитанчука С.А, при том, что часть справок была получена, но пенсионным органом не учтена.
Суду апелляционной инстанции следует также исследовать материалы пенсионного дела Капитанчука С.А. с тем, чтобы установить, на основании каких документов пенсионным органом часть периодов работы была включена в специальный стаж истца, с тем, чтобы установить возможность включения в специальный стаж иных спорных периодов, в отношении которых судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции было отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Имеющие значение обстоятельства определяются судом исходя из указанного истцом основания иска, доводов и возражений сторон и норм материального права, подлежащих применению при разрешении спора.
В соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
При принятии решения суд определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом; выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (часть 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Из изложенных норм процессуального закона следует, что выводы суда, в том числе и апелляционной инстанции, об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон.
Кроме того, в силу положений статей 67, 71, 327, 327.1, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного Кодекса.
Судами первой и апелляционной инстанций указанные нормы процессуального права нарушены.
В нарушение требований статей 2, 3, 12, 56, 148, 150, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права не устранил.
При указанных обстоятельствах апелляционное определение нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует устранить допущенные нарушения, дать оценку пенсионным правам истца по всем заявленным основаниям применительно к его трудовой деятельности, определить условия пенсионного обеспечения и имеются ли они у истца; имеются ли основания полагать незаконным решение пенсионного органа и по каким основаниям.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 28 сентября 2023 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.