Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Ходус Ю.А, судей
Буруновой С.В, Мироновой Н.В, при секретаре ФИО6, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго-Комфорт" о признании недействующими в части Приложения 2, 4 к приказу Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 30 января 2023 года N 46-02-04-6 "О внесении изменений в отдельные приказы Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края в сфере нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края", Приказ Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 22 мая 2023 года N 46-02-04-42 "О внесении изменений в приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройство Пермского края от 16 декабря 2019 года N СЭД-24-02-46-149 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края, рассчитанных на 8 месяцев отопительного периода", по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго-Комфорт" на решение Пермского краевого суда от 28 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Ходус Ю.А, объяснения представителя административного истца - ФИО8, представителей административного ответчика - ФИО9, ФИО10, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Приказом Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 30 января 2023 года N 46-02-04-6 "О внесении изменений в отдельные приказы Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края в сфере нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края" во исполнение решений Пермского краевого суда от 8 июля 2022 года по делу N 3а-412/2022, от 6 сентября 2022 по делу N 3а-351/2022 внесены изменения в Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденные ранее приказами Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 16 декабря 2019 года N СЭД-24-02-46-149 и от 27 ноября 2019 года N СЭД-24-02-46-133.
Таблица "12 климатический район (Гремячинский городской округ, Чусовской городской округ)" изложена в новой редакции согласно приложениям 1, 3;
Таблица "13 климатический район (Губахинский городской округ, городской округ "Город Кизел", Чердынский городской округ, Красновишерский городской округ, Александровский муниципальный округ Пермского края)" изложена в новой редакции согласно приложениям 2, 4.
Оспариваемый приказ опубликован на официальном сайте Губернатора и Правительства Пермского края https://www.permkrai.ru, 3 февраля 2023 года, печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 6, 13 февраля 2023 года.
Приказом Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 22 мая 2023 года N 46-02-04-42 "О внесении изменений в приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 16 декабря 2019 N СЭД-24-02-46-149 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края, рассчитанных на 8 месяцев отопительного периода" внесены изменения в нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края, утвержденные приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 16 декабря 2019 года N СЭД-24-02-46-149: пункт 1.1 таблицы "13 климатический район (Губахинский муниципальный округ Пермского края, городской округ "Город Кизел", Чердынский городской округ, Красновишерский городской округ, Александровский муниципальный округ Пермского края)" изложен в новой редакции.
Приказ Министерства опубликован на официальном сайте Губернатора и Правительства Пермского края https://www.permkrai.ru, 25 мая 2023 года, в печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 21, 29 мая 2023 года.
ООО "Теплоэнерго-Комфорт", с учетом уточненных требований, просило признать недействующими:
- пункт 1.1 Приложения 2 к приказу Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 30 января 2023 года N 46-02-04-6 "О внесении изменений в отдельные приказы Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края в сфере нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края в части нормативов потребления в одноэтажных жилых домах до 1999 года постройки включительно со стенами из камня, кирпича; со стенами из дерева, смешанных и других материалов;
- пункт 1.2 Приложения 2 к приказу Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 30 января 2023 года N 46-02-04-6 "О внесении изменений в отдельные приказы Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края в сфере нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края в части нормативов потребления для 3-4 этажных домов до 1999 года постройки включительно стенами из камня, кирпича; со стенами из панелей, блоков;
- пункт 1.3 Приложения 2 к приказу Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 30 января 2023 года N 46-02-04-6 "О внесении изменений в отдельные приказы Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края в сфере нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края в части нормативов потребления в 5-9 этажных жилых домах до 1999 года постройки включительно со стенами из панелей, блоков;
- пункт 1.2 Приложения 4 к приказу Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 30 января 2023 года N 46-02-04-6 "О внесении изменений в отдельные приказы Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края в сфере нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края в части нормативов потребления в 2 этажных жилых домах до 1999 года постройки включительно со стенами из камня, кирпича, со стенами из дерева, смешанных и других материалов;
- пункт 1 Приказа Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 22 мая 2023 года N 46-02-04-42 "О внесении изменений в приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройство Пермского края от 16 декабря 2019 года N СЭД-24-02-46-149 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края, рассчитанных на 8 месяцев отопительного периода" в части нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в одноэтажных многоквартирных и жилых домах до 1999 года постройки включительно со стенами из панелей, блоков.
