Судебная коллегия по уголовным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Ждановича А.С, судей Парамзина С.В, Синяева В.И, при секретаре судебного заседания Надевой А.А, с участием:
прокурора Свиридовой Ю.А, осужденного Пантелеева И.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Пантелеева И.Е. на приговор Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 23 апреля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 26 июня 2019 года.
Заслушав доклад судьи Ждановича А.С, выступления осужденного Пантелеева И.Е. в режиме видеоконференц-связи, поддержавшего кассационную жалобу, прокурора Свиридовой Ю.А, полагавшей, что приговор и апелляционное определение отмене или изменению не подлежат, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
приговором Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 23 апреля 2019 года
Пантелеев Игорь Евлампиевич, 16 марта 1983 года рождения, уроженец г.Чебоксары, гражданин России, судимый 26 ноября 2007 года Московским районным судом г.Чебоксары по ч.3 ст.30, ч.1 ст.228.1 УК РФ к 4 годам лишения свободы, освободился 27 июля 2021 года по отбытии срока наказания, осужден:
- по п."а" ч.3 ст.163 УК РФ (преступление в отношении потерпевших под псевдонимами ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО3 А.А.) к 7 годам 6 месяцам лишения свободы;
- по п."а" ч.3 ст.163 УК РФ (преступление в отношении потерпевшего под псевдонимом ФИО13) к 7 годам 6 месяцам лишения свободы;
- по п."а" ч.3 ст.163 УК РФ (преступление в отношении потерпевшего под псевдонимом ФИО14) к 7 годам 6 месяцам лишения свободы.
На основании ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок 8 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Мера пресечения в виде заключения под стражу оставлена без изменения до вступления приговора в законную силу.
Срок отбывания наказания исчислен с 23 апреля 2019 года с зачетом в срок отбывания наказания времени содержания Пантелеева И.Е. под стражей с 22 декабря 2017 года до 22 апреля 2019 года.
По обвинению в совершении преступления, предусмотренного п."а" ч.3 ст.163 УК РФ в отношении ФИО15 ФИО1 оправдан в связи с непричастностью к преступлению на основании п.1 ч.1 ст.27 УПК РФ с признанием за ним в этой части права на реабилитацию.
Приговором определена судьба вещественных доказательств.
Этим же приговором осуждены Бочкарев Д.А, Бочкарев М.А, в отношении которых судебные решения не обжалуются.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 26 июня 2019 года приговор в отношении Пантелеева И.Е. изменен. Его действия по преступлениям в отношении потерпевших под псевдонимами ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО3 А.А. и в отношении потерпевшего под псевдонимом ФИО14 квалифицированы как одно преступление, предусмотренное п."а" ч.3 ст.163 УК РФ, с назначением за это преступление наказания в виде лишения свободы на срок 7 лет 6 месяцев. Наказание, назначенное Пантелееву И.Е. на основании ч.3 ст.69 УК РФ, смягчено до 7 лет 10 месяцев лишения свободы. В остальной части приговор в отношении Пантелеева И.Е. оставлен без изменения.
Пантелеев И.Е. с учетом внесенных судом апелляционной инстанции изменений признан виновным в двух вымогательствах, то есть в требованиях передачи чужого имущества под угрозой применения насилия и повреждения чужого имущества, совершенных организованной группой.
В кассационной жалобе осужденный Пантелеев И.Е, указывает, что в описательно-мотивировочной части приговора суд при назначении ему наказания сослался как на ч.2 так и на ч.3 ст.68 УК РФ, предусматривающие разные правила назначения наказания. При этом наказание ему фактически назначено без учета положений ч.3 ст.68 УК РФ. Полагает, что при таких обстоятельствах назначенное ему наказание подлежит снижению с применением положений ч.3 ст.68 УК РФ.
Выслушав мнения участвующих в судебном заседании лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы уголовного дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела. Таких нарушений при назначении Пантелееву И.Е. наказания допущено не было.
В соответствии с ч.2 ст.68 УК РФ срок наказания при любом виде рецидива преступлений не может быть менее одной третьей части максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление, но в пределах санкции соответствующей статьи Особенной части УК РФ.
