Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Козловой Е.В, судей Сенчуковой Е.В, Шевчук Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-526/2023 по иску Карпухиной Ольги Владимировны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Республике Коми о включении периодов в стаж, дающий право на назначение пенсии, о назначении пенсии, по кассационной жалобе Карпухиной Ольги Владимировны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 24 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Козловой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Карпухина О.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Республике Коми (далее также ОСФР по Республике Коми) о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части первой статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов работ в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначении досрочной страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ
Решением Воркутинского городского суда Республики Коми от 17 апреля 2023 г. на ОСФР по Республике Коми возложена обязанность включить Карпухиной Ольге Владимировне в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с учётом включения указанных периодов, назначить Карпухиной Ольге Владимировне досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 20 части первой статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ
Взыскано ОСФР по Республике Коми в пользу Карпухиной Ольги Владимировны 300 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 24 августа 2023 г. решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 17 апреля 2023 г. отменено части удовлетворения иска Карпухиной Ольге Владимировне к ОСФР по Республике Коми о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части первой статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ
Принято в указанной части новое решение.
В удовлетворении иска Карпухиной Ольге Владимировне к ОСФР по Республике Коми о назначении досрочной страховой пенсии с 10 января 2022 г. отказано.
В остальной части решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 17 апреля 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене апелляционного определения, оставлении в силе решения суда первой инстанции.
В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, путём направления судебных извещений заказным почтовым отправлением, истец судебное извещение получила 19 января 2024 г. Кроме того, сведения о времени и месте судебного заседания заблаговременно, 17 января 2024 г, размещены на сайте кассационного суда общей юрисдикции. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого апелляционного определения не имеется.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истец, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части первой статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа работы.
Разрешая спор, суд признал обоснованными требования истца о включении в стаж лечебной деятельности указанных выше периодов в льготном исчислении из расчёта один год работы за один год и три месяца. При этом, по мнению суда, стаж истца, подсчитанный в льготном порядке, превышает 25 лет, что даёт истцу право на назначение пенсии с момента обращения в пенсионный орган.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда о наличии оснований для включения спорных периодов в стаж лечебной деятельности согласился, однако признал, что выводы суда о наличии у истца права на назначение пенсии ошибочны, поскольку общий стаж лечебной деятельности составлял на ДД.ММ.ГГГГ в количестве 20 лет 03 месяца 22 дня (календарно) при требуемых 25 лет работы (календарно). Учитывая то, что необходимый стаж для назначения пенсии у истца отсутствует, суд апелляционной инстанции отменил решение суда в части удовлетворения иска о возложении обязанности назначить пенсию.
Доводы кассационной жалобы о неверном применении судом апелляционной инстанции норм материального права, несостоятельны.
Согласно пункту 20 части первой статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в редакции, действующей с 01.01.2019) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 1.1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на её получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
В приложении N 7 установлены сроки назначения страховой пенсии старости лицам, имеющим право на её получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", согласно которым при возникновении у истца права на назначение пенсии в 2022 году - пенсия подлежит назначению не ранее чем через 48 месяцев со дня возникновения права на пенсию.
Определяя стаж работы истца в связи с лечебной деятельностью более 25 лет на 2022 г, суд первой инстанции не учёл указанных выше положений.
Кроме того, судебная коллегия согласилась с доводами ответчика о том, что судом первой инстанции неверно подсчитан стаж лечебной деятельности у истца.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 18, 19 постановления от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснил, что при определении права на досрочную пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ (введён Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ) лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и посёлках городского типа, приобретают право на досрочную пенсию по старости при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в посёлках городского типа либо только в городах, - при наличии не менее 30 лет стажа.
Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (пункт 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781).
Вместе с тем в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 названных Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности, и в посёлке городского типа (рабочем посёлке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в посёлке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
Пунктом 1 постановления N, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с пунктом 3 постановления N в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённым постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N464.
Учитывая, что пунктом 2 этого постановления один год работы в сельской местности или в посёлке городского типа (рабочем посёлке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до ДД.ММ.ГГГГ может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Принимая во внимание изложенные разъяснения, учитывая, что работа истца в спорные периоды проходила только в сельской местности и посёлке городского типа, для назначения спорной пенсии ей необходим стаж в связи с лечебной деятельностью не менее 25 лет, исчисляемый после ДД.ММ.ГГГГ в календарном порядке.
Если бы истец имела работу, в том числе в городе, ей необходим стаж лечебной деятельности в количестве не менее 30 лет, при этом периоды работы в сельской местности и посёлках городского типа подлежали бы зачёту в льготном порядке (1 год работы за 1 год 3 месяца).
Подсчёт судом стажа работы истца в связи с лечебной деятельностью после ДД.ММ.ГГГГ в льготном порядке и применении при этом условия о необходимости 25-летнего стажа для назначения пенсии является необоснованным.
Учитывая, что на момент обращения с заявлением о назначении пенсии и разрешения спора в суде истец не имеет требуемого стажа работы в связи с лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения (ответчиком установлен стаж 20 лет 03 месяца 22 дня по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), а также в связи с тем, что истец не достигла возраста, установленного Приложением N 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях", решение суда в части назначения истцу пенсии обоснованно отменено с вынесением нового решения об отказе истцу в иске в указанной части.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом апелляционном определении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Доводы кассационной жалобы о наличии у истца права на льготное исчисление стажа основаны на неверном толковании норм пенсионного законодательства.
Как разъяснено в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 (ред. от 28.05.2019) "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (пункт 5 названных Правил от 29 октября 2002 г. N 781).
Вместе с тем в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 названных Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в посёлке городского типа (рабочем посёлке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в посёлке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
Судами установлено, что смешанный стаж лечебной деятельности у истца отсутствует, все периоды учтены как льготный стаж в сельской местности и посёлке городского типа, в связи с чем оснований не имеется оснований для исчисления стажа лечебной деятельности как год и три месяца за один год работы.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть третья статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), исходя из материалов дела и доводов кассационной жалобы, не допущено.
Оснований, предусмотренных законом для отмены обжалуемого апелляционного определения не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 24 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Карпухиной Ольги Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.