Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи
Кузнецова С.Л.
судей
Каревой Г.Г, Чекрий Л.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-736/2023 по иску прокурора г. Североморска в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению ЗАТО г. Североморск "Детский сад N 44", администрации ЗАТО г. Североморск о возложении обязанности провести обследование технического состояния здания с привлечением специализированных организацийпо кассационной жалобе администрации ЗАТО г. Североморск на решение Североморского районного суда Мурманской области от 27 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 18 октября 2023 г. Заслушав доклад судьи Чекрий Л.М, объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скибенко С.А, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Североморска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, обратился в суд с иском к Управлению образования администрации ЗАТО г. Североморск, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению ЗАТО г. Североморск "Детский сад N 44" (МБДОУ ЗАТО г. Североморск "Детский сад N 44"), администрации ЗАТО г. Североморск о возложении обязанности провести обследование технического состояния здания детского сада, расположенного по адресу: "адрес"А, с привлечением специализированных организаций.
В обоснование иска указано, что по результатам проведенной проверки прокуратурой города установлено, что в отношении эксплуатируемого с 1968 г. здания детского сада по указанному адресу в нарушение пункта 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" техническое обследование здания в установленном порядке не проводилось. Выявленные в деятельности образовательной организации нарушения законодательства свидетельствуют о невыполнении обязанности по созданию безопасных условий пребывания несовершеннолетних в зданиях образовательной организации, что может повлечь угрозу их жизни и здоровья, гарантией которых выступает государство.
Уточнив исковые требования, прокурор просил обязать МБДОУ ЗАТО г. Североморск "Детский сад N 44" провести обследование технического состояния эксплуатируемого здания, расположенного по адресу: "адрес"А, с привлечением специализированных организаций; обязать администрацию ЗАТО г. Североморск, Управление образования администрации ЗАТО г. Североморск организовать финансирование мероприятий по техническому обследованию здания, расположенного по адресу: "адрес"А, с привлечением специализированных организаций, установив срок для исполнения решения суда до 1 сентября 2024 г.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление образования администрации ЗАТО г. Североморск, Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск. Определением суда процессуальный статус третьего лица Управления образования администрации ЗАТО г. Североморск изменен на соответчика, также к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МБУО "Контора хозяйственно-эксплуатационного обслуживания" и МБУ "Административно-хозяйственное и транспортное обслуживание".
Решением Североморского районного суда Мурманской области от 27 июля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 18 октября 2023 г, исковые требования прокурора удовлетворены. На МБДОУ ЗАТО г. Североморск "Детский сад N 44" возложена обязанность провести обследование технического состояния эксплуатируемого здания, расположенного по адресу: "адрес"А, с привлечением специализированных организаций. На администрацию ЗАТО г. Североморск, Управление образования администрации ЗАТО г. Североморск возложена обязанность организовать финансирование мероприятий по техническому обследованию здания, расположенного по адресу: "адрес"А, с привлечением специализированных организаций. Срок для исполнения решения суда установлен до 1 сентября 2024 г.
В кассационной жалобе администрация ЗАТО г. Североморск ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения как постановленных с неправильным применением норм материального права и существенным нарушением норм процессуального права.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Заслушав участника процесса, проверив судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены решения и апелляционного определения не имеется.
Как установлено судами, по адресу: "адрес"А находится здание детского сада, общей площадью 983, 7 кв.м, которое введено в эксплуатацию в 1968 г. Данное здание является муниципальной собственностью и находится на праве оперативного управления у ответчика МБДОУ ЗАТО г. Североморск "Детский сад N 44".
Прокуратурой г. Североморска проведена проверка исполнения требований федерального законодательства, по результатам которой установлено нарушение МБДОУ ЗАТО г. Североморск "Детский сад N 44" положений Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", выразившееся в непроведении технического обследования указанного здания, в том числе, после передачи здания в оперативное управление, несмотря на истечение нормативных сроков эксплуатации.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями пункта 3 части 1 статьи 3, части 1, пункта 2 части 6, части 7 статьи 28, пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статей 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 55.24, 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", статьи 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пунктов 2.2, 3.2, 3.9 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденного приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 г. N 312, исходил из того, что администрация ЗАТО г. Североморск, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления ЗАТО г. Североморск, наделена полномочиями по финансированию муниципальных учреждений, в том числе МБДОУ ЗАТО г. Североморск "Детский сад N 44", реализуемыми через структурное подразделение - Управление образования администрации ЗАТО г. Североморск, являющееся главным распорядителем средств бюджета ЗАТО г. Североморск для подведомственных муниципальных образовательных учреждений, пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований. Суд принял во внимание, что непроведение должного эксплуатационного контроля за состоянием здания учреждения путем привлечения специализированных организаций может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, создать угрозу его обветшания здания, предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия пребывания детей, причинения вреда их жизни и здоровью.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, повторяют правовую позицию ответчика при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, основаны на неправильном применении норм материального права.
С учетом изложенного предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Североморского районного суда Мурманской области от 27 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 18 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации ЗАТО г. Североморск - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.