Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., рассмотрев жалобу ликвидатора СНТСН "Энергостроитель Плюс" Баиной Е.Г. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Оренбургу и Оренбургскому району Управления надзорной деятельности профилактической работы Главного управления МЧС России по Оренбургской областиN155 от 30 мая 2023 года, решения судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 28 сентября 2023 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 20 декабря 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении СНТСН "Энергостроитель Плюс",
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Оренбургу и Оренбургскому району Управления надзорной деятельности профилактической работы Главного управления МЧС России по Оренбургской области N155 от 30 мая 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 28 сентября 2023 года, СНТСН "Энергостроитель Плюс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Оренбургского областного суда от 20 декабря 2023 года постановление должностного лица от 30 мая 2023 года N 155 и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 28 сентября 2023 года, вынесенные в отношении СНТСН "Энергостроитель Плюс" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменено, размер назначенного СНТСН "Энергостроитель Плюс" наказания в виде административного штрафа снижен до 150 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить постановление должностного лица и судебные акты, ссылаясь на их незаконность.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Согласно статье 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Согласно статье 37 Закона о пожарной безопасности организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Исходя из статьи 7 Федерального закона от 29 июля 2017 года N217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ) одной из целей осуществления деятельности товарищества является создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества, в том числе путем обеспечения пожарной безопасности территории садоводства или огородничества.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22 июля 2008 года N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).
Закон N123-ФЗ определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1). Его положения обязательны для исполнения в частности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты (часть 2 статьи 1).
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Частью 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В силу статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Таким образом, для обеспечения пожарной безопасности объекта защиты товарищество обязано в полном объеме выполнить требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Законом N 123-ФЗ и нормативными документами по пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований названного Федерального закона N 123-ФЗ ФЗ (часть 3 статьи 4 Закона N123-ФЗ).
В силу статьи 62 и статьи 90 этого же закона здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются названным Законом.
СП 53.13330.2019 включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 апреля 2020 года N 687.
Пунктом 8.5 СП 53.13330.2019 предусмотрено, что территории садоводства должны быть обеспечены противопожарным водоснабжением путем подключения к наружным водопроводным сетям либо путем устройства противопожарных водоемов или резервуаров с учетом 5.10.
Требования к пожарным резервуарам и водоемам установлены СП 8.13130.2020 "Наружное пожарное водоснабжение".
Пунктом 5.8 СП 53.13330.2019 предусмотрено, что для обеспечения пожаротушения при отсутствии централизованного водоснабжения на территории земельных участков общего назначения садоводства должны предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары вместимостью от 25 до 60 кубических метров (водоемы или резервуар) при числе участков до 300 и не менее 60 кубических метров (водоем) при числе участков более 300 (каждый с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее 2 пожарных автомобилей).
Число водоемов (резервуаров) и их расположение определяются требованиями СП 31.13330.
Из материалов дела следует, что 18 декабря 2022 года в 0 часов 58 минут при реагировании на сообщение о пожаре помощником начальника караула 3 ПСЧ 9 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Оренбургской области установлены следующие нарушения пожарной безопасности, допущенные СНТСН "Энергостроитель Плюс":
- территория товарищества не обеспечена источниками противопожарного водоснабжения для тушения пожаров, ближайший источник противопожарного водоснабжения находится на расстоянии 1500 м (часть 1 статьи 7, пункт 5 части 5 статьи 14 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217- ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; статьи 4, 6, 68, 62 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; пункт 5.8 и пункт 8.5 СП 53.13330.2019 "Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)" (далее - СП 53.13330.2019); пункт 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - ПНР в РФ));
- у въезда на территорию товарищества отсутствуют схемы с обозначением въездов, подъездов, пожарных проездов и источников противопожарного водоснабжения (часть 1 статьи 7, пункт 5 части 5 статьи 14 Закона N217-ФЗ; статьи 4, 6 Закона N 123-ФЗ; пункт 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении СНТСН "Энергостроитель Плюс" протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и последующего его привлечения постановлением должностного лица к административной ответственности по этой норме.
Вопреки доводам жалобы факт нарушения требований пожарной безопасности подтвержден собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как правильно указали суды, для обеспечения пожарной безопасности объекта защиты товарищество обязано в полном объеме выполнить требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Законом N 123-ФЗ и нормативными документами по пожарной безопасности.
По смыслу пункта 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N184-ФЗ "О техническом регулировании" допускается несоблюдение сводов правил, которые применяются на добровольной основе, только в том случае, если выполнение требований соответствующего технического регламента подтверждено другим способом.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в деянии СНТСН "Энергостроитель Плюс" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, СНТСН "Энергостроитель Плюс" не были приняты все зависящие от организации меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Деяние СНТСН "Энергостроитель Плюс" квалифицировано по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства в области пожарной безопасности.
Доводы заявителя жалобы о том, что обязанность по организации источников противопожарного водоснабжения на территории СНТСН подлежала исполнению администрацией муниципального образования, что земельный участок, принадлежащий ФИО4, на котором имел место факт возгорания, находится за пределами территории СНТ "Энергостроитель Плюс", а организация, которой выделялся в бессрочное пользование земельный массив - СНТСН "Энергостроитель+", была ликвидирована, были предметом проверки на предыдущих стадиях производства по делу и обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в обжалуемых судебных актах.