В обоснование заявленных требований указало, что Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края при принятии заменяющего нормативного правового акта не исполнено решение Пермского краевого суда от 8 июля 2022 по делу N 3а-412/2022. Гремячинский городской округ отнесен к 13 климатическому району (Губахинский муниципальный округ, городской округ "Город Кизел", Чердынский городской округ, Красновишерский городской округ, Александровский муниципальный округ Пермского края), при этом расчеты и обосновывающие материалы Министерством представлены не были.
Представители административного истца в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Представители административного ответчика Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, указав, что нормативы определены расчетным методом ввиду отсутствия возможности использования метода аналогов. Информация о климатических условиях получена Министерством в Пермском ЦГМС. При принятии заменяющего нормативного правового акта Гремячинск с учетом сведений по метеостанции Бисер отнесен к 13 климатическому району. Оспариваемый нормативный правовой акт принимался во исполнение решений Пермского краевого суда от 8 июля 2022 по деду N 3а-412/2022 и от 6 сентября 2022 N 3а-351/2022 и с учетом выводов, содержащихся в указанных судебных актах.
Решением Пермского краевого суда от 28 сентября 2023 года обществу с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго-Комфорт" отказано в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе административного истца содержится просьба об отмене судебного акта и удовлетворении заявленных требований.
Согласно доводов апелляционной жалобы, обязательства возложенные на административного ответчика во исполнение решения Пермского краевого суда от 8 июля 2022 года по делу N За-412/2022 по факту не исполнены принятым приказом Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 30 января 2023 года N 46-02-04-6 "О внесении изменений в отдельные приказы Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края в сфере нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края".
Административный истец полагает, что отнесение Гремячинска к 13 климатическому району на основании отчета ПГНИУ необоснованным. Административным ответчиком не обоснованы и не подтверждены сведения, используемые при расчете норматива теплопотребления, о расчетной температуре наружного воздуха, не представлены достоверные сведения о продолжительности отопительного периода, а также не обоснованы данные о средней температуре наружного воздуха за отопительный период.
Кроме того, административным ответчиком в расчетах использованы неактуальные данные из технических паспортов зданий, влияющие на размер норматива теплопотребления.
Административный истец указывает, что им был представлен контррасчёт суду, в котором использовались исходные данные, предоставленные административным ответчиком по Гремячинску, при этом результат существенно отличается от расчетов административного ответчика.
Прокурор, участвующий в деле представил возражения, в которых просит решение Пермского краевого суда от 28 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель административного истца - ФИО8, участвующий посредством видеоконференц-связи, апелляционную жалобу поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представители административного ответчика - ФИО9 и ФИО10, участвующие посредством видеоконференц-связи, просили апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Куренкова Е.А, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В силу статьи 72 (пункт "к" части 1) Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правоотношения, связанные с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также ЖК РФ), Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также ГК РФ), другими федеральными законами и нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними.
Отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. (пункт 9 статьи 13 и пункт 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ)
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой области относятся, в частности утверждение нормативов потребления коммунальных услуг.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе, отопления, и требования к их формированию определяются Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 (далее также Правила N306).
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил N 306).
Исходя из положений постановления Правительства Пермского края от 2 августа 2012 года N 605-п "Об уполномоченных органах по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг", указа Губернатора Пермского края от 17 октября 2018 года N 99 "Об образовании Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края и переименовании Региональной службы по тарифам Пермского края", а также Положению о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 26 октября 2018 года N 630-п, уполномоченным органом по утверждению нормативы потребления коммунальных услуг на территории Пермского края являлось Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края.
Постановлением Правительства Пермского края от 21 октября 2020 года N 804-п с 1 ноября 2020 года функции в сфере разработки и утверждения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме переданы Министерству тарифного регулирования и энергетики Пермского края.
С учетом изложенного, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме и порядке, а также официально опубликован, что не оспаривается участниками спора.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что при расчете нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению при принятии заменяющего нормативного правового акта административным ответчиком были верно учтены выводы судебных актов по административным делам N и N.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, считает, что они сделаны на основе правильного применения норм права, при надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Теплоэнерго-Комфорт" является теплоснабжающей организацией и оказывает услуги по отоплению жилых помещений в одноэтажных и многоэтажных (до 5 этажей) домах до 1999 года постройки включительно, и 4-5 этажных домах после 1999 года постройки со стенами из камня, кирпича, со стенами из дерева, смешанных и других материалов в Гремячинском городском округе.
