Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 11 января 2024 года кассационную жалобу администрации г. Оренбурга на решение Ленинского районного суда
г. Оренбурга от 20 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда
от 13 июля 2023 года по административному делу N 2а-1042/2023 по административному исковому заявлению прокурора города Оренбурга
(далее - прокурор), действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению строительства и дорожного хозяйства администрации, администрации об оспаривании бездействия и возложении обязанности по обеспечению безопасности и сохранению объекта культурного наследия.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения представителей административных ответчиков Хаджаровой Э.М, Пицко И.А, представителя заинтересованного лица Егорова А.С, мнение старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Макарова Е.Н, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 20 января 2023 года удовлетворен иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц, на администрацию г. Оренбурга и Управление строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга возложена обязанность принять меры к обеспечению безопасности неопределенного круга лиц при эксплуатации объекта - "Спуск к реке Урал" в г. Оренбурге, расположенного по адресу: "адрес", а так же меры, направленные на сохранение данного объекта как объекта культурного наследия регионального значения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 13 июля
2023 года решение суда первой инстанции изменено, на администрацию города Оренбурга возложены обязанности в течение одного месяца принять меры к обеспечению безопасности неопределенного круга лиц при эксплуатации объекта культурного наследия регионального значения "Спуск к реке Урал" в г. Оренбурге, а также в течение шести месяцев принять меры по приведению указанного объекта в соответствии со строительными нормами и требованиями безопасности, с учетом статуса, как объекта культурного наследия регионального значения.
В кассационной жалобе администрация г. Оренбурга просит об отмене судебных актов с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. Приводит доводы о недоказанности обстоятельств, послуживших основанием для обращения прокурора в суд с заявленными требованиями, а также ссылается на отсутствие в судебных актах указаний, какие именно меры необходимо принять административному ответчику для исполнения решения суда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационного представления извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований не имеется.
В силу положений пункта 18 части 1 статьи 16 Федерального закона
от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального, городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального, городского округа.
В соответствии со статьей статьи 9.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся, в том числе сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований (подпункт 1); государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения (подпункт 2).
Сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Работы по сохранению объекта культурного наследия, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия, проводятся в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункты 1, 4 приведенной выше статьи).
Разрешая дело, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, правильно применив положения законодательства, регулирующего спорные отношения, проанализировав установленные по административному делу обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства, обоснованно исходил из того, что администрацией г. Оренбурга, не принимаются надлежащие меры по обеспечению физической сохранности и историко-культурной ценности объекта культурного наследия, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, в связи с чем пришел к правильному выводу о допущенном бездействии и наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств дела. Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия по переоценке установленных судами фактических обстоятельств дела и представленных участвующими в деле лицами доказательств.
Поскольку отмена или изменение судебных актов в кассационном порядке возможны в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доводы кассационной жалобы, не содержащие данных о несоответствии выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильном применение норм материального права, нарушении или неправильном применение норм процессуального права, основанием для отмены судебных актов не являются.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 20 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 13 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Оренбурга - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 12 марта
2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.