Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гаиткуловой Ф.С, судей Рипка А.С, Назейкиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-614/2022 по иску прокурора Кировского района г.Самары к Администрации городского округа Самара, Департаменту градостроительства городского округа Самара в порядке ст. 45 ГПК РФ, по кассационной жалобе представителя ответчика Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 19 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Назейкиной Н.А, объяснения представителя ответчика Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара Моряковой Е.М, действующей на основании доверенности N103/2-07-00-01/711 от 30 января 2024 года и диплома о высшем образовании серии N, в поддержание доводов жалобы, возражения на жалобу прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трофимова А.А, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кировского района г.Самары обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации городского округа Самара, Департаменту градостроительства городского округа Самара о возложении обязанности обеспечить установку уличного наружного стационарного освещения.
Решением Ленинского районного суда г.Самары от 28 апреля 2022 года заявленные исковые требования удовлетворены, Департамент градостроительства городского округа Самара обязан обеспечить установку уличного наружного стационарного освещения по адресу: "адрес" в соответствии с п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, п. 6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017. Администрация городского округа Самара обязана установить утраченный дорожный знак по адресу: "адрес" "А" в соответствии с п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017, п. 5.6.30 ГОСТ Р 52289-2019; нанести горизонтальную разметку 1.14.1 по адресу: "адрес" соответствии с п. 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2019, п. 6.3 ГОСТ Р 50597-2017; устранить отклонения по вертикале проезжей части относительно верха головки рельсов трамвайных путей, а также устранить неровности покрытия междурельсового пространства по адресу: "адрес" на пересечении с "адрес" в соответствии с таблицей N 5.3, п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
В процессе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции прокурор исковые требования уточнил.
11 октября 2022 года в суд апелляционной инстанции поступило уточненное исковое заявление, в котором истец просил признать незаконным бездействие Администрации городского округа Самара и Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара в приведении дорожного покрытия в надлежащее техническое состояние в соответствие с требованиями государственных стандартов; обязать Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара обустроить уличное наружное стационарное освещение по адресу: "адрес" от "адрес" до "адрес"; обязать Администрацию городского округа Самара восстановить утраченный дорожный знак по адресу: "адрес" "А"; обязать Администрацию городского округа Самара нанести горизонтальную разметку 1.14.1 по адресу: "адрес"; обязать Администрацию городского округа Самара устранить отклонения по вертикали проезжей части относительно верха головки рельсов трамвайных путей, а также устранить неровности покрытия межрельсового пространства по адресу: "адрес" на пересечении с "адрес".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 20 октября 2022 года решение Ленинского районного суда г.Самары от 28 апреля 2022 года отменено. Исковые требования прокурора Кировского района г.Самары в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Самара, Департаменту городского хозяйства и экологии городского округа Самара удовлетворены частично; на Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара возложена обязанность обустроить уличное наружное стационарное освещение по адресу: "адрес"; на Администрацию городского округа Самара возложена обязанность восстановить утраченный дорожный знак по адресу: "адрес" "А"; на Администрацию городского округа Самара возложена обязанность нанести горизонтальную разметку 1.14.1 по адресу: "адрес"; на Администрацию городского округа Самара возложена обязанность устранить отклонения по вертикали проезжей части относительно верха головки рельсов трамвайных путей, а также устранить неровности покрытия межрельсового пространства по адресу: "адрес". В удовлетворении исковых требований в остальной части, а также требований к Департаменту градостроительства городского округа Самара отказано.
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 03 апреля 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 20 октября 2022 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела в заседании суда апелляционной инстанции от 03 августа 2023 года судом апелляционной инстанции в протокольной форме к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара.
14 сентября 2023 года в суд апелляционной инстанции поступило уточненное исковое заявление, в котором истец просил обязать Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара обустроить уличное наружное стационарное освещение по адресу: "адрес" (от "адрес" до "адрес") в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" не позднее шести месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 19 октября 2023 года решение Ленинского районного суда г.Самары от 28 апреля 2022 года отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования прокурора "адрес" в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара удовлетворены, на Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара возложена обязанность по обустройству уличного наружного стационарного освещения по адресу: "адрес" (от "адрес" до "адрес") в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" в течение шести месяцев со дня постановления апелляционного определения.
В кассационной жалобе ответчик Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 19 октября 2023 года, считая его незаконным.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 года N262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены оспариваемого судебного постановления.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, в адрес прокурора города Самары от ГУ МВД России по Самарской области поступило сообщение об устранении нарушений, согласно которого на территории Кировского района г.Самары на улице пр.Карла Маркса от Ракитовского шоссе до ул.Алма-Атинская складывается неблагоприятная обстановка. Так, 23 августа 2021 года произошло дорожно-транспортное происшествие - наезд на пешехода, в результате которого погиб пешеход. В ходе изучения дорожных условий в месте совершения ДТП выявлены недостатки в обустройстве улично-дорожной сети, такие как отсутствие электрического освещения, что противоречит требованиям п.6.4 ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р52289-2019, ГОСТ Р 52766-2007, Свода Правил 42.13330.2016 "Градостроительство". Планировка и застройка городских и сельских поселений".
