Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Никоновой О.И, Тарасовой С.М, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Оренбургской области на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 09 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 26 октября 2023 года по гражданскому делу N 2-5419/2023 по иску Байназаровой Г.Р. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, проверив материалы дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Байназарова Г.Р. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области (далее - ОСФР по Оренбургской области), указав, что является инвалидом 3 группы.
Согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации от 17 сентября 2018 года и заключению медико-технической комиссии "Московское протезно-ортопедическое предприятие" (филиал "Оренбургский") от 2 ноября 2022 года ей установлена нуждаемость в протезе голени модульном.
В соответствии с договором N от 21 декабря 2022 года на изготовление (поставку) протезно-ортопедических изделий, заключенным между истцом и ООО "Протезно Ортопедический реабилитационный центр", кассовым чеком от 27 декабря 2022 года и актом от 27 декабря 2022 года истцом оплачен и ей изготовлен и передан протез голени модульный стоимостью 896 818 рублей.
Истцом в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области поданы документы для осуществления компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации.
Ответчиком была произведена выплата в размере 118 895, 33 рублей.
С размером указанной компенсации истец не согласен.
Просила суд взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере 777 922, 67 рублей, компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере10 979, 23 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 25 000 рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 09 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 26 октября 2023 года, исковые требования Байназаровой Г.Р. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, компенсации морального вреда удовлетворены частично.
С Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области в пользу Байназаровой Г.Р. взыскана компенсация за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере 777 922, 67 рублей, компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 10 979, 23 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 7 000 рублей.
В кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Оренбургской области просит отменить решение и апелляционное определение, принять по делу новое решение, ссылается на неправильное применение норм материального права, неправильную оценку обстоятельств по делу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании кассационного суда не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 2.1. статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы до начала судебного заседания не представили.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Байназарова Г.Р. является инвалидом третьей группы по общему заболеванию, инвалидность установлена повторно 22 марта 1989 года бессрочно.
На основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида от 17 сентября 2018 года, разработанной и выданной ФКУ "ГБ МСЭ по Оренбургской области", с 17 сентября 2018 года инвалиду Байназаровой Г.Р. рекомендованы технические средства реабилитации и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета, в числе которых указано: с 17 сентября 2018 года - бессрочно: (8-07-09) протез голени модульный, в том числе при недоразвитии. Исполнителем данного рекомендованного реабилитационного мероприятия является ГУ - Оренбургское региональное отделение ФСС РФ.
Заключением медико-технической комиссии АО "Московское протезно-ортопедическое предприятие" от 2 ноября 2022 года установлена нуждаемость Байназаровой Г.Р. с учетом того, что она имеет награды в соревнованиях по пауэрлифтингу, участвует в экспедициях, в протезе голени модульном с указанными в нем характеристиками, соответствующими 3-4 уровню активности.
21 декабря 2022 года Байназарова Г.Р. заключила с ООО "Протезно- Ортопедический реабилитационный центр" договор на выполнение работ по изготовлению и выдаче протеза голени модульного в соответствии с приложением N к договору стоимостью 896 818 рублей.
В Приложении N к указанному договору имеется техническое задание, содержащее характеристики протезно-ортопедического изделия: (8-07-09) протез голени модульный на уровне активности 3-4. Формообразующая часть облицовки модульная, мягкая, чулки косметические перлоновые. Приемная гильза протеза изготавливается по слепку с культи нижней конечности пользователя. Материал приемной гильзы из литьевого пластика на основе акриловых смол, чехол из полимерных материалов, две промежуточные гильзы из термопластичного материала, без вкладных элементов. Метод крепления определяется уровнем активности и физиологическими особенностями пользователя. Регулировочно-соединительное устройство на нагрузку до 125 кг. Стопа с гибкими раздвоенными пружинами переднего отдела стопы из композиционного углеволокна, разнесенными через шасси с пяточной пружиной и работающими независимо друг от друга, отлично поглощают удары вертикальные нагрузки, специально сконструирована для ходьбы по разным типам опорной поверхности и занятий любительскими видами спорта. Жесткость пружины подбирается под вес и динамику конкретного пациента. Стопа влагоустойчива.
