Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации города Ессентуки Ставропольского края, Ибрагимовой М. З. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 7 декабря 2023 г, по административному делу N 2а-1642/2023 по административному исковому заявлению Ибрагимовой М. З. к администрации города Ессентуки Ставропольского края о признании незаконным постановления о признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Ибрагимовой М.З. по доверенности Ахмедова А.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы административного истца и возражавшего против жалобы административного ответчика, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ибрагимова М.З. обратилась в суд с административным иском к администрации города Ессентуки Ставропольского края (далее также - администрация) о признании незаконным постановления о признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях, возложении обязанности.
В обоснование своих требований указала, что постановлением администрации города Ессентуки 21 декабря 2022 г. N 2817 ее семья с двумя детьми признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако семья не была включена в список очередности получения помощи от государства по программе поддержки молодых семей в связи с предоставлением ранее ее отцу сертификата как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, постановлением от 12 апреля 2023 г. N 411 вышеуказанное постановление отменено, просит признать незаконным указанное постановление в части отказа в принятии ее семьи из трех человек в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; признать ее составом семьи из трех человек нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 г. N 889), возложить на администрацию обязанность включить в список очередности участия в программе "Молодая семья" с даты обращения истца и членов ее семьи.
Решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 27 июня 2023 г, в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 7 декабря 2023 г. решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 27 июня 2023 г. отменено, по делу принято новое решение, которым административный иск Ибрагимовой М.З. удовлетворен частично. Признано незаконным постановление администрации г. Ессентуки Ставропольского края от 12 апреля 2023 г. N 411 "Об отмене постановлений администрации г. Ессентуки от 21 декабря 2022 г. N 2817 "О признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях", от 12 января 2023 г. N 4 "О признании молодой семьи участником мероприятия ведомственной целевой программы" в части отказа в признании молодой семьи Ибрагимовой М.З, 10 мая 1994 года рождения, с составом семьи из трех человек в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (отмены с даты принятия постановления администрации г. Ессентуки Ставропольского края от 21 декабря 2022 г. N 2817 "О признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях", от 12 января 2023 г. N 4 "О признании молодой семьи участником мероприятия ведомственной целевой программы"), в остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 26 января 2024 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 1 февраля 2024 г, администрация просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на то, что ранее 11 декабря 2012 г. был оформлен и выдан сертификат отцу административного истца по категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненных к ним лиц, в Республике Дагестан на семью в составе семи человек, в том числе административному истцу, в последующем сертификат реализован и в 2016 г. приобретенное жилье реализовано по договору купли-продажи, таким образом, выдача отцу административного истца Ибрагимову З.А. жилищного сертификата является одной из форм государственной финансовой поддержки, реализованной административным истцом в составе семьи отца.
В своей кассационной жалобе Ибрагимова М.З. выражает несогласие с апелляционным определением в части отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Ибрагимовой М.З. по доверенности Ахмедова А.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы административного истца и возражавшего против жалобы административного ответчика, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судом апелляционной инстанции не допущены.
Судами установлено, из материалов дела следует, что Ибрагимова М.З, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в составе семьи: дочь - Ахмедова Д.А, "данные изъяты" года рождения, сын - Ахмедов Х.А, "данные изъяты" года рождения, проживающих на основании договора о безвозмездном предоставлении жилого помещения квартиры от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: "адрес", постановлением администрации города Ессентуки Ставропольского края от 21 декабря 2021 г. N 2817 признана нуждающейся в жилых помещениях для участия в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг".
Постановлением администрации от 12 апреля 2023 г. N 411 отменены постановления администрации города Ессентуки Ставропольского края от 21 декабря 2022 г. N 2817 "О признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях", от 12 января 2023 г. N 4 "О признании молодой семьи участником мероприятия ведомственной целевой программы".
Ибрагимовой М.З. 14 апреля 2023 г. направлено уведомление об исключении ее из списка молодых семей в связи с наличием сведений о том, что ее отцу Ибрагимову З.А. 11 декабря 2012 г. Правительством Республики Дагестан оформлен и выдан государственный жилищный сертификат серии МЧ N на состав семьи из семи человек, в том числе и на дочь - Ибрагимову М.З, данный сертификат реализован 14 марта 2013 г. Ибрагимовым З.А. и членами его семьи, приобретено и оформлено в совместную долевую собственность (по 1/7 доли каждому) жилое помещение в г. Избербаш Республики Дагестан, право собственности на которое прекращено 20 мая 2016 г. на основании договора купли-продажи.
Полагая вышеуказанное постановление администрации незаконным, нарушающим права ее семьи на участие и получение жилья по указанной программе, административный истец обратилась с настоящим административным иском в суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции, исходил из того, что согласно письму министерства строительства и архитектуры Ставропольского края Ибрагимова М.З. в составе семьи отца Ибрагимова З.А. получила социальную выплату из федерального бюджета посредством получения государственного жилищного сертификата по категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и приравненных к ним лиц, в Республике Дагестан, а также письму ФКУ "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" о реализации ранее Ибрагимовой М.З. в составе семьи отца права на обеспечение жилым помещением путем предоставления специальной выплаты из федерального бюджета для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется сертификатом, тем самым, Ибрагимова М.З. обеспечивалась государственным жилищным сертификатом в составе семьи своего отца на момент подачи документов в администрацию скрыла факт выдачи указанного, что явилось основанием для вывода суда об отклонении заявленных Ибрагимовой М.З. требований.