Судья областного суда верно указал в решении, что то обстоятельство, что администрация муниципального образования, на территории которого находится товарищество, в силу статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 6 Закона N123-ФЗ обязана обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (территория товарищества включена в границы муниципального образования "город Оренбург"), не освобождает товарищество от обязанности по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности исходя из взаимосвязанных положений Федеральных законов N 217-ФЗ, N 69-ФЗ и N 123-ФЗ.
Как верно указывает заявитель, в силу положений нормы статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Вместе с тем данная норма не исключает обязанности товарищества в соответствии с его компетенцией принимать меры, направленные на обеспечение требований пожарной безопасности, изложенных в предписании.
При этом, как обоснованно отмечено судом второй инстанции, вопрос о содействии органа местного самоуправления в решении вопросов, которые не могут быть разрешены товариществом самостоятельно, в том числе в связи с необходимостью выделения дополнительных земельных участков либо обустройства существующего водоема вблизи застройки, должны решаться путем обращения товарищества к уполномоченному органу с соответствующим заявлением в установленном законом порядке.
Вопреки доводу жалобы о том, что суд не дал никакой правовой оценки ссылкам в жалобе на отсутствие обязанности у СНТСН "Энергостроитель Плюс" включать в реестр членов ФИО5, судья областного суда указал, что собственники земельных участков, ведущие садоводство без участия в товариществе, в силу закона обязаны вносить плату за работы и услуги по управлению общим имуществом, равную взносам в садоводческое товарищество. Отсутствие членства в товариществе не освобождает указанных лиц как собственников земельных участков от обязанности по содержанию общего имущества пользования. В связи с изложенным СНТСН "Энергостроитель Плюс" имело объективную возможность обеспечить в границах территории товарищества соблюдение пожарной безопасности. Вместе с тем, СНТСН "Энергостроитель Плюс" не создало реестр собственников земельных участков, ведущих садоводство без участия в товариществе, не проводило с указанными лицами претензионной работы по вопросу урегулирования образовавшейся задолженности по внесению платы за работы и услуги по управлению общим имуществом, не обращалось в суд с соответствующими заявлениями.
При рассмотрении дела в Оренбургском областном суде заявитель жалобы показала, что правление не создавало и не ведет реестр членов товарищества, а также собственников земельных участков, ведущих садоводство без участия в товариществе.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не позднее одного месяца со дня государственной регистрации товарищества в соответствии с уставом товарищества председателем товарищества или иным уполномоченным членом правления товарищества создается реестр членов товарищества и осуществляется его ведение.
При этом ошибочное указание судьей областного суда на позицию заявителя, указывающую на правопреемство СНТСН "Энергостроитель Плюс" от СНТСН "Энергостроитель+", не влияет на законность и обоснованность вынесенного решения, поскольку пожар произошел, как указано должностным лицом в протоколе об административном правонарушении и установлено судебными инстанциями, на территории СНТСН "Энергостроитель Плюс" ("адрес").
С доводами жалобы о необходимости замены назначенного наказания со штрафа на предупреждение нельзя согласиться, оснований для изменения наказания не имеется.
Согласно части 3.5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Исходя из смысла статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение как мера административного наказания применяется только при совершении административных правонарушений, не представляющих значительную общественную опасность и не повлекших причинение значительного вреда.
Объектом вменяемого юридическому лицу правонарушения является пожарная безопасность - составная часть общественной безопасности, обеспечение которой представляет собой важнейшую функцию государства, направленную на защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, а также государственного, муниципального имущества и имущества организаций от пожаров.
Выявленные административным органом нарушения непосредственным образом касаются обеспечения жизни и безопасности людей, эксплуатация объектов защиты с нарушением указанных требований пожарной безопасности ведет к недопустимому риску для их жизни или здоровья при возможном возникновении пожара.
В настоящем случае исходя из обстоятельств дела, характера выявленных нарушений требований пожарной безопасности, за совершение данного правонарушения СНТСН "Энергостроитель Плюс" не может быть назначению административное наказание в виде предупреждения, поскольку им создана существенная угроза охраняемым общественным отношениям, которая в силу возможных негативных последствий может повлечь угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Доводы настоящей жалобы направлены на иную оценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах.
Несогласие заявителя с выводами должностного лица и судов, оценкой имеющихся в деле доказательств и установленных всеми инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов не является.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Оренбургу и Оренбургскому району Управления надзорной деятельности профилактической работы Главного управления МЧС России по Оренбургской областиN155 от 30 мая 2023 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 28 сентября 2023 года (с учетом изменений, внесенных решением судьи Оренбургского областного суда от 20 декабря 2023 года), решение судьи Оренбургского областного суда от 20 декабря 2023 года, вынесенные в отношении СНТСН "Энергостроитель Плюс" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу ликвидатора СНТСН "Энергостроитель Плюс" Баиной Е.Г. - без удовлетворения.
Судья Э.Г. Штейн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.