Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Козловой Е.В, судей Лепской К.И, Смирновой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-384/2023 по иску М.М.Н. к Военному комиссариату города Печора и Печорского района Республики Коми, ФКУ "Военный комиссариат Республики Коми" о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения о праве на льготы соответствующего образца для членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, обязании принять документы и выдать удостоверение по кассационной жалобе ФКУ "Военный комиссариат Республики Коми" на решение Печорского городского суда Республики Коми от 20 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 28 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Лепской К.И, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
М.М.Н. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату г. Печора и Печорского района Республики Коми, Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Республики Коми" о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения о праве на льготы соответствующего образца для членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, обязании принять документы и выдать удостоверение.
В обоснование иска указано, что старший прапорщик М.Н.А, приходящийся истцу отцом, с 11 ноября 2012 г. находился на лечении в ФГКУ "ГВКГ им. Академика Н.Н.Бурденко" Минобороны России, где умер 5 декабря 2012 г. Выпиской из приказа Министра обороны Российской Федерации по личному составу N 35 от 25 января 2013 г. установлено, что смерть старшего прапорщика М.Н.А. наступила в период прохождения им военной службы, связана с исполнением обязанностей военной службы.
1 октября 2022 г. истцом были поданы заявления в Военный комиссариат г. Печора и Печорского района Республики Коми и в ФКУ "Военный комиссариат Республики Коми" о выдаче ей удостоверения для членов семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы. Истцу было отказано в выдаче удостоверения члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника ВОВ и ветерана боевых действий, в связи с тем, что она не относится к указанному в Федеральном законе "О ветеранах" кругу лиц, на которых распространяются социальные гарантии государства, со ссылкой на то, что смерть М.Н.А. наступила от заболевания, полученного в период прохождения военной службы; факт непосредственного участия последнего в боевых действиях, операциях, боевых заданиях, выполнениях задач, работ, обеспечении боевых действий или выполнении специальных задач не подтверждается. Истец считает данный отказ незаконным и необоснованным.
Решением Печорского городского суда Республики Коми от 20 июля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 28 сентября 2023 г, исковые требования удовлетворены частично.
Признан незаконным отказ Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Республики Коми" в выдаче М.М.Н. удостоверения о праве на получение мер социальной поддержки в соответствие со статьёй 21 Федерального закона "О ветеранах".
Возложена обязанность на Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Республики Коми" выдать М.М.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, удостоверение о праве на получение мер социальной поддержки в соответствие со статьёй 21 Федерального закона "О ветеранах" как члену семьи военнослужащего, погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы.
Требование М.М.Н. к Военному комиссариату города Печора и Печорского района Республики Коми об обязании принять документы для оформления удостоверения оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Федеральное казённое учреждение "Военный комиссариат Республики Коми" просит об отмене судебных актов, ссылаясь на допущенные нижестоящими судами нарушения норм процессуального и материального права, правил оценки доказательств.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции участники процесса, извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не явились. О причинах неявки в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции участники процесса не сообщили, доказательств уважительности неявки в судебное заседание не предоставили.
С учетом части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела кассационную жалобу в отсутствии не явившихся участников процесса (их представителей).
Проверив законность и обоснованность судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу такие нарушения с учетом доводов кассационной жалобы установлены.
Как усматривается из материалов дела, М.М.Н. является дочерью старшего прапорщика М.Н.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ
Согласно выписке из приказа Министра обороны Российской Федерации N 35 от 25 января 2013 г. старший прапорщик М.Н.А, старшина роты обеспечения войсковой части 96876, в соответствии с пунктом 7 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и статьи 34 Положения о прядке прохождения военной службы исключен с 6 декабря 2012 г. из списков личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в связи со смертью 5 декабря 2012 г. Причина смерти: "острая сердечная недостаточность, острый Т-клеточный лимфобластный лейкоз. Смерть М.Н.А. наступила в период прохождения военной службы, связана с исполнением обязанностей военной службы.
23 марта 2020 г. М.М.Н. на основании пенсионного дела N 2МК-14417 Военным комиссариатом Республики Коми выдано удостоверение серии ГФ N 175227 о назначении пенсии по потере кормильца с 1 января 2013 г.
25 сентября 2022 г. М.М.Н. обратилась в Военный Комиссариат города Печора и Печорского района Республики Коми и в ФКУ "Военный комиссариат Республики Коми" с заявлением о выдаче ей удостоверения о праве на льготы соответствующего образца (меры социальной поддержки для членов семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы).
На данное заявление истцом получен ответ заместителя военного комиссара Республики Коми от 25 октября 2022 г. (исх. N 6193) об отказе в выдаче удостоверения в связи с тем, что она не относится к указанному в статье 21 Федерального закона "О ветеранах" кругу лиц, на которых распространяются социальные гарантии государства.
Согласно заключению Центральной Военно-врачебной комиссии ФГКУ "Главного Центра Военно-Врачебной Экспертизы" Министерства обороны Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 45-И заболевание М.Н.А. "острый Т-клеточный лимфобластный лейкоз, осложненный септическим шоком, отеком легких, острой сердечно-сосудистой и дыхательной недостаточностью, двусторонней пневмонией", приведшее к его смерти 5 декабря 2012 г, получено в период военной службы.
Вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми по делу N 2-8278/2014 от 20 октября 2014 г, признано право М.М.Н. на ежемесячную денежную компенсацию согласно части 9 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". На Военный комиссариат Республики Коми судом возложена обязанность назначить и выплачивать за счет средств федерального бюджета в пользу М.С.А. ежемесячную денежную компенсацию, положенную её дочери - М.М.Н. на основании части 9 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
При рассмотрении дела N 2-8278/2014 суд пришел к выводу, что М.Н.А. погиб при исполнении обязанностей военной службы.
Суд первой инстанции, разрешая по существу заявленный спор, исследовав материалы дела и все представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворяя заявленные истцом требования, проанализировав положения Федерального закона "О ветеранах" и Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в их взаимосвязи, пришел к выводу о том, что на дату смерти М.Н.А. находился в статусе военнослужащего, проходил стационарное лечение и с учетом пункта "з" части 1 статьи 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" признается умершим в период прохождения военной службы при исполнения обязанностей военной службы.
Кроме того, суд принял во внимание выводы, приведенные в решении Сыктывкарского городского суда Республики Коми по делу N 2-8278/2014 от 20 октября 2014 г, указывая, что иное отношение к вступившему в законную силу судебному решению привело бы к нарушению принципа правовой определенности и обеспечения стабильности принятых судебных актов и необоснованным различиям в пенсионных правах граждан, принадлежащих к одной и той же категории лиц - членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для его отмены, так как согласился с выводами суда первой инстанции, ввиду чего судебная коллегия по мотивам, изложенным в апелляционном определении, оставила решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Между тем судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции о законности и обоснованности решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее также - Федеральный закон "О ветеранах") установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, и определен круг лиц, относящихся к данной категории.
К ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах").
В приложении к названному федеральному закону приводится Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее также - Перечень).
Между тем, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что М.Н.А. принимал участие в боевых действиях согласно перечню государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, который приводится в Приложении к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и ему присвоено звание "Ветеран боевых действий" либо последний стал инвалидом вследствие заболевания, полученного в связи с исполнением обязанностей военной службы и ему было присвоено звание "Ветеран военной службы".
Таким образом, лица, принимавшие участие в выполнении задач в боевых действиях согласно перечню государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, который приводится в Приложении к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", признаются ветеранами боевых действий, в связи с чем и члены семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий имеют право на получение удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий, подтверждающего их право на меры социальной поддержки.
Для наделения лица статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия: во-первых, принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", среди них лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и, во-вторых, их непосредственное участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, которые определяются на основании Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. При наличии этих условий гражданин Российской Федерации приобретает право на получение статуса ветерана боевых действий, а следовательно, и право на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2018 г. N 3107-О).
Из системного толкования положений Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от 7 мая 2004 г. N 282 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России", а также подпункта "в" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность следует, что периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих при выполнении задач в ходе контртеррористических операций определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции.
Меры социальной поддержки для членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий установлены в статье 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно абзацу первому пункта 1 и подпункту 1 пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации (статья 28 Федерального закона "О ветеранах").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 519 "Об удостоверении члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий" утверждены единый образец бланка такого удостоверения, описание бланка удостоверения и инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий.
В соответствии с пунктами 1 и 2 названной инструкции удостоверение члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 21 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим их право на меры социальной поддержки. Гражданам, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", выдача удостоверений члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий производится органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, на основании личного заявления члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий или его законного представителя.
Статьей 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрена мера социальной поддержки ветеранам в виде ежемесячной денежной выплаты.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" право на ежемесячную денежную выплату имеют, в частности, члены семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий.
Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 6 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах").
По смыслу приведенных нормативных положений лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, принимавшие участие в выполнении задач в ходе контртеррористических операций признаются ветеранами боевых действий в случае подтверждения их непосредственного участия в контртеррористических операциях приказами командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия этого сотрудника в контртеррористической операции и которые утверждены уполномоченным руководителем. В этом случае члены семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий имеют право на получение удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий, подтверждающего их право на меры социальной поддержки, предусмотренные для них Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Данная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 2 декабря 2019 г. N 5-КГ19-183.
Таким образом, нормы права, регулирующие отношения в сфере предоставления мер социальной поддержки членам семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий, судом первой инстанции при рассмотрении исковых требований М.М.Н. применены неправильно.
Допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права, суд апелляционной инстанции не устранил.
Как усматривается из материалов дела, смерть М.Н.А. наступила в период прохождения лечения вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы.
Согласно пункту 12 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 2 (2022), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 12 октября 2022 г, право на получение мер социальной поддержки, установленных для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, распространяется и на членов семей военнослужащих, умерших вследствие получения травмы, признанной по заключению военно-врачебной комиссии "военной травмой".
Однако, судом апелляционной инстанции не дана оценка заключению Центральной Военно-врачебной комиссии ФГКУ "Главного Центра Военно-Врачебной Экспертизы" Министерства обороны Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 45-И на предмет того, была ли признана смерть М.Н.А. наступившей, вследствие военной травмы.
При указанных обстоятельствах определение суда апелляционной инстанции нельзя признать основанным на законе.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит апелляционное определение подлежащим отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить дело в зависимости от установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 28 сентября 2023 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.