Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Никоновой О.И, Тарасовой С.М, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ханова А.Ю, на решение Промышленного районного суда г. Самары от 04 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 17 октября 2023 года по гражданскому делу N 2-2053/2023 по иску Ханова А.Ю, к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области о включении периодов службы в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, объяснения Ханова А.Ю, его представителя Силантьевой Т.Г, проверив материалы дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Ханов А.Ю. обратился в суд с иском к ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском и Промышленном районах г.о.Самара о включении периодов службы в рядах Советской Армии в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указано, что истец обратился в ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском и Промышленном районах г.о.Самара с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, с учетом следующих обстоятельств. С марта 1983 годаон работал в районах Крайнего Севера. С 20 октября 1985 года по 27 ноября 1987 года (2 года 1 месяц 8 дней) он проходил службу по призыву в Вооруженных силах СССР. По окончании службы 29 января 1988 года поступил на работу в нефтегазодобывающую компанию в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, оператором по подготовке скважин к капитальному и подземному ремонтам в особых условиях труда. Выполнение указанной работы дает право на льготное пенсионное обеспечение, предусмотренное Списком N 2. Работа, входящая в Список N 2, выполнялась им по 15 ноября 1996 года.
Решением ответчика от 04 сентября 2019 года N ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа не менее 12 лет 6 месяцев и рекомендовано обратиться с аналогичным заявлением по достижении возраста 56 лет, то есть после 21 июня 2023 года. Данное решение мотивировано тем, что "Северный" стаж работы в местностях, приравненных к Крайнему Северу, менее 20 лет, составляет 09 лет 10 месяцев 16 дней. Стаж, необходимый для назначения страховой пенсии в соответствии с частью 8 статьи 13 Закона N 400 по Списку N2 составляет 11 лет 2 месяца 17 дней (в стаж включен период службы в Вооруженных силах СССР). Специальный стаж с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года N 2-П по Списку N 2 в льготном исчислении, как работа в местностях, приравненных к Крайнему Северу, составляет 11 лет 15 дней. При определении права на страховую пенсию с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года N 2-П служба в армии по призыву не засчитана.
В июле 2022 года истец повторно обратился в ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением N от 13 июля 2022 года ему вновь отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по тем же основаниям.
Истец полагает, что в специальный стаж по Списку N в льготном исчислении с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года N 2-П должен быть засчитан период службы в Вооруженных силах СССР, составляющий 2 года 1 месяц 8 дней.
В период его службы в Вооруженных Силах СССР действовало Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590.
В подп. "к" пункта 109 указанного Положения было определено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим к работе по Списку N 1 и N 2 приравнивался период, в том числе, службы в составе Вооруженных Сил СССР. При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах с вредными условиями труда в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подп. "а" и "б" пункта 16) периоды, указанные в подп. "к" приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Полагает, что в соответствии с указанным Положением период прохождения службы может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в данном случае к работе, которая следовала за окончанием службы в армии, с 29 января 1988 года на работах в особых условиях труда по Списку N 2.
С учетом периода службы в составе Вооруженных Сил СССР 2 года 1 месяц 8 дней, льготный стаж для назначения страховой пенсии составляет 13 лет 01 месяц 23 дня, следовательно, досрочная страховая пенсия по старости должна быть ему назначена по достижении 55 лет, то есть с 21 июня 2022 года.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Ханов А.Ю. просил суд признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости; обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском и Промышленном районах г.о.Самара включить в его специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период службы в Вооруженных Силах СССР по призыву с 20 октября 1985 года по 27 ноября 1987 года (2 года 1 месяц 8 дней); обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском и Промышленном районах г.о.Самара назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 21 июня 2022 года.
Решением Промышленного районного суда г. Самары от 04 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 17 октября 2023 года, в удовлетворении исковых требований Ханова А.Ю, к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области о включении периодов службы в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, назначении досрочной страховой пенсии по старости, отказано.
