Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А, судей Орловой И.Н. и Умбетовой Э.Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 9 января 2024 года кассационную жалобу Курбангалиева И.Я. и поданную 8 февраля 2024 года кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Республике Татарстан, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Татарстан на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 3 ноября 2023 года по административному делу N 2-5815/2022 по административному исковому заявлению Курбангалиева Ильдара Якубовича к ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Татарстан, УФСИН России по Республике Татарстан, ФСИН России, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Республике Татарстан о присуждении компенсации в размере 500 000 руб.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н, изложившей обстоятельства дела, содержание обжалуемых судебных постановлений, доводы кассационных жалоб, объяснения в их поддержку посредством видеоконференц-связи Курбангалиева И.Я, представителя ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Татарстан, УФСИН России по Республике Татарстан, ФСИН России по доверенности Хайруллина Г.В, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Курбангалиев И.Я. обратился в суд с означенным административным исковым заявлением, указывая, что с 8 января 2003 года по 24 февраля 2010 года он содержался в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Татарстан (далее - ИК-19), где в отношении него незаконно было применено взыскание в виде водворения в штрафной изолятор сроком на 10 суток, впоследствии - признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен в строгие условия содержания, где находился в период с 22 апреля 2004 года по 16 марта 2006 года. Незаконное привлечение к дисциплинарной ответственности, признание злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и перевод в строгие условия содержания причинили ему физические и нравственные страдания и привели к нарушению личных неимущественных прав, он был лишен права на общение со своей семьей, возможности получения до четырех посылок или передач, бандеролей в течение каждого года отбытия наказания, также лишен возможности пользоваться услугами магазина и достаточного пребывания на свежем воздухе.
Решением Приволжского районного суда г. Казани от 15 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 20 апреля 2023 года, с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Курбангалиева И.Я. взыскана компенсация морального вреда в размере 139 000 руб.
Определением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 4 августа 2023 года осуществлен переход к рассмотрению данного дела по правилам административного судопроизводства.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 6 сентября 2023 года апелляционное определение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Верховный Суд Республики Татарстан.
При новом рассмотрении апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 3 ноября 2023 года (с учетом определения от 24 ноября 2023 года об исправлении описки) решение суда первой инстанции изменено, размер компенсации морального вреда снижен до 5 000 руб.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 22 января 2024 года, Курбангалиев И.Я. просит отменить апелляционное определение по мотивам несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, оставить в силе решение суда первой инстанции, указывая на чрезмерно заниженный размер взысканной компенсации, ошибочность выводов суда апелляционной инстанции о пропуске административным истцом срока на обращение в суд.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 14 февраля 2024 года, ИК-19, ФСИН России, УФСИН России по Республике Татарстан, просят отменить судебные акты по мотивам несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, указывая, что материалы административного дела не содержат доказательств причинения административному истцу нравственных и физических страданий, последствия причинения указанных страданий для административного истца тоже неизвестны. Отмечают, что с момента оспариваемых событий прошло более 18 лет, в связи с чем суду надлежало дать оценку добросовестности действий административного истца, чего сделано не было.
Информация о времени и месте судебного заседания суда кассационной инстанции в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 29 января 2024 года.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения не допущены судом апелляционной инстанции.
Согласно статье 22 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона о прокуратуре в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
На основании статьи 27 указанного Закона органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения.
В силу абзаца шестого пункта 1 статьи 33 Закона о прокуратуре при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы (статья 34 Закона о прокуратуре).
Частью 1 статьи 227.1 КАС РФ установлено, что лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Указанные нормы введены Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 494-ФЗ.
Аналогичные нормы содержатся в статье 12.1 УИК РФ.
На основании подпункта "в" части 1 статьи 115 УИК РФ за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться меры взыскания, в том числе водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, Курбангалиев И.Я. осужден приговором Верховного Суда Республики Татарстан от 24 апреля 2002 года (с учётом последующих изменений) по части 3 статьи 30, пунктам "а", "б" части 2 статьи 105, пунктам "е", "н" части 2 статьи 105, части 1 статьи 222 Уголовного кодекса Российской Федерации, с применением части 3 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации к 22 годам 11 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
24 декабря 2002 года в порядке исполнения приговора Курбангалиев И.Я. прибыл в УЭ-148/19 УИН Минюста России по Республике Татарстан (ныне - ИК-19), где отбывал наказание до 24 февраля 2010 года, а впоследствии убыл в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Татарстан.
