Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Герасимчук Т.А, судей Нестеровой А.А, Ворониной Э.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации ГО "г. Калининград" к ФИО2, ФИО3 о признании не приобретшими право пользования жилым помещением, выселении и снятии с регистрационного учета, встречному исковому заявлению ФИО2, ФИО3 к администрации ГО "г. Калининград" о признании членами семьи нанимателя и понуждении заключить договор социального найма жилого помещения, по кассационной жалобе ФИО2, ФИО3 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 25 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А, выслушав объяснения представителя ФИО2 и ФИО3 ФИО7, поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора ФИО8, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
администрация ГО " "адрес"" обратилась в суд с иском с учетом уточнений к ФИО2, ФИО3 о признании не приобретшими право пользования жилыми помещениями, расположенными по адресу: "адрес"А, "адрес", выселении из данных жилых помещений без предоставления иного жилого помещения, снятии с регистрационного учета по указанным адресам.
Требования мотивированы тем, что на основании заключения межведомственной комиссии для оценки жилых помещений от 06.07.2015 N 22 издано постановление администрации ГО "г. Калининград" от 04.08.2015 N 1245 "О признании многоквартирного "адрес"А по "адрес" аварийным и подлежащим сносу и отселении из него физических лиц". Срок отселения граждан - ДД.ММ.ГГГГ. Жилое помещение - "адрес"А по "адрес" в "адрес" относится к муниципальному жилищному фонду ГО " "адрес"", в данном жилом помещении проживают и зарегистрированы: ФИО2 и ее сын ФИО3 По сведениям, содержащимся в копии поквартирной карточки жилого помещения - "адрес"А по "адрес" в "адрес", ФИО2 зарегистрирована в данном жилом помещении с 1998 года. На момент регистрации ФИО2 было 15 лет, ранее она проживала в жилом помещении - "адрес"А по "адрес" в "адрес". В администрации ГО "г. Калининград" отсутствуют документы, послужившие основанием предоставления ФИО2 жилого помещения по адресу: "адрес"А, "адрес". Договор социального найма жилого помещения между администрацией ГО " "адрес"" и ФИО2 не заключался, ордер на жилое помещение отсутствует. Ответчики постоянно пользуются и занимают однокомнатную "адрес"А по "адрес" в "адрес", которая относится к муниципальному жилищному фонду ГО " "адрес"". Договор социального найма на указанное жилое помещение прекращен, поскольку умер одиноко проживающий наниматель ФИО1
ФИО2 и ФИО3 обратились в суд со встречным иском к администрации ГО " "адрес"" о признании их членами семьи ФИО1 - нанимателя жилых помещений, расположенных по адресу: "адрес"А, "адрес", возложении обязанности заключить с ФИО2 договор социального найма жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: "адрес"А, "адрес"; с ФИО3 - договор социального найма жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: "адрес"А, "адрес".
Требования мотивированы тем, что согласно договору социального найма жилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 являлась нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес"А, "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ. В связи с рождением у ФИО1 внучки ФИО2 занимаемое жилое помещение перестало соответствовать учетным нормам площади жилого помещения, так как жилая площадь квартиры составляет 16, 8 кв.м, а в квартире проживало на тот момент четыре человека: ФИО1, ФИО9 (дочь), ФИО10 (зять), ФИО2 (внучка), на каждого жильца приходилось 4, 2 кв.м. ФГУП "Калининградская железная дорога" было принято решение о предоставлении иного жилья вместо занимаемого жилого помещения, однако, ввиду отсутствия квартиры, соответствующей указанным требованиям, принято решение о предоставлении еще одной однокомнатной квартиры, общей площадью 19, 4 кв.м, из которых жилая площадь 12, 5 кв.м, по адресу: "адрес"А, "адрес". Таким образом, ФИО1 стала нанимателем двух жилых помещений, расположенных по адресу: "адрес"А, "адрес". Указанные квартиры рассматривались ФГУП "Калининградская железная дорога", как одно жилое помещение, переданное по договору социального найма. До 2006 года данное жилое помещение находилось в собственности ФГУП "Калининградская железная дорога", после 2006 года перешло в собственность администрации ГО " "адрес"". Оригинал договора социального найма жилого помещения и оригинал ордера на жилое помещение у истцов отсутствуют, однако указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из лицевого счета N от ДД.ММ.ГГГГ, справкой МПС РФ "Калининградская железная дорога", документами из бюро технической инвентаризации г. Калининграда. Истцами неоднократно предпринимались попытки получить копию ордера на жилое помещение, в чем администрацией ГО "г. Калининград" им было отказано.
