Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Алиева А. М. на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 12 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 16 ноября 2023 г. по административному делу N 3а-158/2023 по административному исковому заявлению Алиева А. М. об оспаривании нормативного правового акта в части.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений, выслушав объяснения Алиева А.М, его представителя Магомедова А.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя Народного Собрания Республики Дагестан Мусаева Б.З, представителя Главы Республики Дагестан Фатуллаева А.А, возражавших против кассационной жалобы, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Колячкину И.В, полагавшую кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
8 апреля 2008 г. Народным Собранием Республики Дагестан принят Закон Республики Дагестан N 18 "О государственных должностях Республики Дагестан" (далее также - Закон от 8 апреля 2008 г. N 18), опубликованный 11 апреля 2008 г. в печатном издании "Дагестанская правда" N 106, а также 15 апреля 2008 г. в журнале "Собрание законодательства Республики Дагестан" N 7, ст. 234.
В части 11 статьи 15 Закона от 8 апреля 2008 г. N 18 установлено, что размер ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственную должность Республики Дагестан, пересчитывается с соблюдением правил, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, при увеличении в установленном порядке ежемесячного денежного поощрения по соответствующей государственной должности Республики Дагестан.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 статьи 5 Закона Республики Дагестан от 24 июня 2022 г. N 49 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Дагестан" (далее также - Закон от 24 июня 2022 г. N 49), опубликованного 24 июня 2022 г. на официальном интернет-портале правовой информации Республики Дагестан http://pravo.e-dag.ru, 30 июня 2022 г. в печатном издании "Дагестанская правда", N 174, 1 июля 2022 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru за N 0500202207010019, вышеприведенное положение признано утратившим силу.
В статье 9 названного закона указано, что он вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июня 2022 г. (пункт 1). Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что размеры ежемесячных доплат к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Дагестан, пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Дагестан, и дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан за особые заслуги перед Республикой Дагестан, назначенные на день вступления настоящего Закона в силу, не пересчитываются.
Алиев А.М, являясь с 2017 г. получателем пенсии по старости и доплаты к страховой пенсии, как лицо, замещавшее государственную должность Республики Дагестан на постоянной основе, обратился в суд с требованием о признании недействующими вышеуказанных положений Закона Республики Дагестан от 24 июня 2022 г. N 49 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Дагестан", ссылаясь на то, что утратившие силу положения части 11 статьи 15 Закона от 8 апреля 2008 г. N 18 предусматривали перерасчет доплаты к страховой пенсии при повышении в установленном порядке ежемесячного денежного вознаграждения (поощрения) по соответствующей государственной должности Республики Дагестан, соответственно отмена перерасчета ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости нарушает его права и законные интересы как получателя доплаты к страховой пенсии по старости и в нарушение положений статьи 19 Конституции Российской Федерации ставит его в неравное положение с лицами, замещавшими аналогичную государственную должность при одинаковом с ним стаже работы, которым такая доплата будет назначена после 1 июня 2022 г, а также противоречат закрепленному в статье 55 Конституции Российской Федерации конституционному запрету издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 12 июля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 16 ноября 2023 г, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 22 января 2024 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 1 февраля 2024 г, Алиев А.М. просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и норм процессуального права.
Относительно доводов кассационной жалобы Народным Собранием Республики Дагестан представлены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений, выслушав объяснения Алиева А.М, его представителя Магомедова А.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя Народного Собрания Республики Дагестан Мусаева Б.З, представителя Главы Республики Дагестан Фатуллаева А.А, возражавших против кассационной жалобы, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Колячкину И.В, полагавшую кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Колячкину И.В, полагавшую кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами не допущены.
При разрешении дела суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в установленном порядке уполномоченным органом, с соблюдением порядка их принятия и опубликования.
