Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А, судей Орловой И.Н. и Умбетовой Э.Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 21 декабря 2023 года кассационную жалобу Гуляндина А.С. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 17 октября 2023 года по административному делу N 2а-3477/2023 по административному исковому заявлению Гуляндина Артема Сергеевича к Государственной инспекции гостехнадзора г. Самары и г. Новокуйбышевска (далее - гостехнадзор), Министерству сельского хозяйства и продовольствия Самарской области о признании незаконным отказа в прекращении государственной регистрации самоходной техники, прекращении государственной регистрации самоходной техники.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н, изложившей содержание обжалуемого судебного постановления и доводы кассационной жалобы, объяснения в ее поддержку представителя Гуляндина А.С. по доверенности Ельчанинова Д.В, возражения относительно доводов кассационной жалобы представителя Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области по доверенности Бадбаева Р.В, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
снегоболотоход СFMOTO TERRALANDER 800, 2012 года выпуска "данные изъяты" (далее - самоходная техника, снегоболотоход) состоит на государственном учете в гостехнадзоре, с 25 марта 2013 года зарегистрирован за Гуляндиным А.С.
22 июля 2016 года между Гуляндиным А.С. (продавцом) и ООО "Волга-Продукт" в лице директора Земельева И.В. (покупателем) заключен договор купли-продажи N 2, согласно условиям которого покупателю продан указанный снегоболотоход по цене 300 000 руб. (пункты 1.1, 3.1); право собственности переходит к покупателю с момента передачи снегоболотохода продавцом, о чем составляется соответствующий акт (пункт 2.3); покупатель обязан в течение 10 рабочих дней после заключения договора и оплаты товара, снять его с регистрационного учета и уведомить об этом продавца (пункт 2.4); покупатель обязуется за свой счет и по своему усмотрению, но не позднее 14 рабочих дней с момента получения снегоболотохода в установленном законом порядке поставить его на регистрационный учет (пункт 3.3).
На основании акта приема-передачи от 22 июля 2016 года снегоболотоход в технически исправном состоянии с комплектом ключей и документацией в подлинниках передан покупателю.
ООО "Волга-Продукт" 7 июля 2017 года прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения.
Решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 6 марта 2023 года (дело N 2а-546/2023) иск Гуляндина А.С. удовлетворен, государственная регистрация снегоболотохода на имя Гуляндина А.С. прекращена.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 30 мая 2023 года указанное решение отменено, постановлено новое решение, которым в удовлетворении иска Гуляндина А.С. отказано ввиду не соблюдения досудебного порядка урегулирования спора.
8 июня 2023 года представитель Гуляндина А.С. - Филатова М.И. обратилась в гостехнадзор с заявлением о снятии снегоболотохода с регистрационного учета, с приложением доверенности, подтверждающей полномочия представителя, копии договора купли-продажи и акта приема-передачи.
В этот же день (8 июня 2023 года) заявление было рассмотрено уполномоченным органом, в принятии пакета документов Гулядину А.С. было отказано со ссылкой на пункт 2.7 Административного регламента Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области по предоставлению государственной услуги "Государственная регистрация тракторов, самоходных машин и прицепов к ним", утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 30 декабря 2022 года N 394-п (далее - Административный регламент), в связи с отсутствием регистрационных документов (свидетельства о регистрации техники), паспорта техники (в случае отсутствия электронного паспорта), а также указано на необходимость предоставления подлинников документов либо их электронных образов.
15 июня 2023 года Гулядин А.С. обратился в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области с просьбой прекратить государственную регистрацию права на названную самоходную машину, ответ не получен.
Обращения в налоговый орган о неправомерности исчисления транспортного налога оставлены без удовлетворения со ссылкой на необходимость внесения сведений и в информационные ресурсы регистрирующего органа (письмо от 9 октября 2023 года).
Не согласившись с принятым решением, ссылаясь на изложенные обстоятельства, Гуляндин А.С. обратился в суд с административным иском, в котором, с учетом уточнений, просил признать незаконным отказ гостехнадзора в прекращении государственной регистрации снегоболотохода; прекращении государственной регистрацию самоходной техники с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 3 августа 2023 года административный иск удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 17 октября 2023 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 18 января 2024 года, Гуляндин А.С, приводя фактические обстоятельства дела, просит отменить апелляционное определение по мотивам допущенных нарушений норм процессуального права, ссылаясь на то, что с момента заключения договора купли-продажи снегоболотохода и передачи его покупателю им утрачено право пользования, владения и распоряжения. Все регистрационные документы на снегоболотоход, номерные знаки, ключи были переданы покупателю в 2016 году и представить их не представляется возможным.
Информация о времени и месте судебного заседания суда кассационной инстанции в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 29 января 2024 года.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Рассматривая заявленные административные исковые требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, пришел к выводу, что заявителем соблюдены необходимые требования по снятию самоходной техники с регистрационного учета, представителем Гуляндина А.С. заполнена соответствующая форма заявления с приложением доверенности, подтверждающей полномочия, документы, подтверждающие выбытие самоходной техники из фактического владения, пользования и распоряжения.
