Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А, судей Орловой И.Н, Умбетовой Э.Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 29 декабря 2023 года кассационную жалобу Евстафьева М.Ю. на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 8 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 21 декабря 2023 года по административному делу N 2а-8164/2023 по административному исковому заявлению Евстафьева Максима Юрьевича к отделу полиции N 5 МУ МВД России "Оренбургское" о досрочном прекращении административного надзора.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н, изложившей обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, заключение прокурора четвертого отдела (с дислокацией в г. Самаре, г. Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Макарова Е.Н, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 27 декабря 2021 года в отношении Евстафьева М.Ю. установлен административный надзор сроком на 2 года 6 месяцев, но не выше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости, с установлением следующих административных ограничений: обязательная явка 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22.00 часов до 06.00 часов; запрет посещения мест проведения массовых мероприятий и участи в указанных мероприятиях.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 25 января 2023 года уменьшено количество явок для регистрации в отдел внутренних дел по месту жительства, пребывания, фактического нахождения с трех до двух раз в месяц.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 27 июля 2023 года уменьшено количество явок для регистрации в отдел внутренних дел по месту жительства, пребывания, фактического нахождения с двух до одного раза в месяц.
Евстафьев М.Ю. обратился в суд с административным иском о досрочном прекращении административного надзора.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 8 ноября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 21 декабря 2023 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 29 января 2024 года, Евстафьев М.Ю, повторяя доводы, приведенные в обоснование заявленных требований и апелляционной жалобы, настаивает на наличии оснований для досрочного прекращения установленного в отношении него административного надзора, просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
Автор кассационной жалобы указывает на формальное применение нормы, поскольку на протяжении 1 года 5 месяцев наблюдается его устойчивое примерное поведение, что служит основанием для досрочного прекращения административного надзора, допущенные нарушения норм процессуального права, нарушение его прав, невозможность трудоустройства.
Информация о времени и месте судебного заседания суда кассационной инстанции в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 12 февраля 2024 года.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Согласно статье 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ), административный надзор устанавливается для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона N 64-ФЗ поднадзорное лицо имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора.
Частью 2 статьи 9 того же закона предусмотрено досрочное прекращение судом административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные Законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, месту пребывания или фактического нахождения. Таким образом, досрочное прекращение административного надзора возможно при полном соответствии поведения поднадзорного лица названным условиям.
Из материалов административного дела усматривается, что приговором Ленинского районного суда г. Оренбурга от 27 сентября 2017 года Евстафьев М.Ю. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 327, частью 3 статьи 159, частью 4 статьи 159, частью 4 статьи 159 (3 эпизода) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании части 3 статьи 69, пункта "б" части 1 статьи 71 Уголовного кодекса Российской Федерации по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок 7 лет со штрафом в размере 1 000 000 руб. с лишением права заниматься деятельностью, связанной с коммерческим предоставлением денежных средств другим лицам на срок 2 года 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Оренбургского областного суда от 15 декабря 2017 года приговор Ленинского районного суда г. Оренбурга от 27 сентября 2017 года изменен: внесены изменения в описательно-мотивировочную часть приговора, из квалификации действий Евстафьева М.Ю. по части 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (преступление совершенное в период с июля 2012 года по 27 июля 2012 года) исключена ссылка суда на указания Федеральных законов от 27 декабря 2009 года N 377-ФЗ, от 7 марта 2011 года N 26-ФЗ. В остальной части приговор оставлен без изменения.
Постановлением Центрального районного суда г. Оренбурга от 15 августа 2018 года на основании пункта "б" части 3.1 статьи 72 Уголовного кодекса Российской Федерации зачтено в срок отбытия наказания по приговору Ленинского районного суда г. Оренбурга от 27 сентября 2017 года время содержания под стражей Евстафьева М.Ю. с 29 апреля 2016 года по день вступления приговора в законную силу - 15 декабря 2017 года (включительно) из расчета один день содержания под стражей за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима, с учетом положений, предусмотренных частью 3.3 статьи 72 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Центрального районного суда г. Оренбурга от 10 декабря 2020 года Евстафьев М.Ю. переведен для дальнейшего отбывания наказания в колонию-поселение сроком на 1 год 6 месяцев 26 дней.