Согласно акту сдачи-приемки выполненных работ от 27 декабря 2022 года изделие по указанному договору передано Байназаровой Г.Р, оплата произведена в полном объеме (кассовый чек от 27 декабря 2022 года на сумму 896 818 рублей).
27 декабря 2022 года Байназарова Г.О. обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Оренбургской области с заявлением о перечислении компенсации за самостоятельно приобретенное средство реабилитации.
Отделением Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Оренбургской области Байназаровой Г.Р. произведена выплата денежных средств за самостоятельно приобретенный протез голени модульный в сумме 118 895, 33 рублей.
Разрешая спор, суд первой инстанции применив положения Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008 года N 240, Порядка осуществления уполномоченным органом медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или замены, в том числе досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно- ортопедических изделий, возможности и срока дальнейшего пользования ими, по установлению соответствия приобретенных инвалидами (ветеранами) за собственный счет технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий предоставляемым уполномоченным органом техническим средствам реабилитации, протезам, протезно-ортопедическим изделиям, а также формы заключения указанной медико-технической экспертизы, утвержденного Приказом Минтруда России от 30 августа 2019 года N 605н, пришел к выводу о том, что оплата ответчиком истцу частичной компенсации стоимости самостоятельно приобретенного им протеза не может быть признана законной, поскольку при определении размера указанной компенсации учтена стоимость технического средства реабилитации, не являющегося однородным и аналогичным по своим характеристикам тому, которым истец должен быть обеспечен в соответствии с ИПРА в порядке, предусмотренном Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
При этом судом учтено, что ответчиком не представлено доказательств проведения им медико-технической экспертизы на предмет соответствия приобретенного истцом протеза критериям, указанным в пункте 15 вышеприведенного Порядка осуществления медико-технической экспертизы, утвержденного Приказом Минтруда России от 30 августа 2019 года N 605н.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции, а также с наличием оснований для возмещения истцу всей оплаченной им стоимости протеза и взыскании с ответчика в пользу истца разницы между указанной стоимостью и выплаченной ему компенсацией, а также компенсации истцу морального вреда в связи с нарушением его личных неимущественных прав на создание равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества, социальную адаптацию путем обеспечения его необходимым средством реабилитации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены постановленных судебных актов по доводам кассационной жалобы.
В целях обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрены меры социальной защиты инвалидов.
Согласно статье 10 Закона о социальной помощи инвалидов государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов.
Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, (часть 2 статьи 11).
Согласно части 6 статьи 11 указанного Закона в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если. инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью 14 статьи 11.1 данного федерального закона.
Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
В силу положений части 1 статьи 11.1 Закона о социальной помощи инвалидов к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. К числу технических средств реабилитации отнесены протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты). (часть 2 статьи 11.1)
Согласно части 14 статьи 11.1 Закона о социальной помощи инвалидов технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
В соответствии с пунктом 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно- ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008 года N 240, одним из способов обеспечения инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями является предоставления соответствующего технического средства (изделия) (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
Пунктом 3.1 названных Правил предусмотрено в целях информирования инвалида (ветерана) либо лица, представляющего его интересы, о размере компенсации, предусмотренной пунктом 15(1) настоящих Правил, и предельной стоимости технического средства (изделия) и услуги по его ремонту в случае их оплаты с использованием электронного сертификата, предусмотренного пунктом 15(2) настоящих Правил, предоставление информации о технических средствах и изделиях, рекомендуемых в программе реабилитации (заключении), посредством электронного каталога технических средств (изделий).
Функции по формированию и ведению каталога осуществляет Фонд социального страхования Российской Федерации посредством размещения сведений о технических средствах (изделиях), предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р, а также об организациях, предоставляющих указанные технические средства (изделия), в том числе с использованием электронного сертификата, предусмотренного пунктом 15(2) настоящих Правил.