В силу ч.3 ст.68 УК РФ при любом виде рецидива преступлений, если судом установлены смягчающие обстоятельства, предусмотренные ст.61 УК РФ, срок наказания может быть назначен менее одной третьей части максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление, но в пределах санкции соответствующей статьи Особенной части УК РФ, а при наличии исключительных обстоятельств, предусмотренных ст.64 УК РФ, может быть назначено более мягкое наказание, чем предусмотрено за данное преступление.
С учетом изменений, внесенных судом апелляционной инстанции, Пантелеев И.Е. признан виновным в совершении двух преступлений, предусмотренных п."а" ч.3 ст.163 УК РФ.
Назначая осужденному наказание за эти преступления, судебные инстанции обоснованно исходили из наличия в его действиях рецидива преступлений, вид которого верно определен как опасный рецидив.
Приняв в соответствии с требованиями ст.ст.6, 43, 60 УК РФ во внимание все подлежащие учету при назначении наказания обстоятельства, судебные инстанции пришли к правильному выводу о невозможности достижения установленных ч.2 ст.43 УК РФ целей наказания при назначении Пантелееву И.Е. иного наказания, нежели реальное лишение свободы, приведя убедительные мотивы отсутствия оснований для применения к нему ст.64 УК РФ в связи с неустановлением исключительных обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступлений. Правильность этих выводов, исходя из установленных в ходе рассмотрения дела сведений о характере и степени общественной опасности совершенных преступлений, конкретных обстоятельствах их совершения и личности осужденного, сомнений не вызывает.
При этом, в описательно-мотивировочной части приговора суд действительно указал на учет при назначении Пантелееву И.Е. лишения свободы положений как ч.2 так и ч.3 ст.68 УК РФ, назначив срок лишения свободы в предусмотренных ч.2 ст.68 УК РФ пределах. Однако на исход дела это обстоятельство не повлияло в связи со следующим.
Санкция ч.3 ст.163 УК РФ предусматривает в качестве наиболее строго вида наказания лишение свободы на срок от 7 до 15 лет. Соответственно, одна третья часть максимального срока лишения свободы, предусмотренного за совершенные Пантелеевым И.Е. преступления, составляет 5 лет.
Таким образом, при назначении осужденному по п."а" ч.3 ст.163 УК РФ наказания в виде лишения свободы положения ч.3 ст.68 УК РФ не применимы в принципе, поскольку любой срок лишения свободы в пределах санкции этой статьи будет находиться в установленных ч.2 ст.68 УК РФ рамках. Лишение свободы на срок меньше 5 лет за совершенные Пантелеевым И.Е. преступления возможно назначить лишь с учетом положений ст.64 УК РФ (оснований для применения которых судебные инстанции обоснованно не усмотрели), применение которой при определении срока лишения свободы не предполагает одновременной ссылки на ч.3 ст.68 УК РФ, предусматривающей возможность назначения наказания лишь в пределах санкции соответствующей статьи Особенной части УК РФ.
Соответственно, судебные инстанции при назначении Пантелееву И.Е. наказания верно исходили из предусмотренных ч.2 ст.68 УК РФ правил, назначив ему срок наказания в пределах санкции п."а" ч.3 ст.163 УК РФ при очевидном отсутствии оснований для назначения ему срока лишения свободы ниже низшего предела, предусмотренного санкцией этой статьи.
Таким образом, сделанную в описательно-мотивировочной части приговора при назначении Пантелееву И.Е. наказания в виде лишения свободы ссылку на ч.3 ст.68 УК РФ в данном случае следует признать очевидной технической ошибкой, не повлиявшей на исход дела.
По своему виду и размеру назначенное Пантелееву И.Е. наказание с учетом изменений, внесенных судом апелляционной инстанции, как за каждое преступление в отдельности, так и по совокупности преступлений является справедливым и соразмерным содеянному, оно назначено с учетом сведений о личности осужденного, отвечает целям, установленным ч.2 ст.43 УК РФ, при этом все заслуживающие внимания обстоятельства при назначении наказания учтены.
Изложенное свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы осужденного.
На основании изложенного, руководствуясь ст.401.13-401.16 УПК РФ, определила:
приговор Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 23 апреля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 26 июня 2019 года в отношении Пантелеева И.Е. оставить без изменения, кассационную жалобу осужденного Пантелеева И.Е. - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации по правилам главы 47.1 УПК РФ.
Председательствующий (подпись)
Судьи (подпись) (подпись) Копия верна Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.