Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусова Ю.К., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства кассационную жалобу Натова З.М. на решение Баксанского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.03.2023 и апелляционное определение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.08.2023 по административному делу по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике к Натову З.М. о взыскании недоимки по обязательным платежам,
УСТАНОВИЛА:
УФНС России по КБР обратилось в суд с административным иском о взыскании с Натова З.М. не доимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды 2020, 2021 г.г. в размере 6 737, 83 руб. и пени в размере 17, 18 руб.; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2020, 2021 г.г. в размере 31 525, 82 руб. и пени в размере 80, 39 руб.; транспортному налогу за 2019, 2020 г.г. в размере 1 540, 07 руб, всего на общую сумму 39 901, 29 рублей.
Заявленные требования мотивированы неисполнением налогоплательщиком налоговой обязанности по уплате указанных налогов и страховых взносов, несмотря на наличие объектов налогообложения, обязанности уплаты страховых взносов, как адвоката, направленные в его адрес налоговые уведомления и требования.
Решением Баксанского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.03.2023, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.08.2023, заявленные требования удовлетворены, дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Не согласившись с постановленными судебными актами, административный ответчик обжаловал их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене, как принятых с нарушением норм материального права, регулирующих вопросы уплаты налоговых обязательств и страховых взносов, в частности указывает, что взносы на обязательное медицинское и пенсионное страхование за 2020, а также по март 2021 им полностью оплачены, о чем им представлены доказательства; кроме того, он является ветераном боевых действий и освобожден от уплаты транспортного налога.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 05.02.2024, рассматривается судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 327.1 КАС РФ, 20.02.2024 в 15.10 час, стороны не явились, о рассмотрении кассационной жалобы извещены надлежащим образом, возражений не поступало.
Исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и оспариваемые судебные акты, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Из представленных доказательств усматривается, что административный ответчик состоит на налоговом учете, является плательщиком налогов, в том числе транспортного.
Кроме того, является пенсионером органов внутренних дел, получает пенсию по выслуге лет и на него распространяются положения Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", имеет статус адвоката, в связи с чем состоит на учете в налоговых органах по месту регистрации и являлся плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, а также ранее на пенсионное страхование.
Сведения об объектах налогообложения предоставляются налоговым органам соответствующими регистрирующими органами.
Уплате налога для физических лиц предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога, при этом налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (статья 52 Кодекса).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При выявлении недоимки по страховым взносам и налоговым обязательствам налоговым органом плательщику направляется требование, в котором, в том числе, указываются сведения о сумме недоимки и размере пеней (пункты 4, 8 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии статьей 75 Налогового кодекса за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах, дня уплаты налога начисляется пеня.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (часть 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации). Согласно абзацу первому пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано физическому лицу лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма, при направлении через личный кабинет считается полученным на следующий день.
Требование должно быть исполнено, то есть имеющаяся задолженность, в том числе пени, должна быть погашена в полном объеме, в течение восьми дней с даты получения указанного требования. При этом в требовании может быть предусмотрен более продолжительный период времени, тогда задолженность погашается в указанный срок (абзац 4 пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
При неисполнении налоговой обязанности налоговый орган применяет меры по его взысканию в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, путем обращения в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации). Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд, в том числе, проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как следует из представленных налоговым органом доказательств и установлено судами, налоговым органом в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности административного ответчика, в адрес последнего в отношении его налоговых обязательств по уплате транспортного налога за 2020-2021 г.г. были направлены налоговые уведомления N 30463243 от 03.08.2020 и N 491589971 от 01.09.2021.
В виду неисполнения обязанности по уплате указанных налогов в установленные законом сроки, налоговым органом в адрес административного ответчика направлены требования об уплате налогов N 2727, сформированное по состоянию на 08.02.2021 в которое включена неисполненная налоговая обязанность по уплате транспортного налога, а также выявленная недоимка по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2020 г, исчисленные пени. Требованием предложено уплатить задолженность в добровольном порядке до 19.03.2021.
Также налоговый орган выявил недоимку по уплате административным ответчиком страховых взносов за 2021 г. на обязательное медицинское и пенсионное страхование о чем было сформировано требование N 3157 от 20.01.2022 с указанием исчисленных пеней, предложено уплатить недоимку до 09.03.2022.
После истечения установленных в требовании сроков и их не исполнения в добровольном порядке административным ответчиком, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о взыскании налоговых обязательств, являющихся предметом спора по настоящему делу, заявление было удовлетворено, 08.07.2022 мировым судьей вынесен судебный приказ, который определением мирового судьи на основании поступивших возражений должника, определением от 19.07.2022 отменен.
Отмена судебного приказа послужила основание для обращения налогового органа в суд с настоящим заявлением 20.12.2022.