Соответствие приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства (изделия) и (или) оплаченной им услуги по ремонту предоставляемым техническим средствам (изделиям) и (или) услугам по их ремонту устанавливается уполномоченным органом на основании утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в целях определения размера компенсации классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, а также на основании заключения медико-технической экспертизы в отношении технических средств (изделий), перечень которых устанавливается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Приказом Минтруда России от 30 августа 2019 года N 605н утвержден Порядок осуществления уполномоченным органом медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или замены, в том числе досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно- ортопедических изделий, возможности и срока дальнейшего пользования ими, по установлению соответствия приобретенных инвалидами (ветеранами) за собственный счет технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий предоставляемым уполномоченным органом техническим средствам реабилитации, протезам, протезно-ортопедическим изделиям, а также формы заключения указанной медико-технической экспертизы.
Согласно пункту 2 Порядка от 30 августа 2019 года N 605н медико-техническая экспертиза осуществляется уполномоченным органом в рамках рассмотрения заявления, поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в предусмотренных пунктами 8, 10 и 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240.
Из приведенных положений следует, что в случае приобретения инвалидом соответствующего технического средства (изделия) за собственный счет, он имеет право на выплату компенсации в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия), но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами. В целях информирования инвалидов о размере указанной компенсации Фонд социального страхования Российской Федерации, после его реорганизации - Фонд пенсионного и социального страхования РФ формирует каталог технических средств, в котором указываются, в том числе, показатели, характеризующие техническое средство (изделие): функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики, фотографии, цифровые модели технического средства (изделия), а также основные виды комплектующих изделия индивидуального изготовления и типовые комплектации.
Соответствие приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства (изделия) устанавливается на основании утвержденной классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, а также на основании заключения медико-технической экспертизы в отношении технических средств, которую проводит уполномоченный орган. В ходе проведения медико-технической экспертизы устанавливается в первую очередь, выполняет ли приобретенное инвалидом за свой счет техническое средство (изделием) функции по компенсации или устранению стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (ветерана) в сравнении с аналогичным техническим средством (изделием), предоставляемым в порядке, определенном Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. Также устанавливается соответствие либо несоответствие технического средства (изделия) функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам, установленным (указанным) производителем (поставщиком) в рамках заключенного с ним государственного контракта на поставку аналогичного технического средства (изделия).
Поскольку нижестоящими судами правильно применены нормы материального права, дана оценка всем обстоятельствам дела, выводы суда являются правильными, оснований для отмены либо изменения решения и апелляционного определения не имеется.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судами не допущено нарушений и неправильного применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов.
Несогласие ответчика с толкованием судами норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, к чему сводятся приведенные в кассационной жалобе доводы, не может являться основанием для отмены правильных судебных постановлений.
Доводы кассатора о том, что Отделением Фонда Байназаровой Г.Р. была произведена выплата компенсации за самостоятельно приобретенный протез согласно стоимости протезов, определенной по результатам последней по времени осуществления закупки, проведенной отделением Фонда, противоречат представленным в материалы дела доказательствам. Судом установлено, что последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации является государственный контракт N 430 от 30 августа 2022 года, на основании стоимости указанного в нем изделия и должен определяться размер компенсации, подлежащей выплате истцу. Указанным государственным контрактом N 430 от 30 августа 2022 года на выполнение работ по обеспечению инвалида индивидуальным протезом нижней конечности в 2022 году предусмотрено выполнение работы по обеспечению изделием в количестве 1 шт. в соответствии со спецификацией (приложение N 1) по цене 896 818, 42 рублей.
Поскольку истцом самостоятельно приобретено техническое средство реабилитации, рекомендованное ИПРА, соответствующее номеру вида технического средства реабилитации согласно классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденной Приказом Минтруда России от 13 февраля 2018 года N 86н, имеющее функциональные характеристики, определенные актом медико-технической комиссии АО "Московское протезно-ортопедическое предприятие" от 02 ноября 2022 года в целях получения должного эффекта от реабилитации, выводы судов о компенсации истцу стоимости самостоятельно приобретенного ею протеза являются обоснованными.
Кроме того, наименование приобретенного истцом протеза ((8-07-09) протез голени модульный, в том числе при недоразвитии) соответствует показателям протеза, рекомендованного ей в ИПРА.
Иных доводов, опровергающих выводы судов, либо ставящих под сомнение законность и обоснованность таких выводов, в кассационной жалобе не приведено.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы ответчика.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 09 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 26 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи О.И.Никонова
С.М.Тарасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.