Согласно информации Отдела ГИБДД, У МВД России по г.Самаре от 18 августа 2021 года, поступившей из прокуратуры г.Самары, на территории Кировского района г.Самары на ул.Ташкентской в районе дома 96 "А" 09 мая 2021 года произошло ДТП - наезд на пешехода. На месте совершения ДТП ОГИБДД У МВД России по г.Самаре выявлены недостатки в обустройстве улично-дорожной сети, такие как отсутствие дорожных знаков 5.19.1/2, обязанность установки данных дорожных знаков определена требованиями ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ 52289-2019.
Согласно информации Отдела ГИБДД У МВД России по г.Самаре от 17 августа 2021 года, поступившей из прокуратуры г.Самары, на территории Кировского района г.Самары на ул.Товарная в районе дома 8 - 24 мая 2021 года произошло ДТП - наезд на препятствие. На месте совершения ДТП ОГИБДД У МВД России по г.Самаре выявлены недостатки в обустройстве улично-дорожной сети, такие как отсутствие, плохая различимость горизонтальной дорожной разметки, что противоречит требованиям ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ 52289-2019.
Согласно информации Отдела ГИБДД У МВД России по г.Самаре от 25 августа 2021 года, поступившей из прокуратуры г.Самары, на территории Кировского района г.Самары на ул.Стара-Загора, пересечение с ул.Ташкентской 13 июля 2021 года произошло ДТП - столкновение, в результате которого один человек получил ранения различной тяжести. На месте совершения ДТП ОГИБДД У МВД России по г.Самаре выявлены недостатки в обустройстве улично-дорожной сети, такие как дефекты дорожного покрытия в виде отклонения головки рельса трамвайных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно покрытия более чем на 2, 0 см, превышающие установленные ГОСТ Р 50597-2017 параметры.
ГУ МВД России по Самарской области направило главе Администрации г.о.Самара представление на устранение причин и условий, сопутствующих реализации преступлений и административных правонарушений.
09 июня 2020 года Администрация городского округа Самара, рассмотрев представление ГУ МВД России по Самарской области, сообщила, что Департаменту градостроительства городского округа Самара дано поручение на разработку в 2020 году проектно-сметной документации на строительство сетей уличного освещения.
22 июня 2020 года Департамент градостроительства городского округа Самара в свою очередь направило в адрес ГИБДД по г.Самаре письмо, в котором сообщило, что Департамент осуществляет проектирование, строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, предусмотренных решениями Думы городского округа Самара и соответствующими муниципальными программами г.о.Самары.
В настоящий момент действующими муниципальными программами и бюджетом г.о.Самара на 2020 год и плановый период 2021-2022 годы мероприятия по устройству сетей наружного освещения не предусмотрены. Департамент прорабатывает вопрос включения устройства указанных сетей наружного освещения в перечень мероприятий в рамках реализации муниципальной программы г.о.Самара "Поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории г.о.Самара" на 2015-2024 годы.
Из материалов дела следует, что 02 июля 2021 года между Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара и ООО "Кедр-1" заключен муниципальный контракт N27-МЗ/21, в соответствии с которым подрядчик обязуется собственными силами или привлеченными силами, в соответствии с заданием и условиями контракта выполнить работы по обеспечению эксплуатационного состояния автомобильных дорог, пешеходных зон и элементов их обустройства на территории Кировского района. Указанным контрактом виды работ как: обустройство улично-дорожной сети электрическим освещением; нанесение горизонтальной дорожной разметки; работы по ремонту рельсов трамвайных путей, не предусмотрены.
В ходе проверки прокуратурой района совместно с сотрудниками Отдела ГИБДД Управления МВД России по городу Самаре 13 сентября 2023 года установлено, что нарушения в части восстановления утраченного дорожного знака по адресу: "адрес" А, не нанесения горизонтальной разметки 1.14.1 по адресу: "адрес", отклонения по вертикали проезжей части относительно верха головки рельсов трамвайных путей, неровности покрытия межрельсового пространства по адресу: "адрес") устранены.
Вместе с тем, до настоящего времени нарушения ГОСТ Р 52766-2007, Свода Правил 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", ГОСТ Р 50597-2017 в части обустройства уличного наружного стационарного освещения по "адрес") не устранены.
Суд апелляционной инстанции, перейдя к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции без учета особенностей главы 39 ГПК РФ, проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исследовав обстоятельства по делу, проанализировав представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 08 ноября 2007 года N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Положения "О Департаменте городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара", утвержденного решением Думы городского округа Самара от 17 сентября 2015 года N681, признав надлежащим ответчиком по делу Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения уточненных исковых требований, поскольку указанные в исковом заявлении недостатки до настоящего времени не устранены, что создает угрозу безопасности дорожного движения, жизни, здоровья и имущества населения городского округа Самара.
Суд кассационной инстанции соглашается с изложенными выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, являлись предметом рассмотрения судов, по существу направлены на переоценку исследованных судом доказательств и обстоятельств, установленных на основании этой оценки. Между тем, кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела, а также переоценивать доказательства, исследованные судами.
Несогласие с выводами суда в связи с иной оценкой доказательств в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены судебного постановления в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 19 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.