Из материалов дела следует и установлено судами, что налоговым органом в отношении недоимки по уплате страховых взносов на медицинское и пенсионное страхование, а также транспортного налога принимались надлежащие меры по взысканию задолженности и в установленном законом порядке, процедура направления налогового уведомления и требования, принудительного взыскания налоговой недоимки, а также сроки обращения в суд с настоящим административным иском налоговым органом соблюдены.
Предусмотренные частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства судами установлены, наличие и размер задолженности налоговых обязательств по пеням подтверждается представленными доказательствами.
У суда первой инстанции имелись предусмотренные законом основания для удовлетворения требований налогового органа. Доказательств отсутствия задолженности по уплате данных обязательств, доказательств их уплаты, административным ответчиком судебным инстанциям не представлено, тогда как в соответствии со статьей 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Доводы кассационной жалобы об отнесении административного ответчика к ветеранам боевых действий, в связи с чем он освобожден от уплаты транспортного налога являются необоснованными, поскольку предоставление такой предусмотренной с 09.05.2020 льготы налоговым органом носит заявительный характер, тогда как доказательств обращения административного ответчика в налоговый орган с заявлением по утвержденной приказом ФНС России от 14.11.2017 N ММВ-7-21/897@ форме, с приобщением документов не имеется, о чем отметил суд апелляционной инстанции в судебном акте.
Доводы кассационной жалобы об уплате страховых взносов в полном объеме являются необоснованными, поскольку такие доказательства судам предоставлены не были, тогда как судами административному ответчику было предоставлено в полном объеме реализовать свое право на защиту, в том числе с предоставлением соответствующих доказательств, которые адвокатом представлены не были. А представленные суду кассационной инстанции в соответствии с часть 3 статьи 329 КАС РФ оценке не подлежат и не являются основанием для отмены правильных судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в связи этим.
Равно судами обоснованно отмечено о взыскании с административного ответчика страховых взносов на пенсионное страхование за 2021 г.
Так, согласно положениям статьи 7 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" указанные лица имеют право на установление пенсии по их выбору, - за выслугу лет или пенсии по инвалидности, и страховой пенсии по старости.
К условиям назначения трудовой пенсии по старости, исходя из положений статьи 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", относятся: достижение определенного возраста (60 лет - для мужчин, 55 лет - для женщин), наличие не менее пяти лет страхового стажа.
Порядок финансового обеспечения выплаты трудовых пенсий (частей трудовой пенсии по старости) определяется Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьей 10 которого предусмотрено внесение застрахованным лицом сумм страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, при этом объект обложения страховыми взносами, база для начисления страховых взносов, суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов, порядок обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В связи с этим, у административного ответчика ранее имелась обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Федеральным законом от 30.12.2020 N 502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" статья 6 и статья 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" дополнены положениями в части исключения из числа страхователей и застрахованных лиц адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.
Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у адвокатов, получающих пенсию за выслугу лет или по инвалидности, в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", прекращается по истечении десяти дней после дня официального опубликования Федерального закона 30.12.2020 N 502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Таким образом, адвокаты, получающие пенсии за выслугу лет не являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 2021 г.
Федеральная налоговая служба в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2020 N 502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" 02.02.2021 издала письмо N БС-4-11/1183@, касающееся вопросов подачи в налоговый орган заявления о прекращении обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В Письме, в частности, указано, что Законом N 502-ФЗ статья 6 и статья 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательном пенсионном страховании) дополнены положениями в части исключения из числа страхователей и застрахованных лиц адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.12.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (абзац второй).
Для отнесения физического лица к пенсионеру, получающему пенсию за выслугу лет или по инвалидности, в соответствии с Законом N 4468-1 и в целях прекращения у адвоката обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ему необходимо обратиться в налоговый орган по месту жительства с заявлением о прекращении обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по рекомендуемой форме (КНД 1150118) с представлением копии пенсионного удостоверения (абзац шестой).
В случае, если в пенсионном удостоверении не указано, что пенсия за выслугу лет или по инвалидности назначена в соответствии с Законом N 4468-1, то дополнительно представляется справка из федерального ведомства, осуществляющего его пенсионное обеспечение, о подтверждении факта получения пенсии в соответствии с Законом N 4468-1 (абзац седьмой).
Указанное письмо решением Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.2001 по делу N АКПИ21-319 признано соответствующим действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений.
Таким образом для прекращения у военного пенсионера обязанности по уплате страховых взносов на пенсионное страхование он должен обратиться в налоговый орган с заявлением по форме КНД 1150118 с приложением копии пенсионного удостоверения, что административным ответчиком выполнено не было.
По настоящему делу судами дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, принятые судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их отмены или изменения, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 327.1 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Баксанского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.03.2023 и апелляционное определение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.08.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Натова З.М. без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Судья
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Ю.К. Белоусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.