Постановлением начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области от 5 марта 2021 года Евстафьев М.Ю. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Постановлением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 21 мая 2021 года административный истец переведен для дальнейшего отбывания наказания в колонию общего режима на неотбытый срок основного наказания 1 год 1 месяц 14 дней.
5 июля 2022 года Евстафьев М.Ю. освобожден по отбытии срока наказания.
7 июля 2022 года Евстафьев М.Ю. поставлен на учет в органе внутренних дел. Срок административного надзора установлен до 8 января 2025 года.
Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 15 декабря 2022 года Евстафьев М.Ю. освобожден условно-досрочно от не отбытой части дополнительного наказания в виде штрафа в размере 830 773, 80 руб. и лишения права заниматься деятельностью, связанной с коммерческим предоставлением денежных средств другим лицам.
Согласно характеристике с места работы ООО "Велес", с 19 декабря 2022 года Евстафьев М.Ю. трудоустроен в качестве разнорабочего, вежлив, корректен, трудолюбивый работник, в конфликтах не участвовал, вредных привычек не имеет, соблюдает режим работы.
В справке-характеристике старшего УУП ОУУП и ДН ОП N 5 МУ МВД России "Оренбургское" от 15 декабря 2022 года указано, что Евстафьев М.Ю. зарекомендовал себя с положительной стороны. С соседями поддерживает дружеские отношения, жалобы и замечания со стороны соседей не поступали. Согласно базы ИБД-Р по Оренбургской области, к административной ответственности не привлекался.
Согласно справке-характеристике УУП ОУУП и ПДН отдела полиции N 5 МУ МВД России "Оренбургское", со слов соседей Евстафьев М.Ю. проживает один, с соседями поддерживает поверхностные отношения, ведет замкнутый образ жизни, не общителен, ранее с соседом, проживающим в доме 21 по ул. 11 Линия был конфликт, после которого какого-либо общения не поддерживает, жалобы и заявления в отношении Евстафьева М.Ю. от соседей не поступали, к административной ответственности не привлекался.
Задолженности в пользу потерпевших не имеет, вместе с тем ущерб Гайсину Р.Ф. в полном объеме не возмещен, исполнительное производство прекращено судом в связи с признанием его умершим.
Разрешая административные исковые требования Евстафьева М.Ю. о досрочном прекращении административного надзора и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь приведенными правовыми нормами, основываясь на установленных по делу обстоятельствах и представленных сторонами доказательствах, исследованных в судебном заседании и оцененных по правилам статьи 84 КАС РФ, верно исходил из необходимости сохранения административного надзора, установленного в отношении административного истца, обусловленного интересами общественной безопасности и предупреждения совершения им новых преступлений и правонарушений, оказания профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, указав, что установленные обстоятельства не могут быть признаны безусловными и достаточными для отмены административного надзора и ограничений.
Основания и мотивы, по которым суды пришли к поставленным под сомнение в жалобе выводам, доказательства, принятые судами во внимание, примененные нормы материального и процессуального права подробно приведены в обжалуемых судебных актах, судебная коллегия суда кассационной инстанции не усматривает оснований считать их неправильными.
Вопреки доводам кассационной жалобы само по себе соблюдение предусмотренных частью 2 статьи 9 Федерального закона N 64-ФЗ условий, при которых допускается досрочное прекращение административного надзора, его прекращение автоматически не влечет.
Приведенные же в обоснование кассационной жалобы доводы в целом аналогичны позиции административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, им судами дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой не имеется.
Суд кассационной инстанции в силу положений главы 35 КАС РФ не наделен полномочиями по переоценке имеющихся в деле доказательств, и поэтому несогласие автора кассационной жалобы с выводами судов обеих инстанций, основанными на иной оценке доказательств, не может быть принято в качестве основания для отмены принятых судебных актов.
Правовых оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов, постановленных при правильном применении норм материального права, надлежащем установлении юридически значимых обстоятельств и оценке представленных сторонами доказательств, по доводам кассационной жалобы, выражающей несогласие с выводами судов по фактическим обстоятельствам дела, не имеется.
Таким образом, состоявшиеся по делу судебные акты следует признать законными и обоснованными.
Руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 8 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 21 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Евстафьева М.Ю.- без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 18 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.