Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Черлановой Е.С, судей Белинской С.В, Яроцкой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-720/2023 по иску прокурора г. Североморска в интересах неопределенного круга лиц, в том числе "данные изъяты" к администрации ЗАТО г. Североморск, Управлению образования администрации ЗАТО г. Североморск, Муниципальному бюджетному образовательному учреждению ЗАТО г. Североморск "Лицей "1" о возложении обязанности совершить определенные действия
по кассационной жалобе администрации ЗАТО г. Североморск на решение Североморского районного суда Мурманской области от 18 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 11 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Белинской С.В, выслушав пояснения прокурора Бердинских С.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Североморска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к администрации ЗАТО г. Североморск, Муниципальному бюджетному образовательному учреждению ЗАТО г. Североморск "Лицей N 1" (далее - МБОУ ЗАТО г. Североморск "Лицей N 1"), в котором после уточнения просил возложить на МБОУ ЗАТО г. Североморск "Лицей N 1" обязанность произвести обследование технического состояния эксплуатируемого здания, расположенного по адресу: ЗАТО город Североморск, улица Гвардейская, дом 26, корпус 1, с привлечением специализированных организаций; на администрацию ЗАТО г. Североморск, Управление образования администрации ЗАТО г. Североморск возложить обязанность организовать финансирование мероприятий по техническому обследованию указанного выше здания, с привлечением специализированных организаций.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований федерального законодательства, по результатам которой установлено, что МБОУ ЗАТО город Североморск "Лицей N 1" эксплуатирует здание первого корпуса с 1972 года, однако в нарушение пункта 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" техническое обследование здания в установленном порядке не проводилось. Выявленные в деятельности образовательной организации нарушения свидетельствуют о невыполнении обязанности по созданию безопасных условий пребывания "данные изъяты" в здании образовательной организации, что может повлечь угрозу их жизни и здоровью.
Определением суда от 5 апреля 2023 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление образования администрации ЗАТО г. Североморск, КИО администрации ЗАТО г. Североморск.
Протокольным определением суда от 22 мая 2023 г. Управление образования администрации ЗАТО г. Североморск привлечено в качестве соответчика по делу, также к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное бюджетное учреждение образования "Контора хозяйственно-эксплуатационного обслуживания" и муниципальное бюджетное учреждение "Административно-хозяйственное и транспортное обслуживание".
Решением Североморского районного суда Мурманской области от 18 июля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 11 октября 2022 г, исковые требования прокурора удовлетворены. Суд возложил на МБОУ ЗАТО г. Североморск "Лицей N 1" обязанность произвести обследование технического состояния эксплуатируемого здания, расположенного по адресу: ЗАТО город Североморск, улица Гвардейская, дом 26, корпус 1, с привлечением специализированных организаций в срок до 1 сентября 2024 г. Суд возложил на администрацию ЗАТО г. Североморск, Управление образования администрации ЗАТО г. Североморск обязанность организовать финансирование указанных мероприятий.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит об отмене принятых судебных постановлений и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь пунктом 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, поступившие на нее письменные возражения прокуратуры г. Североморска, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не было допущено.
Как следует из материалов дела и установлено нижестоящими судами, МБОУ ЗАТО г. Североморск "Лицей N 1" является муниципальным бюджетным учреждением, выполняющим работы, оказывающим услуги в сфере образования. Учредителем является муниципальное образование ЗАТО г. Североморск в лице администрации ЗАТО г. Североморск. Функции и полномочия учредителя исполняет структурное подразделение администрации ЗАТО г. Североморск - Управление образования администрации ЗАТО г. Североморск.
Для осуществления уставной деятельности муниципальным образованием в 2005 г. за МБОУ ЗАТО г. Североморск "Лицей N 1" на праве оперативного управления закреплено находящееся в муниципальной собственности с 1996 г. нежилое здание, расположенное по адресу: Мурманская область, ЗАТО г. Североморск, улица Гвардейская, дом 26, корпус 1, которое было введено в эксплуатацию в 1972 году.
Технический паспорт здания составлен 20 декабря 2012 г, установлен 21 процент износа конструктивных элементов.
Прокуратурой ЗАТО г. Североморска была проведена проверка исполнения требований федерального законодательства при осуществлении МБОУ ЗАТО г. Североморск "Лицей N 1" образовательной деятельности в части обеспечения безопасных условий пребывания "данные изъяты" в указанном здании.