Постановлением начальника УЭ-148/19 УИН Минюста России по Республике Татарстан от 9 января 2003 года N 34 осужденный Курбангалиев И.Я. был водворен в штрафной изолятор на 10 суток в связи с тем, что 8 января 2003 года в 14:30 часов по прибытии с этапа отказался от ознакомления со статьями 313, 317, 321 Уголовного кодекса Российской Федерации, статьями 115, 116 УИК Р).
Постановлением Казанского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 7 апреля 2022 года (т.1, л.д. 101 - 102) постановление от 9 января 2003 года N 34 отменено по мотивам нарушения требований статьи 117 УИК РФ ввиду отсутствия в личном деле осужденного объяснения по факту нарушения либо акта об отказе от дачи письменного объяснения; а также акта об отказе от подписи об ознакомлении с постановлением.
Постановлениями начальника УЭ-148/19 УИН Минюста России по Республике Татарстан от 22 апреля 2004 года осужденный Курбангалиев И.Я. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен в строгие условия содержания.
7 апреля 2022 года Казанским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес врио начальника ИК-19 внесено два протеста (т.1, л.д. 97 - 100) с требованиями об отмене вышеуказанных постановлений от 22 апреля 2004 года как незаконных.
Во исполнение протестов приказами врио начальника ИК-19 от 25 апреля 2022 года N N 102-ос и 103-ос отменено постановление от 22 апреля 2004 года (т.1, л.д. 103 - 104).
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции, установив незаконное привлечение Курбангалиева И.Я. к дисциплинарной ответственности, ограничение в правах, пришёл к выводу о наличии оснований для присуждения компенсации.
Определяя размер подлежащей взысканию в пользу Курбангалиева И.Я. компенсации, суд, приняв во внимание период, в течение которого осужденный был незаконно ограничен в правах (10 дней штрафного изолятора + 685 дней строгих условий содержания), оценив степень причиненных нравственных страданий, конкретные обстоятельства дела, с учетом требований разумности и справедливости, определилразмер денежной компенсации в размере 139 000 руб. (из расчета 200 руб.*695 дней).
Суд апелляционной инстанции, согласившись с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для присуждения компенсации в связи с незаконным применением к осужденному дисциплинарного взыскания, повлекшем признание осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и перевод в строгие условия содержания, которые в последующем были отменены по процессуальным основаниям, установив обращение Курбангалиева И.Я. в суд за защитой нарушенных прав по истечении более чем 19 лет, уничтожения документов, подтверждающих факты предоставления свиданий, получения посылок и пользования магазином, в соответствии с положениями приказа ФСИН России от 2 сентября 2022 года N 523 "Об утверждении Перечня документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной службы исполнения наказаний, органов, учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, с указанием сроков хранения", указал, что размер денежной компенсации, присужденной административному истцу, определен судом первой инстанции без должного учета требований законодательства Российской Федерации, разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", в связи с чем с учетом требований разумности и справедливости снизил размер компенсации, подлежащей взысканию, до 5 000 руб.
Судебная коллегия находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, основанными на применимых нормах действующего законодательства, установленные факты подтвержденными исследованными судом доказательствами.
Правовых оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов, постановленных при правильном применении норм материального права, надлежащем установлении юридически значимых обстоятельств и оценке представленных сторонами доказательств, по доводам кассационных жалоб, выражающих несогласие с выводами судов по фактическим обстоятельствам дела, не имеется.
Доводы кассационной жалобы административного истца о доказанности ограничения прав административного истца в силу нормативных предписаний части 1 статьи 118, части 3 статьи 123 УИК РФ, а также доводы кассационной жалобы административных ответчиков об отсутствии правовых оснований для присуждения компенсации не служат основанием для увеличения размера присужденной административному истцу денежной компенсации либо отказа в ее присуждении, поскольку суд апелляционной инстанции при определении размера взыскиваемой компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении принял во внимание все юридически значимые обстоятельства, в том числе характер и продолжительность нарушения прав осужденного, степень их значимости для административного истца, не обращавшего длительное время за защитой прав, учел принципы разумности и справедливости, что соответствует балансу между нарушенными правами административного истца и мерой ответственности государства.
Размер присужденный размер обеспечивает эффективность национального средства правовой защиты в Российской Федерации, поскольку определен с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности, степени нравственных и физических страданий административного истца, с учетом его индивидуальных особенностей, отсутствия сведений о необратимых для него негативных последствиях, для устранения которых требовалась бы денежная компенсация в большем, чем присуждено судами, размере.
Иная оценка заявителями установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование норм закона не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 3 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы Курбангалиева И.Я. и ФСИН России, УФСИН России по Республике Татарстан, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 14 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.