ДД.ММ.ГГГГ у ФИО2 родился сын ФИО3 Ввиду невозможности постоянного проживания в стесненных жилищных условиях, в результате устных договоренностей между истцами и ФИО1 было принято решение о порядке пользования жилыми помещениями, истцы совместно проживали и на сегодняшний день зарегистрированы по адресу: "адрес"А, "адрес", а ФИО1 проживала по адресу: "адрес"А, "адрес". Кроме того, согласно поквартирной карточке на "адрес", ФИО2 числится в качестве нанимателя указанного жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ Московским районным судом "адрес" ФИО1 была признана недееспособной, приказом N П-КПСП-1061 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении нее была установлена опека. Весь период болезни ФИО1 ФИО2 осуществляла постоянный уход за бабушкой, в связи с чем переехала в "адрес" постоянно в ней проживала. В связи с указанными обстоятельствами истцы не могли ранее перезаключить договор социального найма жилого помещения или провести приватизацию жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 снята с регистрационного учета по указанному адресу в связи со смертью. После смерти ФИО1 ФИО2 осталась проживать в занимаемом жилом помещении, так как иного жилья, пригодного для проживания, не имеет. В "адрес" зарегистрирован и постоянно проживает со своей гражданской женой ФИО3, иного жилья, пригодного для проживания, не имеет. ФИО2 и ФИО3 постоянно проживали в помещениях, предоставленных ФИО1 по договорам социального найма, вели общее хозяйство с нанимателем жилых помещений и были вселены в жилые помещения нанимателем в качестве членов семьи, таким образом, являются членами семьи ФИО1
Решением Московского районного суда г. Калининграда от 11 апреля 2023 года в удовлетворении исковых требований администрации ГО "г. Калининград" о признании ФИО2 и ФИО3 не приобретшими право пользования жилыми помещениями по адресу: "адрес"А, "адрес", выселении из жилых помещений и снятии с регистрационного учета отказано.
Встречные исковые требования ФИО2 и ФИО3 удовлетворены. ФИО2 и ФИО3 признаны членами семьи нанимателя жилых помещений по адресу: "адрес", ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ. На администрацию ГО "г. Калининград" возложена обязанность заключить с ФИО2 договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес"А, "адрес", и, соответственно с ФИО3 договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес"А, "адрес".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 25 октября 2023 года постановлено:
"Решение Московского районного суда г. Калининграда от 11 апреля 2023 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований администрации ГО "Город Калининград" к ФИО2 о выселении из "адрес"А по "адрес" в "адрес", и в части удовлетворения встречных исковых требований ФИО2 о признании ее членом семьи нанимателя жилого помещения по адресу: "адрес"А, "адрес", заключении договора социального найма на указанное жилое помещение.
Принять в указанной части новое решение, которым исковые требования Администрации ГО " "адрес"" удовлетворить, выселить ФИО2 из жилого помещения по адресу: "адрес"А, "адрес", без предоставления иного жилого помещения; в удовлетворении встречных исковых требований ФИО2 о признании членом семьи нанимателя данного жилого помещения и заключении договора социального найма - отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения".
