Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составепредседательствующего Фахретдиновой Р.Ф., судей Белоусовой Ю.К., Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гудиева В.М.
на решение Советского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания от 01.08.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РСО-Алания от 08.11.2023
по административному делу по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы России по РСО-Алания к Гудиева В.М. о взыскании недоимки по уплате обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
УФНС России по РСО-Алания обратилось в суд с административным исковым заявлением к Гудиева В.М. задолженности перед бюджетом в общем размере 39 789, 59 руб, а именно штрафа по налогу на доходы физических лиц, полученных им как адвокатом, в размере 1 000 руб, страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 г. в размере 6 884 руб, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 г. в размере 29 354 руб, налога на имущество физических лиц за 2018 г. в размере 1 415 руб. и пени в размере 14, 9 руб, транспортному налогу за 2018 г. в размере 1 110 руб. и исчисленных пеней в размере 11, 69 руб.
Решением Советского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания от 01.08.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РСО-Алания от 08.11.2023, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с постановленными судебными актами, административный ответчик обжаловал их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене, как принятых с нарушением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, поскольку в отношении взыскания налоговых обязательств истекли сроки исковой давности, в отношении уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у него обязанность по их уплате, как у военного пенсионера отсутствует с 01.01.2021, при исчислении уплаты налогов не учли имеющиеся у него, как у пенсионера прокуратуры, льготы по освобождению от их уплаты, пропущен 6 месячный срок для общения в суд и отсутствовало ходатайство о его восстановлении, кроме того, судом первой инстанции допущено нарушение процессуальных сроков при рассмотрении дела.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 01.04.2024.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Из представленных доказательств усматривается, что административный ответчик состоит на налоговом учете, является плательщиком налогов, в том числе НДФЛ, имущественного и транспортного.
Кроме того, является пенсионером органов прокуратуры, получает пенсию по выслуге лет и на него распространяются положения Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", имеет статус адвоката, в связи с чем состоит на учете в налоговых органах по месту регистрации и являлся плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, а также с учетом внесенных в законодательство изменений ранее и на обязательное пенсионное страхование.
Сведения об объектах налогообложения предоставляются налоговым органам соответствующими регистрирующими органами.
Уплате налога для физических лиц предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога, при этом налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (статья 52 Кодекса).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При выявлении недоимки по страховым взносам и налоговым обязательствам налоговым органом плательщику направляется требование, в котором, в том числе, указываются сведения о сумме недоимки и размере пеней (пункты 4, 8 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии статьей 75 Налогового кодекса за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах, дня уплаты налога начисляется пеня.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (часть 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации). Согласно абзацу первому пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано физическому лицу лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма, при направлении через личный кабинет считается полученным на следующий день.
Требование должно быть исполнено, то есть имеющаяся задолженность, в том числе пени, должна быть погашена в полном объеме, в течение восьми дней с даты получения указанного требования. При этом в требовании может быть предусмотрен более продолжительный период времени, тогда задолженность погашается в указанный срок (абзац 4 пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
При неисполнении налоговой обязанности налоговый орган принимает меры по его взысканию в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, путем обращения в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации). Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд, в том числе, проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как следует из представленных налоговым органом доказательств и установлено судами, налоговым органом в отношении недоимки, являющейся предметом спора в адрес административного ответчика направлялись соответствующие налоговые уведомления и требования об уплате налогов, которые исполнены не были, что послужило основанием для обращения с заявлением к мировому судье о взыскании обязательств, являющихся предметом спора по настоящему делу, заявление было удовлетворено, 30.06.2020 мировым судьей вынесен судебный приказ, который определением мирового судьи на основании поступивших возражений должника, определением от 01.09.2021 отменен.
Отмена судебного приказа послужила основание для обращения налогового органа в суд с настоящим заявлением 24.02.2022.
Из материалов дела следует и установлено судами, что налоговым органом в отношении рассматриваемой недоимки по уплате страховых взносов на медицинское и пенсионное страхование, а также налогов принимались надлежащие меры по взысканию задолженности и в установленном законом порядке, процедура направления налогового уведомления и требования, принудительного взыскания налоговой недоимки, а также сроки обращения в суд налоговым органом соблюдены.
Доводы кассационной жалобы об обратном являются необоснованными.
Предусмотренные частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства судами установлены, наличие и размер задолженности налоговых обязательств по пеням подтверждается представленными доказательствами.
У суда первой инстанции имелись предусмотренные законом основания для удовлетворения требований налогового органа. Доказательств отсутствия задолженности по уплате данных обязательств, доказательств их уплаты, административным ответчиком судебным инстанциям не представлено, тогда как в соответствии со статьей 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Доводы кассационной жалобы об истечении сроков исковой давности налоговых обязательств являются необоснованными, поскольку к данным правоотношениям установленные гражданским законодательством сроки исковой давности применению не подлежат, подлежат применению специальные сроки, установленные налоговым законодательством, связанные с последовательностью соответствующей процедуры формирования налоговой базы и принудительного взыскания обязательных платежей и санкций в случае отсутствия факта их добровольной уплаты, которые по настоящему делу налоговым органом были соблюдены.
Доводы кассационной жалобы относительно подачи в налоговый орган заявления об отнесении административного ответчика к военным пенсионером в связи с чем он имеет льготу по уплате налогов, оставленным без внимания налоговым органом, а также судами, являются необоснованными, поскольку доказательства обращения административного ответчика в налоговый орган с заявлением в предусмотренной форме в материалах дела отсутствуют.
Адвокаты, получающие пенсии за выслугу лет не являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 2021 г, тогда как по настоящему делу предметом взыскания по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование выступал 2019 г, что указывает о несостоятельности доводов кассационной жалобы в указанной части.
По настоящему делу судами дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, принятые судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и влекут отмену судебных актов, допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их отмены или изменения, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания от 01.08.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РСО-Алания от 08.11.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Гудиева В.М. без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф.Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20.03.2024.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.