Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи
Какурина А.Н.
судей
Осиповой Е.М, Чекрий Л.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-429/2023 по иску прокурора Кольского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области" о возложении обязанности совершить определенные действияпо кассационной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области на решение Кольского районного суда Мурманской области от 19 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 1 ноября 2023 г.Заслушав доклад судьи Чекрий Л.М, объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скибенко С.А, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Кольского района Мурманской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области" (далее - ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области) о возложении обязанности в срок до 31 декабря 2023 г. обеспечить нештатное формирование гражданской обороны материально-техническими средствами, продовольственными средствами, медицинскими средствами, иными средствами, включающими в себя средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи (в соответствии с Приложением N 2 к Типовому порядку создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденному приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г. N 701), а также обеспечить защитное сооружение гражданской обороны N 648-52, системой пожарной сигнализации.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проверки исполнения законодательства об использовании защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО) в деятельности ФКУ ИК-18 УФСИН России по "адрес" в пгт. "адрес" проведено обследование ЗС ГО, расположенного по адресу: "адрес", 10, инв. N 647-52, N 648-52, установлено, что в нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", пункта 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804, пунктов 2, 3 - 6, 10 - 12 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309, пункта 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008 г. N 687, в ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области не осуществляется поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию указанных объектов гражданской обороны. Также проверкой установлено, что в нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона "О гражданской обороне", пункта 3 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379, пунктов 9, 13 Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденного приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г. N 701, в целях гражданской обороны у учреждения отсутствуют накопления материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, включая в себя радиационной, химической и биологической защиты и контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.
В адрес в ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства при использовании ЗС ГО, однако выявленные нарушения не устранены, безопасные условий пребывания граждан в ЗС ГО не обеспечены.
Определением суда от 13 марта 2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ГУ МЧС России по Мурманской области.
Решением Кольского районного суда Мурманской области от 19 апреля 2023 г. исковые требования прокурора удовлетворены, на ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области возложена обязанность в срок до 31 декабря 2023 г. обеспечить в соответствии с Приложением N 2 к Типовому порядку создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденному приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г. N 701, нештатное формирование гражданской обороны материально-техническими средствами, продовольственными средствами, медицинскими средствами, иными средствами, включающих в себя средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи; обеспечить защитное сооружение гражданской обороны N 648-52 системой пожарной сигнализации.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 1 ноября 2023 г. принят отказ прокурора Кольского района Мурманской области от иска в части требований о возложении на ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области обязанности обеспечить в соответствии с Приложением N 2 к Типовому порядку создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденному приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г. N 701, нештатное формирование гражданской обороны материально-техническими средствами, продовольственными средствами, медицинскими средствами, иными средствами, включающих в себя средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи. Решение Кольского районного суда Мурманской области от 19 апреля 2023 г. в указанной части отменено, производство по делу - прекращено.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 1 ноября 2023 г. решение суда в остальной части оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения как постановленных с неправильным применением норм материального права и существенным нарушением норм процессуального права.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Заслушав участника процесса, изучив материалы дела, проверив судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены решения (в неотмененной определением суда апелляционной инстанции части) и апелляционного определения не имеется.
Как установлено судами, на балансе ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области, расположенного по адресу: "адрес", 10, находятся защитные сооружения гражданской обороны N, 648-52.
Согласно паспорту защитного сооружения гражданской обороны N, оформленному по итогам инвентаризации 12 сентября 2011 г, сооружение расположено по адресу: "адрес", пгт. Мурмаши, "адрес", встроено в здание 2 этажа; тип: ПРУ; назначение ЗС по проекту: укрытие НРС; класс убежища (группа противорадиационного укрытия) - П-2; вместимость - 400 человек, общая площадь - 593, 6 м, количество входов - 2, аварийных выходов - 1; количество дверей и ставней: защитно-герметических - 2. Принадлежность ЗС N - Российская Федерация, организация, возводившая ЗС - ФБУ ИК-18 (хозспособом), принято в эксплуатацию в 1981 г.; имеет: систему отопления - тепловая сеть от собственной угольной котельной; система энергоснабжения - центральное; система водоснабжения - отдельная врезка от сети водоканала. Система вентиляции, измерительные приборы, инструмент, инвентарь, оборудование в ЗС ГО отсутствуют.
Как следует из расширенной характеристики ЗС ГО N, расположенного на территории пгт. Мурмаши Кольского района Мурманской области по состоянию на 28 августа 2018 г, инвентарный номер ЗС ГО N 648-52; номер ЗС ГО, присвоенный в МЧС России по Мурманской области по результатам проведенной в 2013-2014 гг. инвентаризации ЗС ГО N 11772; полный адрес местоположения ЗС ГО: "адрес" "адрес"; наименование организации - балансодержателя ЗС ГО - ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области; ведомственная принадлежность организации - балансодержателя ЗС ГО - УФСИН России по Мурманской области; адрес организации - балансодержателя ЗС ГО: "адрес", пгт Мурмаши, "адрес"; форма собственности ЗС ГО - Ф; вид правообладания ЗС ГО - ОУ, договор о правообладании ЗС ГО N- ОМ от 22 июня 2016 г.; организация, эксплуатирующая ЗС ГО - ФКУ ИК-18 УФСИН России по "адрес"; тип ЗС ГО - ПРУ; ЗС ГО используется качестве - ПРУ; класс убежища или группа ПРУ - П-2; кто укрывается в ЗС ГО - ФКУ ИК-18 УФСИН России по "адрес"; проектная и фактическая вместимость ? 0, 40 тыс. чел.; готовность ЗС ГО к приему укрываемых - НГ; назначение ЗС ГО в мирное время, по проекту - подвальное помещение; ЗС ГО используется в мирное время для нужд организации; ЗС ГО, расположено в жилом здании, в зоне возможного химического заражения; категория по ГО организации в случае расположения ЗС ГО на ее территории - 2; организация, на территории которой расположено ЗС ГО, продолжает свою деятельность в период мобилизации и в военное время.