В кассационной жалобе ФИО2, ФИО3 просят отменить апелляционное определение как незаконное, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как следует из судебных постановлений и материалов дела, "адрес" общей площадью 25, 4 кв.м, жилой площадью 16, 8 кв.м, и "адрес" общей площадью 19, 4 кв.м, жилой площадью 12, 5 кв.м, расположенные в "адрес"А по "адрес" в "адрес", являются однокомнатными квартирами, находившимися до 2006 года на балансе ФГУП "Калининградская железная дорога".
В соответствии с Приложением N 1 к Распоряжению Минимущества России, Минфина России, МПС России от 08.04.2004 N 1499-р/110а/Т-92р, жилой дом по адресу: "адрес"А, был включен в перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущества и имущественных комплексов организаций федерального железнодорожного транспорта, и был передан в муниципальную собственность.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2006 года по делу N А21-1929/2005 на Мэрию г. Калининграда возложена обязанность принять в муниципальную собственность г. Калининграда путем оформления актов приема-передачи жилых домов, в том числе, по "адрес".
Исполняя данный судебный акт, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", Постановлением Главы города Калининграда - мэра города от 14.07.2006 N 1626, актами приема-передачи в муниципальную собственность МО "адрес" приняты жилые помещения в 3-х этажном 39-квартирном "адрес"-а по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, одновременно с передачей жилых помещений указанного многоквартирного дома были переданы также технический паспорт и учетная документация (л/счета, регистрационные карточки, архивные карточки).
В соответствии со списком жильцов передаваемого дома Нансена 1-а в качестве лиц проживающих указаны: в "адрес" - ФИО1, в "адрес" - ФИО9, ФИО11
Из технической документации, копий поквартирных карточек, следует, что "адрес" N в указанном жилом доме являются самостоятельными помещениями, на которые открыты отдельные лицевые счета.
Из ответа филиала ОАО "РЖД" - "Калининградская железная дорога" с подтверждающими документами следует, что ФИО1 работала в Калининградской дистанции пути Калининградской железной дороги в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности монтера пути, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности монтера пути. Стаж на железнодорожном транспорте составил 30 лет 09 месяцев.
Согласно копии лицевого счета N от ДД.ММ.ГГГГ, "адрес"-а по "адрес" предоставлена ФИО1, указанной в качестве квартиронанимателя, на основании ордера N от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Балт. РНК, на семью составом из трех человек: с 1976 года ФИО1 - наниматель; с 1976 года ФИО9 - дочь; с 1983 года Баринова (в настоящее время ФИО2) Ю.В. - внучка.
Согласно копии лицевого счета N, "адрес"А по "адрес" предоставлена ФИО9, указанной в качестве квартиронанимателя, на семью составом два человека: с 1982 года ФИО9 - наниматель, с 1998 года Баринова (в настоящее время ФИО2) Ю.В. - дочь.
Из поквартирных карточек на "адрес"-а по "адрес" в "адрес" следует, что в указанном жилом помещении были зарегистрированы: ФИО1 (с ДД.ММ.ГГГГ постоянно), Баринова (ранее ФИО1) Л.А. (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), ФИО10 (муж ФИО9, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), ФИО11 (в настоящее время ФИО2, выписана в "адрес" - ДД.ММ.ГГГГ).
ФИО2 (внучка ФИО1) с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время зарегистрирована в "адрес"-а по "адрес" в "адрес" и, согласно копии поквартирной карточки на данную квартиру, указана в качестве нанимателя жилого помещения.
ФИО3 (сын ФИО2) с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время зарегистрирован в "адрес"-а по "адрес" в "адрес" и, согласно поквартирной карточки на указанную квартиру является членом семьи нанимателя.
ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО9
ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО1 - наниматель "адрес"-а по "адрес" в "адрес".
В период с 2019 года по 2022 год ФИО2 обращалась в администрацию городского округа "Город Калининград" с заявлениями о заключении с ней договоров социального найма жилого помещения в отношении квартир 1 и 13 "адрес"-а по "адрес" в "адрес". В удовлетворении данных заявлений ей было отказано.