В кассационной жалобе Ханов А.Ю. просит отменить решение и апелляционное определение, принять новое решение об удовлетворении его исковых требований, ссылается на неправильную оценку обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В возражениях на кассационную жалобу Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области просит судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Просили рассмотреть дело без их участия.
Выслушав объяснения Ханова А.Ю. и его представителяСилантьевой Т.Г, поддержавших доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 04 сентября 2019 года Ханов А.Ю. обратился с заявлением в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском и Промышленном районах г.о.Самара о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федеральною закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском и Промышленном районах г.о.Самара N от 06 декабря 2019 года Ханову А.Ю. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федеральною закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 20 лет.
Ханову А.Ю. рекомендовано обратиться к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском и Промышленном районах г.о.Самара с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по достижении возраста 56 лет.
При определении права на страховую пенсию в соответствии с частью 8 статьи 13 Закона N400-ФЗ специальный стаж Ханова А.Ю. по Списку N 2 составляет 11 лет 2 месяца 17 дней и складывается, в том числе, из периода прохождения службы в армии с 20 октября 1985 года по 27 ноября 1987 года (составляющего 2 года 1 месяц 8 дней). Работы, предусмотренные Списком N2 до 1991 года, засчитаны календарно, так как льготное их исчисление Списком N2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N1173, не предусмотрено.
При определении права на страховую пенсию с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года N2-П служба в армии по призыву с 20 октября 1985 года по 27 ноября 1987 года не засчитана в "северный" стаж, поскольку в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-ФЗ в "северный" стаж засчитываются только периоды работы, а не военная служба. Кроме того, служба проходила не на территории района Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
07 июля 2022 года Ханов А.Ю. повторно обратился с заявлением в ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области N от 13 июля 2022 года Ханову А.Ю. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 06 месяцев. Документально подтвержденный стаж на работах с тяжелыми условиями труда Ханова А.Ю. на дату обращения (07 июля 2022 года) составляет 11 лет 2 месяца 17 дней, что не дает права на досрочное пенсионное обеспечение по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Как следует из материалов дела, службу по призыву истец проходил в период с 20 октября 1985 года по 27 ноября 1987 года.
Из справки ООО "Лукойл - Западная Сибирь" от 09 сентября 2014 года, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, следует, что в период с 29 января 1988 года по 31 октября 1988 года Ханов А.Ю. работал в Нефтегазодобывающем управлении "Повхнефть" в должности оператора по подготовке скважин к капитальному и подземному ремонтам.
В период прохождения истцом службы по призыву действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590 (утратило силу с 1 января 1992 года).
Согласно пункту 109 указанного Положения при назначении пенсий по старости на льготных условиях или в льготных размерах наравне с периодами работы в особых условиях труда в специальный (льготный) стаж включались также периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР (подпункт "к").
При этом под специальным (льготным) стажем понимаются работы с вредными условиями труда и в горячих цехах и работы с тяжелыми условиями труда, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 16 указанного Положения, то есть работы, предусмотренные Списками N 1 и N 2, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, а также подпунктом "в" пункта 16 Положения (работа на предприятиях текстильной промышленности).
Периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Применяя ранее действовавшее правовое регулирование, пенсионный орган правомерно приравнял период службы к работе, которая следовала за окончанием этого периода - по Списку N 2 от 1956 года, в страховой стаж период службы также учтен.
Возможность включения периода службы в специальный стаж в льготном исчислении действовавшим в тот период законодательством, а также законодательством, действующим на период обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, не предусмотрена.
Право на включение периода службы в общий стаж в льготном исчислении (в двойном размере) предусматривалась абзацем 8 статьи 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Разрешая спор и учитывая, что период службы в армии включен пенсионным орган в специальный стаж истца по Положению о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, применяемому в период действия Закона СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", а одновременное применение указанных законов не предусмотрено действующим правовым регулированием, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Ханова А.Ю. о включении периода службы по призыву в специальный стаж в двойном размере.
В связи с отсутствием у истца требуемой продолжительности стажа на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 06 месяцев оснований для досрочного назначения страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не усматривается.
