Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Черлановой Е.С, судей Ваганова А.Б, Яроцкой Н.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хроменковой Валентины Григорьевны, Барандиной Ксении Геннадьевны к администрации Сортавальского городского поселения Республики Карелия об обязании совершить определенные действия, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе администрации Сортавальского городского поселения Республики Карелия на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 13 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 9 октября 2023 г, заслушав доклад судьи Черлановой Е.С, пояснения Барандиной К.Г, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛ:
Хроменкова В.Г. и Барандина К.Г. обратились в суд с иском к администрации Сортавальского городского поселения об обязании включить в Единый реестр муниципального имущества и выполнить все работы по постановке на кадастровый учет территории проезжей части "адрес", выполнить все работы, необходимые для заключения договора по обслуживанию дороги (проезда) к дому "адрес" с МУП "Чистый город", заключить договор обслуживания и содержать подъездной участок дороги к дому N 11 по ул. Восточная в г. Сортавала на расстоянии 50 погонных метров в надлежащем состоянии в срок до 1 сентября 2023 г, взыскании с ответчика в пользу истцов компенсации морального вреда в размере 50 000 руб.
В обоснование иска указали, что они являются нанимателями жилого помещения, расположенного в доме "адрес". Земельный участок, на котором расположен подъезд к дому, не поставлен на кадастровый учет, очистка данной территории не осуществляется.
Решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 13 июля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 9 октября 2023 г, исковые требования удовлетворены частично.
На администрацию Сортавальского городского поселения возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия по постановке на кадастровый учет земельного участка под проезд (проезжей части улицы) к дому "адрес", обеспечить круглогодичную уборку и содержание территории, являющейся проездом к дому "адрес" протяженностью 50 погонных метров. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
С администрации Сортавальского городского поселения взысканы расходы на уплату государственной пошлины в пользу Хроменковой В.Г. в размере 300 руб. и в пользу Барандиной К.Г. - 300 руб.
В кассационной жалобе администрация Сортавальского городского поселения (далее - администрация) просит отменить судебные акты как незаконные. В обоснование жалобы указывает, что судами оставлен без внимания довод администрации о том, что спорный участок дороги не создавался администрацией, является грунтовым, в реестре автомобильных дорог не числится, не отвечает требованиям, предъявляемым к проезду и проезжей части улицы.
В возражениях на кассационную жалобу Хроменкова В.Г. указала на отсутствие оснований к удовлетворению кассационной жалобы.
Дело рассмотрено в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствии не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о дне времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судами не допущено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Хроменкова В.Г. и Барандина К.Г. являются нанимателями жилого помещения по адресу: "адрес" на основании договора социального найма жилого помещения от 6 октября 2015 г. N 26-СН/2015, зарегистрированы и проживают в нем.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости жилой 2-хэтажный дом, расположенный по адресу: "адрес" 1939 года постройки, признан аварийным и подлежащим сносу на основании распоряжения администрации муниципального образования г. Сортавала от 12 июля 2004 г. N 543.
Из ответа МУП "Архив Сортавальского муниципального района" Республики Карелия от 14 апреля 2023 г. N 17-140 следует, что в документах постоянного хранения объединенного архивного фонда N 12 "Исполком, мэрия города Сортавала" на хранении имеется распоряжение от 12 июля 2004 г. N 543 "Об аварийном и ветхом жилье". Согласно данному распоряжению администрацией муниципального образования г. Сортавала 12 июля 2004 г. был утвержден перечень аварийного и ветхого жилья по г. Сортавала.
Из представленного Перечня аварийного и ветхого жилья г. Сортавала по состоянию на 1 мая 2004 г. усматривается, что жилой дом N 11 по ул. Восточная в г. Сортавала отнесен к категории ветхого жилья.
Согласно сведениям, содержащимся в деле технической инвентаризации домовладения "адрес", одноэтажный жилой дом, год постройки - до 1939 г, общая полезная площадь - 50, 7 кв.м, имеет 2 жилых квартиры (1 и 2-хкомнатные), площадью 41, 7 кв.м, и мансарду площадью 17, 7 кв.м) домовладельцем по состоянию на 12 февраля 1987 г. являлось Домоуправление N 1 исполкома Сортавальского горсовета. Площадь земельного участка, на котором расположен жилой дом, составляет 730 кв.м, дворовая территория - 625 кв.м, на которой расположены 3 сарая и 1 уборная.
Из выписки из ЕГРН от 12 апреля 2023 г. следует, что земельный участок, на котором расположен дом "адрес", площадью 105 кв.м, кадастровый номер 10:07:0010214:32, в кадастровом квартале 10:07:0010214, относится к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, сведения о правообладателе земельного участка в ЕГРН отсутствуют.
Согласно выпискам из ЕГРН правообладателем автомобильной дороги по ул. Восточная в г. Сортавала Республики Карелия протяженностью 394 м, расположенной в кадастровом квартале 10:07:0000000, кадастровый номер 10:07:0000000:7853, является муниципальное образование "Сортавальское городское поселение", данная автомобильная дорога включена в Единый реестр муниципального имущества (общей площадью 394 кв.м).