Отказывая администрации в удовлетворении исковых требований и удовлетворяя встречные исковые требования ФИО2 и ФИО3 о признании их членами семьи нанимателя жилых помещений - квартир N и 13 по "адрес" в "адрес", понуждении администрацию заключить с ФИО2 договор социального найма жилого помещения - "адрес", а с ФИО3 договор социального найма по "адрес", суд первой инстанции исходил из того, что в связи с передачей жилого дома в муниципальную собственность у нанимателей жилых помещений возникло право на заключение договоров социального найма, при этом, поскольку ответчики были вселены в спорные жилые помещения в качестве членов семьи нанимателя ФИО1, они имеют равное с нанимателем право пользования спорными квартирами и такое право производно от прав нанимателя ФИО1, которая не подлежала выселению из жилых помещений в силу абз. 6 ст. 108 ЖК РСФСР.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции относительно прав ответчиков на "адрес" доме по "адрес" в "адрес" ввиду следующего.
Из материалов дела следует, что в 1976 году ФИО1 была вселена в установленном порядке в "адрес"-а по "адрес" в "адрес", в связи с трудовыми отношениями с Калининградской железной дорогой, в 1982 году "адрес" была предоставлена ей, дочери ФИО9 и внучке (Бариновой (ФИО2) Ю.В)), в связи с расширением.
В списке жильцов передаваемого в 2004 году в муниципального собственность жилого "адрес"-а по "адрес" проживающей в "адрес" значится ФИО1, в "адрес" - ФИО9 и Баринова (ФИО2) Ю.В.
Таким образом, право пользования квартирой N в доме по "адрес" на условиях договора социального найма было приобретено ФИО1, а квартирой N - ФИО9 (матерью ФИО2) в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в связи с передачей жилого помещения в муниципальную собственность и именно с данного момента.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией городского округа " "адрес"" и ФИО1 в лице опекуна ФИО2 был заключен договор найма жилого помещения N в отношении однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: "адрес"-а, "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО1
По смыслу главы 7 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданин может являться нанимателем только одного жилого помещения по договору социального найма жилого помещения.
Следовательно, ФИО1 являлась нанимателем с 1976 года только "адрес"-а по "адрес" в "адрес".
При заключении договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 не указывала себя в качестве члена семьи нанимателя "адрес", при этом, имея регистрацию с ДД.ММ.ГГГГ в "адрес".
Допустимых доказательств, позволяющих признать ФИО2, а также ее сына ФИО3 членами семьи нанимателя "адрес" на основании статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, стороной ответчика не предоставлено.
В силу статьи 17 Федерального закона от 24.04.2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" у ФИО2, как опекуна ФИО1, не возникло права пользования и проживания в "адрес", договор социального найма указанного жилого помещения, заключенный с ФИО1, является прекращенным, в связи со смертью одиноко проживающего нанимателя.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции в части признания ФИО2 и ФИО3 членами семьи нанимателя "адрес"-а по "адрес" в "адрес", понуждении администрацию заключить с ФИО2 договор социального найма на указанное жилое помещение, с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований администрации ГО "Город Калининград" о выселении ФИО2 из жилого помещения по адресу: "адрес", без предоставления иного жилого помещения, отказе во встречном иске ФИО2 о признании ее членом семьи нанимателя данного жилого помещения и заключении договора социального найма.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.
Приведенные в кассационной жалобе доводы оснований к отмене судебного постановления не содержат, фактически установленные по делу обстоятельства не опровергают и не ставят под сомнение правильность применения судом норм материального и процессуального права, в целом направлены на переоценку состоявшегося судебного постановления при отсутствии к тому правовых оснований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном понимании закона заявителей и направлены на переоценку представленных доказательств по делу. Вместе с тем, установление обстоятельств и оценка доказательств по делу входит в компетенцию судов первой и апелляционной инстанций. Суд кассационной инстанции не наделен правом переоценки доказательств по делу и иная оценка доказательств основанием для пересмотра в кассационном порядке принятого по делу судебного постановления не является.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 25 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.