Проверяя соответствие содержания оспариваемых положений Закона Республики Дагестан от 8 апреля 2008 г..N 18 "О государственных должностях Республики Дагестан", в редакции Закона Республики Дагестан от 24 июня 2022 г..N 49 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Дагестан", нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и отклоняя заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что положением пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, при этом право субъектов Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов закреплено в пункте 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г..N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", действовавшей в редакции на дату принятия оспариваемого Закона; таким образом, Народное Собрание Республики Дагестан, реализуя свои дискреционные полномочия, приняло Закон Республики Дагестан "О государственных должностях Республики Дагестан", где закрепило основания возникновения права на ежемесячную доплату к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Дагестан, а также порядок ее назначения и выплаты (статья 15 Закона от 8 апреля 2008 г..N 18), установленная ежемесячная доплата к пенсии за выслугу лет выплачивается дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования страховым пенсиям, в этой связи пришел к правильному выводу о том, что изменение с учетом бюджетных возможностей Республики Дагестан правил исчисления таких пенсий и их размера, не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и
ухудшающее положение лиц, замещавших государственные должности, так как сами вышеуказанные ежемесячные доплаты сохранены, и оспариваемое нормативное регулирование не привело к уменьшению размеров ежемесячных доплат, установленных до вступления в силу оспариваемого закона.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводами судов первой и апелляционной инстанций и мотивами принятого решения, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Как правильно установили суды, административный истец Алиев А.М, как лицо до 6 декабря 2016 г. замещавшее государственную должность - заместителя председателя Избирательной комиссии Республики Дагестан, является получателем пенсии по старости и ежемесячной доплаты к пенсии.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона от 8 апреля 2008 г. N 18 государственная должность Республики Дагестан - должность, устанавливаемая Конституцией Республики Дагестан и законами Республики Дагестан для непосредственного исполнения полномочий государственных органов Республики Дагестан.
Должность заместителя председателя Избирательной комиссии Республики Дагестан отнесена к государственным должностям Республики Дагестан (пункт 2 статьи 2 Закона от 8 апреля 2008 г. N 18).
Пункт 11 статьи 15 Закона от 8 апреля 2008 г. N 18, признанный утратившим силу Законом Республики Дагестан от 24 июня 2022 г. N 49, предусматривал, что размер ежемесячной доплаты к пенсии пересчитывается с соблюдением правил, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, при увеличении в установленном порядке ежемесячного денежного поощрения по соответствующей государственной должности Республики Дагестан.
Пунктом 2 статьи 9 Закона от 24 июня 2022 г. N 49 предусмотрено, что размеры ежемесячных доплат к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Дагестан, пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Дагестан, и дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан за особые заслуги перед Республикой Дагестан, назначенные на день вступления настоящего Закона в силу, не пересчитываются.
Отклоняя приведенные административным истцом доводы, суды приняли во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 15 января 2008 г. N 107-О-О, от 2 апреля 2009 г. N 473-О-О, от 3 февраля 2010 г. N 150-О-О и др, о том, что рассматривая вопрос о правовой природе ежемесячных доплат к пенсии лицам, замещавшим государственные должности субъектов Российской Федерации, такого рода доплаты к пенсии являются дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях; а также положения статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, с учетом этого пришли к правильному выводу о том, что финансовое обеспечение деятельности лица, замещающего государственную должность Республики Дагестан, в том числе финансовое обеспечение государственных гарантий, предусмотренных указанным Законом для данных лиц, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, следовательно, Народное Собрание Республики Дагестан вправе было принимать нормативные правовые акты, регламентирующие порядок установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты лицам, замещавшим государственные должности Республики Дагестан, исходя из финансовых возможностей бюджета и общих принципов пенсионного обеспечения, установленных федеральным законодательством, соблюдая баланс частных и публичных интересов, в том числе социально-экономического положения и вправе вводить новое правовое регулирование относительно упомянутых выплат, определяя и изменяя условия их назначения, как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Вышеприведенные выводы судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции признает правильными, кроме того, как верно указано судами, ежемесячные доплаты к пенсии сохранены, и принятие оспариваемых норм не привело к уменьшению размеров ежемесячных доплат, установленных до вступления в силу оспариваемого закона, в связи с чем оспариваемые положения норм не нарушает право административного истца на пенсионное обеспечение и не может быть признанны ухудшающими положение лиц, замещавших государственные должности.
Изложенные в кассационной жалобе доводы, в том числе ссылка на нарушения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и мотивированно отклонены, выводов судов не опровергают, основаны на ином толковании законодательства, применимого к спорным правоотношениям.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает принятые судебные акты вынесенными в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Оснований, предусмотренных законом для их отмены в кассационном порядке, в том числе по доводам жалобы, не имеется, поскольку доводы кассационной жалобы фактически основаны на переоценке выводов судов, не влияют на обоснованность и законность судебных актов судов первой и апелляционной инстанций, не опровергают выводы судов и не могут служить основанием для отмены состоявшихся судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 12 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 16 ноября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Алиева А. М. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 февраля 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.