Согласно акту об изменении типа ЗС ГО N 648-52 от 20 июля 2020 г, утвержденному председателем комиссии МЧС России 26 февраля 2021 г. и заместителем руководителя Межрегионального ТУ Росимущества в Мурманской области и Республики Карелии 29 апреля 2021 г, по результатам проведенного осмотра ЗС ГО ПРУ инв. N ЗС ГО 648-52 по адресу: "адрес" (согласно паспорту ЗС ГО - адрес: "адрес", пгт. Мурмаши, "адрес"), дано заключение о переводе ЗС ГО инв. N из типа ПРК в тип - укрытие.
"адрес" проведена проверка исполнения требований законодательства об использовании защитных сооружений гражданской обороны в деятельности ФКУ ИК-18 УФСИН России по "адрес".
В результате проверки ЗС ГО инв. N и N, расположенных по адресу: "адрес" "адрес", 10, установлено, что в нарушение статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", пункта 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, пунктов 2, 3-6, 10-12 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, пункта 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, а также положений Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, в учреждении не осуществляется поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны.
28 июля 2022 г. прокуратурой внесено представление N 1-11-3-2022/ПРдп1149-22-20470008 на имя начальника ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области об устранении нарушений требований законодательства об использовании защитных сооружений гражданской обороны в деятельности ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области.
По результатам рассмотрения 5 августа 2022 г. представления прокурора ответчиком приняты решения, в том числе проработать вопрос в части касающейся противопожарного состояния и инженерно-технического состояния объектов ЗС ГО, их готовности к использованию по предназначению и направлении заявки в ОКСиР УФСИН.
29 августа 2022 г. ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области в адрес УФСИН России по Мурманской области направлено обращение с целью исполнения предписания и устранения нарушений в части касающейся инженерно-технического состояния объектов с просьбой о выделении денежных средств в размере 4 700 000 руб. для проведения ремонтных работ защитных сооружений гражданской обороны.
В ходе рассмотрения дела 14 апреля 2023 г. прокуратурой Кольского района Мурманской области проведена проверка защитных сооружений гражданской обороны NN 647-52; 648-52 ФКУ ИК-18 на предмет выявления нарушений требований законодательства в области гражданской обороны, совместно со старшим дознавателем ОНД и ПР по Кольскому и Печенгскому районам УНД и ПР Главного управления МЧС России по Мурманской области в качестве специалиста, о чем составлена справка.
Согласно справке от 14 апреля 2023 г. при проведении проверки в нарушение нормативных требований на территории организации не обозначены маршруты движения к ЗС ГО, не обозначено путем нанесения установленного знака на видном месте при всех входах в ЗС ГО, не указан порядковый номер на всех защитных и защитно-герметических дверях, и ставнях убежищ, который наносится белой краской с наружной и внутренней стороны, в целях гражданской обороны у организации отсутствует накопления материально-технических средств, продовольственных средств; отсутствуют накопления медицинских средств, иных средств, включающих в себя средства радиационной, химический и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства, отсутствует документация: журнал оценки технического состояния ЗС ГО; сигналы оповещения гражданской обороны; план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых; план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; инструкции по использованию средств индивидуальной защиты; инструкция о мерах пожарной безопасности; правила поведения укрываемых в ЗС ГО; журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; список телефонов. Для обслуживания ЗС ГО в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, не создаются звенья по обслуживанию ЗС ГО.
Также ЗС ГО N 648-52 - не защищено системой СПС (пункт 3.5 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583, подпункт 4.4 пункта 4 СП 486.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации").
Разрешая спор и удовлетворяя требование прокурора о возложении на ответчика обязанности обеспечить защитное сооружение гражданской обороны N 648-52 системой пожарной сигнализации, суд первой инстанции исходил из безусловной обязанности балансодержателя ЗС ГО выполнить указанное нормативное требование.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Оценив представленные УФСИН России по Мурманской области на стадии апелляционного рассмотрения дела справки о направлении 1 ноября 2022 г, предложения в ФСИН России по снятию с ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области категории по гражданской обороне 1 ноября 2022 г, отсутствии в настоящее время в ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области опасных производственных процессов и задании по выпуску продукции в военное время, численности наибольшей работающей смены менее 100 человек, судебная коллегия указала, что ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области является балансодержателем и эксплуатирующей организацией спорного объекта, которое отнесено к федеральной собственности Российской Федерации области. ЗС ГО было отнесено к группе П-2, к типу - ПРУ, в 2021 г. переведено в тип укрытие и на момент рассмотрения дела судом первой инстанции ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области была установлена вторая категория по гражданской обороне. Доказательств, подтверждающих исключение спорного объекта из состава защитных сооружений гражданской обороны в установленном Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны N 583 порядке, материалы дела не содержат, стороной ответчика таких доказательств не представлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о нецелесообразности и необоснованности расходования средств федерального бюджета по обеспечению защитного сооружения гражданской обороны N 648-52 системой пожарной сигнализации, признаны несостоятельными.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов в указанной части соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права. Мотивы, по которым судебные инстанции отклонили доводы стороны ответчика, подробно приведены в судебных актах со ссылками на нормы материального права и фактические обстоятельства дела. Нарушения правил оценки доказательств судами не допущено.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, повторяют правовую позицию стороны ответчика (третьего лица на стороне ответчика) при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, основаны на неправильном применении норм материального права.
С учетом изложенного предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кольского районного суда Мурманской области от 19 апреля 2023 г. в неотмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 1 ноября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.