Правообладателем автомобильной дороги по пер. Восточный в г. Сортавала Республики Карелия протяженностью 286 м, расположенной в кадастровом квартале 10:07:0010214, кадастровый номер 10:07:0000000:2472, является муниципальное образование "Сортавальское городское поселение".
По условиям муниципального контракта от 9 февраля 2023 г. N 37-22 на выполнение работ по текущему содержанию дорог в границах Сортавальского городского поселения на подрядчика в лице МУП "Чистый город" возложена обязанность, в том числе по обслуживанию ул. Восточная (600 кв.м) и пер. Восточный (1000 кв.м) в г. Сортавала.
Из ответа администрации Сортавальского городского поселения на обращение Хроменковой В.Г. от 26 декабря 2022 г. следует, что часть улицы протяженностью 381 м стоит на кадастровом учете и на эту часть имеется технический паспорт, подъезд к дому N 11 по ул. Восточная не включен в данную часть улицы, участок протяженностью 200 м на кадастровом учете не стоит, технический паспорт на него отсутствует. Орган местного самоуправления в 2023 г. планирует выполнить работы по планировке и межеванию территории кадастрового квартала 10:07:0010214 г. Сортавала, в котором находится дом N 11 по ул. Восточная. В проекте будут отражены линейные объекты - дороги, а также уточнена протяженность и границы ул. Восточная. После завершения данных работ возможно выполнение работ по постановке на кадастровый учет проезжей части улицы.
В ходе выездного судебного заседания судом установлено, что к жилому дому "адрес" имеется подъездной путь, начинающийся от пер. Восточный, и заканчивающийся забором по внешней границе вышеуказанного дома. При этом, указанный участок (проезд/подъезд) к дому N 11 по ул. Восточная не внесен в технический паспорт улицы Восточная в г. Сортавала, и земельный участок, на котором он располагается, не поставлен на кадастровый учет в установленном законом порядке.
Из выкопировок из Генерального плана Сортавальского городского поселения (карты функциональных зон) и Правил землепользования и застройки Сортавальского городского поселения усматривается пересечение "адрес", где располагаются зоны "Ж- 3", "Р-2", "ПК-2".
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе улицы и проезды.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ на земельные участки в границах территорий общего пользования не распространяется действие градостроительного регламента. Земельные участки общего пользования, занятые, в частности, улицами, проездами, автомобильными дорогами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В силу части 1, подпунктов 1, 9, 10 части 2 статьи 451 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования, могут регулировать вопросы содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения; уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 г.) устанавливалось, что до разграничения государственной собственности на землю распоряжение указанными землями осуществлялось органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не было предусмотрено иное.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался статьями 1, 23, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 451 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Правилами благоустройства территории муниципального образования "Сортавальское городское поселения, утвержденными решением XVIII Сессии IV Созыва Совета Сортавальского городского поселения от 25 октября 2018 г. N 58, пунктом 3.37 Свода правил СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" и исходил из того, что орган местного самоуправления не исполнил обязанность по включению проезда (подъездного пути) к дому N 11 по ул. Восточная в г. Сортавала в документы территориального планирования муниципального образования, не определилбалансодержателя или подрядчика по содержанию проезда, не поставил на кадастровый учет, что повлекло нарушение прав истцов на свободный доступ к объектам социальной инфраструктуры, и доступ к дому экстренных служб.
Определяя протяженность участка, составляющего проезд к дому N 11 по ул. Восточная в г. Сортавала, в размере 50 погонных метров, суд учитывал расстояние от места пересечения начала данного проезда (от пер. Восточный) до конца границы жилого дома, где расположен вход и ведущая в нему лестница и дорожка, что соответствует отраженной в деле технической инвентаризации домовладения N 11 по ул. Восточная в г. Сортавала схеме расположения жилого дома, а также результатам измерения расстояния, произведенного с использованием сертифицированного средства измерения.
Отказывая в удовлетворении требований о возложения на ответчика обязанности включить участок дороги в Единый реестр муниципальной собственности дороги, заключить контракт на обслуживание спорного участка, о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции указал, что в материалы дела не представлено доказательств, что спорный участок может быть отнесен к категории автомобильной дороги. В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заключение договора на обсаживание осуществляется по результатам закупок, и ответчик не может быть понужден к заключению договора без соблюдения соответствующих процедур. Доказательств причинения истцам морального вреда в результате бездействия органа местного самоуправления не представлено. Вопреки доводам истцов, правовых оснований считать спорные отношения основанными на положениях Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" не имеется.
Отклоняя довод апелляционной жалобы администрации о том, что спорный участок дороги не является объектом капитального строительства, так как является грунтовым, суд апелляционной инстанции указал, что согласно п. 3.37 Свода правил СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр, спорный проезд является объектом улично-дорожной сети и, соответственно, объектом капитального строительства.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций и оснований для отмены судебных актов, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам жалобы не находит.
Доводы заявителя повторяют его позицию при разбирательстве дела в судах обеих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы и не содержат правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 13 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 9 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Сортавальского городского поселения - без удовлетворения.
Председательствующийсудьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.