Решением Пермского краевого суда от 8 июля 2022 года (дело N), вступившим в законную силу, признаны недействующими со дня принятия пункты 1.1, 1.2, 1.3, 2.3 таблицы Приложения 1 к приказу Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 14 февраля 2022 N 46-02-04-14; пункт 1.2 таблицы Приложения 2 к Приказу Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 14 февраля 2022 N 46-02-04-14 (нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в 12 климатическом районе (Гремячинский городской округ, Чусовской городской округ).
Решением Пермского краевого суда от 6 сентября 2022 (дело N), вступившим в законную силу, признан недействующим в части приказ Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 10 февраля 2022 N 46-02-04-12 (нормативы потребления коммунальной слуги по отоплению в 13 климатическом районе (Губахинский городской округ, городской округ "Город Кизел", Чердынский городской округ, Красновишерский городской округ, Александровский муниципальный округ).
Оспариваемый нормативный правовой акт является заменяющим по отношению к ранее признанным недействующими нормативам и по своей природе не вводит новое правовое регулирование, а имеет целью надлежащее урегулирование правоотношений в расчетах неопределенного круга лиц с теплоснабжающей организацией (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 63).
В соответствии с пунктами 13, 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно приложению N 1 к этим правилам.
В соответствии с пунктами 10, 11 Правил N 306 нормативы потребления в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, устанавливаются по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.
Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях.
Из позиции административного ответчика следует, что оспариваемые нормативы определены с применением расчётного метода.
Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с применением расчётного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения N 1 к названным Правилам (пункт 43 Правил).
Таким образом, расчётный метод при определении нормативов потребления коммунальных услуг должен подтверждаться достоверными и достаточными фактическими данными, поскольку не является произвольным.
Во исполнение решения Пермского краевого суда от 8 июля 2022 года, регулирующим органом, с учетом сведений ЦГМС о ближайших к населенным пунктам метеостанциях, данных о продолжительности отопительного периода, средних суточных температур воздуха отопительного периода по метеостанциям Бисер, Губаха, Лысьва, Гремячинск отнесен к 13 климатическому району.
Выполненный во исполнение судебных актов расчет о продолжительности отопительного периода, подтверждается представленными в материалы дела справками Пермского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, из которых следует, что при выполнении указаний, закрепленных в решении суда по делу N, учтены данные по городу Гремячинск за пять отопительных периодов.
Согласно таблице зонирования Пермского края климатические условия Гремячинского городского округа соотносятся с 4, 3 и 4 зонами по каждой метеорологической величине согласно таблице зонирования Пермского края.
Согласно справки ПГНИУ от 18 сентября 2023 года такой набор зон соответствует 13 климатическому району.
Таким образом, сведения, представленные Пермским ЦГМС, учтенные органом регулирования в целях отнесения Гремячинска к 13 климатическому району являются достоверными и обоснованными.
Судом первой инстанции в судебном заседании в качестве специалиста был допрошен доцент кафедры метеорологии и охраны атмосферы, проректор по научной работе ПГНИУ ФИО11, из пояснений которого следует, что с учетом анализа данных метеостанции Бисер, климатических условий Гремячинского городского округа, тождественных г. Губаха, г. Гремячинск обоснованно отнесен к 13 климатическому району в соответствии с Отчетом ФГБОУВО Пермский государственный национальный исследовательский университет, составленного во исполнение по контракта N 24 от 31 июля 2019 года на выполнение работ по анализу климатических условий на территории Пермского края.
Во исполнение решения суда по административному делу N при определении норматива по Александровскому муниципальному округу, городскому округу город Кизел, Чердынскому городскому округу, Губахинскому городскому округу, Красновишерскому городскому округу учтена продолжительность отопительного периода, в соответствии с данными Пермского ЦГМС, в 230 дней.
Как верно указано судом первой инстанции, значение средней продолжительности отопительного периода 230 дней для вышеуказанных муниципальных образований являлось предметом оценки при рассмотрении административного дела N. Указанный показатель признан судами первой, апелляционной и кассационной инстанций соответствующим положениям Правил N 306.
Использование данных о продолжительности отопительного периода, характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха 8 градусов и ниже за период, непосредственно предшествующий утверждению норматива, с учетом целей расчета, а также в отсутствие в Правилах N306 указаний на его определение путем установления среднего значения за 5 лет, положениям Правил N306 не противоречит.
Как следует из пункта 44 Правил температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений принимается к расчету согласно значениям, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг.
Средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов подряд как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период. При отсутствии такой информации средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что при наличии выводов во вступивших в законную силу судебных решениях по административным делам N, N, у тарифного органа отсутствовали правовые основания для применения иного подхода при использовании в расчетах нормативов показателя "продолжительность отопительного периода" в отношении этого же климатического района.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 306 и пунктом 1.2 "СНиП 23-01-99. Строительная климатология", введенными в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 11 июня 1999 года N 45 (предусматривающих климатические параметры только по 4 населенным пунктам Пермского края: Бисер, Ножовка, Пермь, Чердынь) источником климатических данных, в том числе и по показателю tро, являются в первую очередь органы гидрометеорологической службы, и лишь в отсутствие таких сведений могут быть использованы параметры ближайшего населенного пункта.
Как следует из пункта 44 Правил температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений принимается к расчету согласно значениям, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг.
Средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов подряд как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период. При отсутствии такой информации средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.
Расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления для конкретного населенного пункта определяется исходя из климатических параметров средней температуры наиболее холодного периода в течение 5 дней подряд, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.
При отсутствии таких данных климатические параметры принимаются равными параметрам ближайшего населенного пункта, в отношении которого такие параметры имеются.
При определении показателя "расчётная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления" административный ответчик также руководствоваться выводами судов первой (по делу N) и апелляционной (по делу N) инстанций и принимал к учёту, в первую очередь, сведения ЦГМС по трем метеостанциям Губаха, Лысьва, Бисер и лишь в отсутствие сведений по ним учитывались параметры названного показателя поименованные в "СНиП 23-01-99. Строительная климатология" по метеостанции Бисер.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что при принятии заменяющего нормативного правового акта значение показателя "расчётная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления" применено административным ответчиком с учетом требований Порядка N 306.
Судебная коллегия также признает несостоятельными доводы административного истца о необоснованном отнесении жилого дома по адресу "адрес" к домам со стенами из кирпича, учитывая, что стены данного дома из железобетонных панелей, в связи с чем он подлежал отнесению к домам из панелей и блоков.
Как верно отмечено судом первой инстанции, на правильность расчетов нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению данные сведения не влияют.
Из представленного регулирующим органом сравнительного расчета следует, что норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях одноэтажных многоквартирных (жилых) домов до 1999 года постройки равен 0, 0461 Гкал на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц вне зависимости от материала стен дома по адресу "адрес". Кроме того, согласно представленному техническому паспорту по состоянию на 26 апреля 2011 года на указанный жилой дом, наружные и внутренние стены указанного жилого дома выполнены из кирпича.
Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края в материалы административного дела представлены технические паспорта на многоквартирные жилые (жилые) дома, сведения которых были положены в основу расчета норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям). (пункт 5 статьи 19 ЖК РФ)
Технический паспорт является документом, в котором содержится техническая информация о жилом помещении, а также информация по обеспечению соответствия жилых помещений установленным требованиям.
Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения N 1 к Правилам N 306.
При расчете норматива учитываются такие показатели, как Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, жилых домов (кв. м) (формула 18), S - общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или площадь жилого дома (кв. м) (формула 20).
Пунктом 11 Правил N 306 установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях.
Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края обоснованно была использована актуальная техническая документация, содержащая сведения о технических характеристиках жилых, нежилых помещений в многоквартирных домах и иная информация о жилых помещениях, в том числе сведения о площади жилых, нежилых помещений, материалах ограждающих конструкций.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, подход административного истца не учитывает наличие в многоквартирном доме мест общего пользования, которые согласно формуле необходимы к учету при расчете нормативов. Места общего пользования являются общими для использования жителями всех квартир, а не исключительно жильцом тех квартир, где Общество является теплоснабжающей организацией.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, сопоставив оспариваемый нормативный правовой акт, ранее принятые тарифным органом нормативные правовые акты, вступившие в законную силу судебные акты по административным делам N, N, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Оспариваемые нормативный правовой акт принят Министерством жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края с соблюдением норм действующего законодательства, во исполнение указаний, изложенных в судебных актах по административным делам N, N, которые имеют преюдициальное значение.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Кроме того, как следует из пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта (например, дата, с которой оспоренный акт вступил в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, отсутствие у органа государственной власти компетенции по принятию оспоренного акта), имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго-Комфорт" необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Вопреки доводам апелляционной жалобы выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам законодательства.
Судом первой инстанции верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы, подлежащие применению к данным правоотношениям.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Пермского краевого суда от 28 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго-Комфорт" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г.Челябинск) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Пермский краевой суд в течение шести месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.