Таким образом, суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований Ханова А.Ю. о включении периодов службы в рядах Советской Армии в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции.
При этом судом отвергнуты доводы Ханова А.Ю. о том, что с учетом периода службы в армии него имеется специальный стаж более 12 лет 6 месяцев, в связи с чем он имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по Списку N 2 с 55 лет, поскольку из материалов дела следует, что период службы в армии засчитан истцу в специальный стаж ответчиком, между тем, у истца отсутствует требуемый стаж работы в тяжелых условиях труда, соответственно отсутствуют правовые основания для назначения ему досрочной страховой пенсии по старости с 55 лет. Право на назначении досрочной страховой пенсии по старости по Списку N 2 у истца возникает с 56 лет.
Также суд апелляционной инстанции не согласился с доводами истца о том, что по нормам применяемого Закона РФ от 20 ноября 1990 года N 340-1 его специальный стаж на тяжелых работах по Списку N 2 в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, подлежит исчислению в льготном порядке - в полуторном размере, для досрочного выхода на пенсию по старости истец выбрал именно данный порядок расчета специального стажа на тяжелых работах по Списку N 2, проходящих в районах приравненных к Крайнему Северу, Закон СССР от 14 июня 1956 года и Положение, утв.постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, применению не подлежит, указал следующее.
Действительно, положениями абзаца 7 части 1 статьи 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусматривалось, что при подсчете стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 данного Закона, периоды работы (службы) в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчисляются в льготном порядке - в полуторном размере.
Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" введен в действие с 1 января 1992 года.
Статьей 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего с 1 января 1992 года до 31 декабря 2001 года, предусматривалось льготное исчисление трудового стажа.
В связи с тем, что период службы в армии и периоды работы до службы в армии или после службы в армии имели место до 01 января 1992 года, применяется Положение по порядке назначения и выплаты государственных пенсий, увт.постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, которым предусматривалось приравнивание к льготной работе по Спискам N 1 и N 2 периодов службы в армии.
Учитывая, что специальный стаж является составной частью страхового стажа, в случае его исчисления по нормам законодательства, действовавшего в период выполнения работы (в период действия Закона СССР от 14 июля 1956 года), страховой стаж также должен исчисляться по нормам законодательства, действовавшего в период выполнения работы.
В соответствии с названным законом период службы в армии по призыву засчитывается в трудовой стаж в календарном порядке.
Для исчисления периодов работы, протекавших до 01 января 1992 года применять одновременно правила и нормы Закона СССР от 14 июля 1956 года и Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 правовых оснований не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены постановленных судебных актов по доводам кассационной жалобы.
С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с указанной даты Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации" N 400-ФЗ, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые2 года такой работы женщинам.
В силу положений частей 2, 3, 4 статьи 30 указанного Федерального закона "О страховых пенсиях", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно подпункту "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года.
В соответствии с пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере.
При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии со статьей 33 ФЗ "О страховых пенсиях", при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях, к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 14 июля 2014 года N 651 "О порядке приравнивания к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях" приравнивание к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 ФЗ "О страховых пенсиях" (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 Федерального закона) работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16-18 части 1 статьи 30 Федерального закона, осуществляется путем суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стажа на соответствующих видах работ.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" основным условием для двойного снижения пенсионного возраста необходима выработка 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и 12 лет 6 месяцев по Списку 2.
Поскольку нижестоящими судами правильно применены нормы материального права, дана оценка всем обстоятельствам дела, выводы суда являются правильными, оснований для отмены либо изменения решения и апелляционного определения не имеется.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судами не допущено нарушений и неправильного применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов.
Несогласие истца с толкованием судами норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, к чему сводятся приведенные в кассационной жалобе доводы, не может являться основанием для отмены правильных судебных постановлений.
Доводов, опровергающих выводы судов, либо ставящих под сомнение законность и обоснованность таких выводов, в кассационной жалобе не приведено.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы ответчика.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Промышленного районного суда г. Самары от 04 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 17 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ханова Альберта Юрьевича - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи О.И.Никонова
С.М.Тарасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.