Оценивая довод о том, что поданный для оказания муниципальной услуги пакет документов являлся неполным, не содержал свидетельства о регистрации и паспорта техники, которые, согласно показаниям административного истца, у него отсутствуют, суд указал, что данные обстоятельства не могут служить основанием к отказу в удовлетворении административного иска, поскольку лишают Гуляндина А.С. единственного способа защиты нарушенных прав.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции исходил из соответствия оспариваемых действий административного ответчика требованиям Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года N 1507, Административного регламента Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области по предоставлению государственной услуги "Государственная регистрация тракторов, самоходных машин и прицепов к ним", утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 30 декабря 2022 года N 394-п, и действовавшего на момент отчуждения Гуляндиным А.С. снегоболотохода постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".
Более того, суд апелляционной инстанции, ссылаясь на разъяснения, изложенные в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", исходил из возможности защиты права Гуляндина А.С. в порядке гражданского судопроизводства путем предъявления иска о признании права отсутствующим, указав, что вопреки позиции суда первой инстанции будет являться надлежащим способом защиты права.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции.
Правовые и организационные основы деятельности в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, в том числе деятельности, связанной с допуском к эксплуатации самоходных машин и других видов техники урегулированы Федеральным законом от 2 июля 2021 года N 297-ФЗ "О самоходных машинах и других видах техники", предусматривающим, что государственная регистрация самоходных машин и других видов техники осуществляется в целях их государственного учета и допуска их к эксплуатации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 6), государственная регистрация самоходных машин и других видов техники осуществляется на имя собственника (за исключением лица, не достигшего возраста 16 лет либо признанного недееспособным), или лица, владеющего самоходной машиной и другими видами техники на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо на основании договора лизинга, или одного из родителей, усыновителя либо опекуна (попечителя) лица, не достигшего возраста 16 лет и являющегося собственником самоходной машины и других видов техники, или опекуна недееспособного гражданина, являющегося собственником самоходной машины и других видов техники (пункт 3 статьи 6).
Правила государственной регистрации самоходных машин и других видов техники утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года N 1507.
Пунктом 51 названного нормативно-правового акта предусмотрено, что снятие с государственного учета техники в случае ее отчуждения осуществляется органом гостехнадзора на основании заявления прежнего владельца техники о снятии с государственного учета техники по формам, приведенным в приложениях N 1 и 2 к настоящим Правилам, с приложением документов, удостоверяющих личность заявителя, документов о заключении сделки, направленной на отчуждение техники, паспорта техники (выписки из электронного паспорта техники, представляемой по инициативе заявителя), государственного регистрационного знака и свидетельства о государственной регистрации техники, при условии отсутствия подтверждения государственной регистрации техники за новым владельцем.
Как разъяснено в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", осуществляя проверку решений, действий (бездействия), судам необходимо исходить из того, что при реализации государственных или иных публичных полномочий наделенные ими органы и лица связаны законом (принцип законности) (статья 9 и часть 9 статьи 226 КАС РФ, статья 6 и часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Решения, действия (бездействие), затрагивающие права, свободы и законные интересы гражданина, организации, являются законными, если они приняты, совершены (допущено) на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, во исполнение установленных законодательством предписаний (законной цели) и с соблюдением установленных нормативными правовыми актами пределов полномочий, в том числе если нормативным правовым актом органу (лицу) предоставлено право или возможность осуществления полномочий тем или иным образом (усмотрение).
При этом судам следует иметь в виду, что законность оспариваемых решений, действий (бездействия) нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям правовых норм.
В связи с этим судам необходимо проверять, исполнена ли органом или лицом, наделенным публичными полномочиями, при принятии оспариваемого решения, совершении действия (бездействии) обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств, поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства, учету требований соразмерности (пропорциональности) (пункт 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях и в порядке, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, лицо может приобрести право собственности на имущество, на которое собственник утратил право собственности по основаниям, предусмотренным законом.
Согласно пункту 2 статьи 237 ГК РФ, право собственности на имущество, на которое обращается взыскание, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности на изъятое имущество у лица, к которому переходит это имущество.
В силу статьи 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (действовавшего в период перехода права собственности), собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Исходя из взаимосвязанного толкования приведенных нормативных положений и правомочий собственника по владению, пользования и распоряжению движимым имуществом, переход права собственности на самоходную технику не связан с осуществлением регистрации в соответствующих органах, неисполнение собственником самоходной техники соответствующей обязанности не может нарушать права правопредшественника с возложением на него налогового бремени, отсутствие регистрации в отношении транспортного средства влечет невозможность ее эксплуатации на территории Российской Федерации.
Применительно к приведенным правовым нормам, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, судом первой инстанции правомерно учтены обстоятельства невозможности защиты прав Гуляндина А.С, осуществившего отчуждение самоходной техники в 2016 году, предпринимавшего неоднократные попытки по снятию самоходной техники в регистрирующем органе в связи с необходимостью уплаты транспортного налога, выставляемого ему налоговым органом в связи с имеющимися сведениями в информационных базах гостехнадзора.
Непредставление полного пакета документов, регламентированного нормативными правовыми актами, не служит основанием для отказа в прекращении государственной регистрации самоходной техники, обратное свидетельствует о формальном подходе суда апелляционной инстанции к рассмотрению настоящего дела.
С учетом изложенного по данному делу судебный акт суда апелляционной инстанции постановлен при неправильном применении норм материального права, несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 17 октября 2023 года отменить.
Оставить в силе решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 3 августа 2023 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 14 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.