Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 6 декабря 2023 года кассационную жалобу администрации города Ульяновска (далее - Администрация) и Управления архитектуры и градостроительства Администрации на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 14 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 25 июля 2023 года по административному делу
N 2а-777/2023 по административному исковому заявлению Бацарова Д.В. к Администрации об оспаривании постановлений.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения представителей административного ответчика Бацарова Д.В. и заинтересованного лица Селезнева А.А, заключение старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Макарова Е.Н, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Бацаров Д.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1000 кв.м, расположенного по "адрес" (земли поселений), выделенного под строительство индивидуального жилого дома (л.д. 14-16, т. 1).
1 ноября 2021 года между Бацаровым Д.В. и Мусиным Р.А. заключен договор аренды земельного участка сроком на 11 месяцев под строительство индивидуального жилого дома (л.д. 17, 18, т. 1).
13 декабря 2021 года Администрацией принято постановление N 1966 "О принятии решения о резервировании земельного участка для муниципальных нужд в Ленинском районе города Ульяновска", которым земельный участок, принадлежащий Бацарову Д.В, зарезервирован до
1 декабря 2024 года в целях размещения автомобильной дороги по улице Радищева для муниципальных нужд муниципального образования "город Ульяновск", в связи с чем Управлению архитектуры и градостроительства Администрации в срок до 30 декабря 2021 года необходимо внести изменения в проект планировки территории центральной части города Ульяновска (далее - постановление от 13 декабря 2021 года N 1966, л.д. 19, т. 1).
15 декабря 2021 года Администрацией принято постановление N 2004 о подготовке проекта внесения изменений в проект планировки территории центральной части города Ульяновска, утвержденный постановлением Администрации от 23 июля 2009 года N 5845, применительно к территории, расположенной в элементе планировочной структуры, ограниченном улицами Радищева, Красногвардейской, Корюкина, в районе земельного участка с кадастровым номером N (далее - постановление от 15 декабря 2021 года N 2004, л.д. 20, т. 1).
Постановлением Администрации от 2 июня 2022 года N 775 утвержден проект внесения изменений в проект планировки территории центральной части города Ульяновска, утвержденный постановлением Администрации от 23 июля 2009 года N 5845, применительно к территории, расположенной в элементе планировочной структуры, ограниченном улицами Радищева, Красногвардейской, Корюкина, в районе земельного участка с кадастровым номером N (далее - постановление от 2 июня 2022 года N 775, л.д. 86, т. 1).
19 июля 2022 года Администрацией принято постановление N 980 "Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд в Ленинском районе города Ульяновска" (далее - постановление от 19 июля 2022 года N 980).
Не согласившись с постановлениями Администрации от 13 декабря
2021 года N 1966, от 15 декабря 2021 года N 2004, от 2 июня 2022 года N 775, от 19 июля 2022 года N 980, Бацаров Д.В. оспорил их в судебном порядке.
Решением Ленинского районного суда города Ульяновска от 14 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 25 июля 2023 года, заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными постановление Администрации от 13 декабря 2021 года N 1966, от 15 декабря 2021 года N 2004, от 2 июня 2022 года N 775, от 19 июля
2022 года N 980
В кассационной жалобе Администрация и Управление архитектуры и градостроительства Администрации просят об отмене судебных актов с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, приводя доводы о том, что оспариваемые постановления приняты уполномоченным органом местного самоуправления, с соблюдением установленной процедуры принятия и не нарушают права и законные интересы административного истца, в связи с чем правовых основания для признания их незаконными отсутствовали.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований не имеется.
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов.
К названным объектам отнесены автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Согласно пункту 1 статьи 56.3 того же кодекса изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены:
1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования);
2) утвержденными проектами планировки территории.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с проектом планировки территории центральной части города Ульяновска, утвержденным постановлением Главы города Ульяновска от 23 июля 2009 года N 5845, спорный земельный участок расположен на территории элементов планировочной структуры (жилые, общественно-деловые, производственные, коммунально-складские микрорайоны и кварталы).
Генеральный план города Ульяновска, утвержденный Решением Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 года N 83, не содержит отображение каких-либо объектов местного значения, элементов транспортной инфраструктуры, в том числе автомобильной дороги на территории функциональной зоны, ограниченной улицами Радищева, Красногвардейской, Корюкина и бульваром Пластова, в месте нахождения участка с кадастровым номером N.
Разрешая дело, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, верно применив положения законодательства, регулирующего спорные отношения, проанализировав установленные по административному делу обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства, обоснованно исходил из того, что оспариваемые постановления противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, ввиду их несоответствия документам территориального планирования, в связи с чем пришёл к правильному выводу о незаконности данных постановлений, удовлетворив заявленные требования в полном объеме.
Довод кассационной жалобы о необходимости изъятия земельного участка для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, которые, в силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", являются частью автомобильной дороги, подлежат отклонению в силу вышеприведенных мотивов.
Кроме того, в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 разъяснено, что под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (например, выполнение международных обязательств Российской Федерации, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений).
Оценив проект внесения изменений в проект планировки территорий центральной части города Ульяновска в части рассматриваемой территории, подготовленный ООО "Региональное бюро кадастра" во взаимосвязи с данными из публичной кадастровой карты, судебные инстанции, с учётом вышеназванных разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, пришли к правильному выводу о недоказанности необходимости изъятия земельного участка с кадастровым номером N для размещения автомобильной дороги (её конструктивных элементов).
Другие доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, где получили надлежащую правовую оценку.
Поскольку отмена или изменение судебных актов в кассационном порядке возможны в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доводы кассационной жалобы, не содержащие данных о несоответствии выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильном применение норм материального права, нарушении или неправильном применение норм процессуального права, основанием для отмены судебных актов не являются.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 14 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 25 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Ульяновска и Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 12 марта
2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.