По результатам проверки было установлено, что в нарушение положений статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. "Об образовании в Российской Федерации" техническое обследование вышеуказанного здания в установленном порядке образовательным учреждением не проводилось.
Согласно сведениям МБОУ ЗАТО г. Североморск "Лицей N 1" ежегодно при приемке учреждения к новому учебному году в рамках исполнения постановления администрации ЗАТО г. Североморск от 7 июня 2019 г. N 1099 "Об утверждении Положения о порядке осуществления подготовки и проверки готовности муниципальных образовательных учреждений ЗАТО г. Североморск к новому учебному году", а также Положения о технической эксплуатации здания, утвержденного приказом директора учреждения от 1 сентября 2021 г, проводится комиссионное обследование указанного здания, что подтверждается актами проверки готовности организации, осуществляющей образовательную деятельность, к новому учебному году, установлен порядок осмотра здания и наблюдения за его техническим состоянием.
Обращаясь в суд иском, прокурор указал, что сведений о проведении учреждением технического обследования здания с привлечением специализированных организаций и применением современных средств технической диагностики в рамках эксплуатационного контроля после передачи здания в оперативное управление, несмотря на истечение нормативных сроков эксплуатации, учреждением не представлено.
Разрешая спор, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные доказательства, исходил из установленного им факта того, что МБОУ ЗАТО г. Североморск "Лицей N 1" не представлено доказательств надлежащего проведения учреждением технического обследования здания в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 г. N 312, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", положениями которых в их системной взаимосвязи предусмотрено проведение технического обследования здания с привлечением специализированных организаций и применением современных средств технической диагностики, в связи чем пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции также исходил из того, что непроведение должного эксплуатационного контроля за состоянием здания учреждения путем привлечения специализированных организаций может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия обучения детей, причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения. При этом круг лиц, которые подвергаются данной опасности, является неопределенным - ученики, учителя, родители, посетители и другие.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при вынесении обжалуемых судебных постановлений не было допущено нарушений норм права и оснований для отмены судебных постановлений не имеется. Судами верно применены положения законодательства, регулирующие спорные правоотношения.
Из материалов дела видно, что обстоятельства дела установлены судами на основе надлежащей оценки всех представленных доказательств, имеющих правовое значение для данного дела, в их совокупности, изложенные в оспариваемых судебных актах выводы, соответствуют обстоятельствам дела. Собранные по делу доказательства соответствуют правилам относимости и допустимости. Бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами распределено правильно.
Вопреки доводам кассационной жалобы, нормы материального права судами применены верно, обязанность по обследованию технического состояния эксплуатируемого здания, с привлечением специализированных организаций, предусмотрена действующим законодательством.
Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 36 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
В соответствии с частью 6, частью 7 статьи 55.24, статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
В случае, если иное не предусмотрено федеральным законом лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Доводы кассационной жалобы, направленные на несогласие с выводами судов о необходимости возложения обязанности по финансированию мероприятий по техническому обследованию здания МБОУ ЗАТО г. Североморск "Лицей N 1" на администрацию ЗАТО г. Североморск и Управление образование администрации ЗАТО г. Североморск, также являются несостоятельными.
Администрация ЗАТО г. Североморск является исполнительно-распорядительным органом ЗАТО г. Североморск, в силу Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обладает полномочиями по финансированию муниципальных образовательных учреждений, реализуемыми через структурное подразделение - Управление образования администрации ЗАТО г. Североморск, являющееся главным распорядителем средств бюджета ЗАТО г. Североморск для подведомственных муниципальных образовательных учреждений, что верно было учтено судами при разрешении настоящего спора.
Учитывая изложенное, необоснованными являются и доводы кассационной жалобы о не привлечении к участию в деле Управления финансов ЗАТО г. Североморск и Совета депутатов ЗАТО г. Североморск, поскольку их права и обязанности, с учетом требований Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решение суда по настоящему делу не затрагивает.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суды надлежащим образом установили и оценили фактические обстоятельства дела, сослались на нормы права, подлежащие применению, в результате чего сделали обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения иска. Все представленные в материалы дела доказательства оценены судами в порядке статьи 67 ГПК РФ, соответствующие выводы изложены в оспариваемых судебных постановлениях, в дополнительной мотивировке не нуждаются.
При таких обстоятельствах, предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Североморского районного суда Мурманской области от 18 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 11 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.