г. Нижний Новгород
13 марта 2024 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи судебной коллегии по административным делам Кузьмичева В.А, рассмотрев частную жалобу Айрапетян М.Л. на определение Саратовского областного суда от 24 ноября 2023 года об отказе в принятии административного искового заявления Айрапетян Марины Ленриковны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Айрапетян М.Л. обратилась с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости "данные изъяты" рублей по состоянию на 1 января 2021 года, указав, что до мая 2021 года являлась собственником указанного объекта, кадастровая стоимость которого утверждена в размере "данные изъяты" рублей. Ее заявление в ГБУ Саратовской области "Центр государственной кадастровой оценки" (далее - ГБУ СО "Госкадастроценка") об установлении кадастровой стоимости было возвращено без рассмотрения как поданное по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости.
Определением Саратовского областного суда от 24 ноября 2023 года в принятии административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости отказано на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
В частной жалобе Айрапетян М.Л. просит определение отменить и разрешить вопрос по существу, не согласна с выводами суда о том, что она не заявляла требования об оспаривании решения бюджетного учреждения.
В соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы осуществляется в апелляционном порядке по правилам, установленным главой 34 КАС РФ, без проведения судебного заседания судьей суда апелляционной инстанции единолично.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого определения, правильность применения судом первой инстанции процессуального законодательства, в соответствии со статьей 308 КАС РФ в полном объеме, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Айрапетян М.Д. являлась собственником объекта недвижимости с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости утверждены распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 16 ноября 2020 года N 1110-р "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, машино-мест и единых недвижимых комплексов, расположенных на территории Саратовской области, по состоянию на 1 января 2020 года", согласно которому кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года составила "данные изъяты" рублей.
Полагая, что кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости необоснованно завышена, административный истец обратилась к оценщику ФИО5 для определения его рыночной стоимости.
Согласно отчету об оценке от ДД.ММ.ГГГГ N рыночная стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила "данные изъяты" рублей.
20 октября 2023 года административный истец обратилась в ГБУ СО "Госкадастроценка" с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, определенной отчетом об оценке от ДД.ММ.ГГГГ N года по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Уведомлением ГБУ СО "Госкадастроценка" N от ДД.ММ.ГГГГ, поданное заявление на основании пунктов 1 и 2 части 8 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ возвращено, так как подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется КАС РФ, Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ) и Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ до 1 января 2026 года устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке, в частности, предусмотрено, что в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости; в течение переходного периода до дня, указанного в решении (в случае отсутствия принятого решения - до завершения переходного периода), в субъекте Российской Федерации положения статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке не применяются; с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации: применяются положения статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости и не применяются положения статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке; рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135.
Постановлением Правительства Саратовской области от 25 декабря 2020 года N 1034-П датой перехода к применению на территории Саратовской области положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости установлено 1 января 2021 года.
Таким образом, на основании решения Правительства Саратовской области о переходе к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ с 1 января 2021 года на территории Саратовской области полномочиями по принятию решений о пересмотре кадастровой стоимости обладает ГБУ СО "Госкадастроценка", решение которого об установлении или об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства, одновременно с оспариванием такого решения может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (части 11, 15 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ).
Как следует из части 2 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - заявление об установлении рыночной стоимости) может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.
При этом заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (часть 7 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Из системного толкования приведенных норм права следует, что рыночная стоимость, устанавливаемая по правилам статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, определяется на дату, которая указана в отчете об оценке. Этой датой является дата, указанная сторонами договора на проведение рыночной оценки объекта недвижимости (статьи 10 и 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
При оспаривании в суде решения бюджетного учреждения и установлении рыночной стоимости такая стоимость должна определяться на дату, указанную в отчете.
Согласно разъяснениям, данным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N2 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года, если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
Статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ предусмотрен механизм внесудебного установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости - рассмотрение заявления об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости в государственных бюджетных учреждениях субъектов Российской Федерации, осуществляющих определение кадастровой стоимости.
Часть 15 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ предусматривает возможность оспаривания в суде решения бюджетного учреждения. Требование об установлении рыночной стоимости может быть заявлено только одновременно с таким требованием и не носит самостоятельного характера.
В рассматриваемом случае административный истец оспаривает кадастровую стоимость принадлежавшего ей объекта недвижимости на основании установления в отношении него рыночной стоимости, при этом административным истцом в материалы дела представлены уведомления ГБУ СО "Госкадастроценка" о возвращении без рассмотрения заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, в том числе, по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 8 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июня 2016 года N237-ФЗ, так как они поданы по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости.
Вместе с тем, к числу решений ГБУ СО "Госкадастроценка", которые могут быть оспорены в судебном порядке по правилам статьи 22.1 Федерального закона от 3 июня 2016 года N237-ФЗ, не могут быть отнесены уведомления, в том числе и от 1 ноября 2023 года о возвращении без рассмотрения заявления Айрапетян М.Л, поскольку к таковым закон относит только решения, принятые в отношении заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, а именно об установлении или об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (часть 11 статьи 22.1 Федерального закона N237-ФЗ).
Иными словами уведомление ГБУ СО "Госкадастроценка" не является решением бюджетного учреждения об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости по смыслу статьи 22.1 Федерального закона N237-ФЗ.
Как следует из материалов дела, с повторным заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в ГБУ СО "Госкадастроценка" административный истец не обращалась.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года, в том случае, если в суд подано административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и установлении рыночной стоимости минуя обращение в бюджетное учреждение, в принятии такого заявления следует отказать применительно к пункту 1 части 1 статьи 128 КАС РФ (заявление не подлежит рассмотрению в судах).
Поскольку возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости указанного объекта путем установления в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года административным истцом утрачена и бюджетным учреждением решений об отказе в пересмотре кадастровой стоимости данного объекта недвижимости не принималось, то заявленные требования об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2020 года в размере рыночной стоимости не подлежит рассмотрению в суде.
Ссылки в частной жалобе на то, что требование об оспаривании решения бюджетного учреждения заявлялось, опровергаются содержанием просительной части искового заявления, в связи с чем являются несостоятельными.
Обжалуемое определение суд апелляционной инстанции находит законным, обоснованным, вынесенным с соблюдением норм процессуального права. Оснований для удовлетворения частной жалобы и отмены или изменения обжалуемого определения не имеется.
Руководствуясь статьями 315, 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, определил:
определение Саратовского областного суда от 24 ноября 2023 года оставить без изменения, частную жалобу Айрапетян М.Л. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (город Саратов) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Саратовский областной суд.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.