Суд апелляционной инстанции, не соглашаясь с выводом суда первой инстанции, отменяя принятое решение и удовлетворяя требования административного истца частично, сочла выводы, изложенные в решении суда, не соответствующими обстоятельствам административного дела и сделанными при неправильном применении норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, при этом, руководствуясь конституционными положениями, закрепляющими право каждого на жилище, проанализировав нормы, закрепленные в пунктах 1, 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, частях 3 и 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункте 2 Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 N 2403-р, пунктах 6, 7, 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г..N 1050, правильно исходила из того, что при принятии на учет семья административного истца соответствовала требованиям для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, имела статус молодая семья и нуждалась в жилье.
Относительно реализации права на улучшение жилищных условий с использованием государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, связанным с участием в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", суд апелляционной инстанции верно указал, что эти обстоятельства не являлись основанием к отказу в постановке Ибрагимовой М.З. на жилищный учет в качестве нуждающейся в составе семьи из трех человек (ее и двоих несовершеннолетних детей), при этом правильно отмечено, что при определении уровня обеспеченности молодой семьи общей площадью жилого помещения, учитывается суммарный размер общей площади пригодных для проживания жилых помещений, в которых проживает молодая семья, состоящая из молодых супругов и их несовершеннолетних детей, а также иных жилых помещений, которыми владеют только члены молодой семьи.
В данном случае, исходя из положений вышеприведенных норм препятствий для получения молодой семьей социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, а именно, получение такой молодой семьей за счет средств федерального бюджета аналогичных по своей правовой природе социальных выплат, материалами дела не установлено, непосредственно молодой семье Ибрагимовой М.З, состоящей из трех человек, социальная выплата не предоставлялась, право на улучшение жилищных условий использовано отцом административного истца как участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 2012 году и не являющимся членом молодой семьи, что не может рассматриваться в качестве формы государственной поддержки граждан по улучшению жилищных условий, которая ограничивает право молодой семьи участвовать в иной программе, и не является основанием для отказа в предоставлении молодой семье Ибрагимовой М.З. государственной поддержки в рамках иных программ.
С учетом изложенного, а также неподтверждения материалами дела обстоятельств предоставления бывшим супругом Ибрагмовой М.З. - Ахмедовым А.А. квартиры административному истцу для проживания, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности заявленных административным истцом требований и обоснованно признал незаконным постановление администрации г. Ессентуки Ставропольского края от 12 апреля 2023 г. N 411 "Об отмене постановлений администрации г. Ессентуки от 21 декабря 2022 г. N 2817 "О признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях", от 12 января 2023 г. N 4 "О признании молодой семьи участником мероприятия ведомственной целевой программы" в части отказа в признании молодой семьи Ибрагимовой М.З, 10 мая 1994 года рождения, с составом семьи из трех человек в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (отмены с даты принятия постановления администрации г. Ессентуки Ставропольского края от 21 декабря 2022 г. N 2817 "О признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях", от 12 января 2023 г. N 4 "О признании молодой семьи участником мероприятия ведомственной целевой программы").
Отказывая в удовлетворении требований Ибрагимовой М.З. о признании ее семьи из трех человек нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в Федеральной целевой программе и возложении обязанности на администрацию г. Ессентуки Ставропольского края включить в список очерёдности участия в программе с даты обращения, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснений, содержащихся в абзаце 5 пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 г. N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", согласно которым суд вправе ограничиться признанием оспоренного решения незаконным без возложения на наделенные публичными полномочиями орган или лицо определенных обязанностей в случае, когда путем такого признания достигается защита нарушенного права, свободы, законного интереса, исходил из того, что факт признания незаконным постановления администрации г. Ессентуки Ставропольского края от 12 апреля 2023 г. N 411 "Об отмене постановлений администрации г. Ессентуки от 21 декабря 2022 г. N 2817 "О признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях", от 12 января 2023 г. N 4 "О признании молодой семьи участником мероприятия ведомственной целевой программы" восстанавливает действие ранее принятых в отношении административного истца постановлений администрации г. Ессентуки от 21 декабря 2022 г. N 2817 "О признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях", от 12 января 2023 г. N 4 "О признании молодой семьи участником мероприятия ведомственной целевой программы", следовательно, дополнительно возлагать на административного ответчика такую обязанность не требуется.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводом суда апелляционной инстанции, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы администрации, в том числе отсутствие необходимых для признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также доводы жалобы Ибрагимовой М.З. в части отказа в удовлетворении заявленных ею требований, были предметом изучения суда апелляционной инстанции, направлены на оспаривание обоснованности этих выводов об установленных обстоятельствах и не могут служить основаниями для отмены состоявшегося по делу судебного акта, поскольку суд кассационной инстанции правом устанавливать новые обстоятельства или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судами, а также правом переоценки доказательств не наделен.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает обжалуемый судебный акт вынесенным в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований, предусмотренных законом для его отмены в кассационном порядке, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 7 декабря 2023 г. оставить без изменения, кассационные жалобы администрации города Ессентуки Ставропольского края, Ибрагимовой М. З. - без удовлетворения.
Приостановление исполнения судебного акта отменить.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 февраля 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.