Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от 23 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 12 октября 2023 г. по административному делу N 2а-1089/2023 по административному исковому заявлению Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры к Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Колячкину И.В, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском к Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее также - Росгидромет), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее также - ФГБУ "Северо-Кавказское УГМС") о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование своих требований указал на то, что в ходе проведенной Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки установлено, что на территории городского округа "город Каспийск" Республики Дагестан стационарные посты наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.3.01-86 "Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных мест" не установлены, по данному факту прокурором в адрес руководителя ФГБУ "Северо-Кавказское УГМС" 24 октября 2022 г. внесено представление об устранении нарушений закона, однако административным ответчиком соответствующие меры не приняты.
Решением Каспийского городского суда Республики Дагестан от 23 мая 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 12 октября 2023 г, административный иск прокурора удовлетворен. Признано незаконным бездействие Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федерального государственного бюджетного учреждения "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", выразившееся в неустановлении на территории города Каспийск стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в соответствии с ГОСТ 17.2.3.01-86 "Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных мест", на административных ответчиков возложена обязанность установить на территории города Каспийск стационарные посты наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в соответствии с указанным нормативным требованием.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 29 января 2024 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 6 февраля 2024 г, Росгидромет, ФГБУ "Северо-Кавказское УГМС" просят отменить судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение судами норм материального права, норм процессуального права.
Относительно доводов жалобы Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой поданы письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Представитель Росгидромет Заболотная О.Н. просит об отложении судебного заседания в связи с занятостью в другом процессе, однако судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает указанные обстоятельства не являются уважительной причиной для отложения судебного заседания суда кассационной инстанции и полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Колячкину И.В, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в области охраны атмосферного воздуха, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Дагестан, в ходе которой установлено, что на территории городского округа "город Каспийск" Республики Дагестан с численностью проживающего населения согласно официальным статистическим данным по состоянию на 1 января 2022 г. 123 988 человек стационарные посты наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.3.01-86 "Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов" не установлены, при этом число стационарных постов при численности населения 100-200 тыс. жителей, согласно вышеназванным требованиям, должно быть установлено не менее 2-3 поста, по данному факту прокурором в адрес руководителя ФГБУ "Северо-Кавказское УГМС" 24 октября 2022 г. внесено представление об устранении нарушений закона, однако административным ответчиком соответствующие меры не приняты.
Разрешая дело и удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, проанализировав положения норм, закрепленных в Федеральном законе от 4 мая 1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Федеральном законе от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе", Постановлении Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 477 "Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды", Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 372, установив, что численность проживающего населения в городском округе "город Каспийск" Республики Дагестан составляет 123 988 человек, однако требуемое в соответствии с ГОСТ 17.2.3.01-86 "Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов" не установлены число стационарных постов при численности населения N тыс. жителей не менее 2-3 поста, не установлено, признал требования прокурора обоснованными, поскольку указанное влияет на осуществление мониторинга окружающей среды, не позволяет своевременно выявить случаи загрязнения атмосферного воздуха, и, соответственно, принять меры к установлению причин такого загрязнения и их устранению.
Таким образом, суд правомерно признал заявленные требования подлежащими удовлетворению, с чем обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на совокупности исследованных при судебном разбирательстве доказательств, проверенных и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Правовые основы охраны атмосферного воздуха установлены Федеральным законом от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее также - Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ), который направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
В статьей 1 названного закона даны основные понятия, при этом мониторинг атмосферного воздуха определен как система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения.
В целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (часть 1 статьи 23 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ).
Согласно части 2 названной статьи закона государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, другими органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Организацию и осуществление государственного мониторинга в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 477 "Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды" обеспечивает Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации (пункт 3).
В соответствии с пунктом 4 названного постановления государственный мониторинг осуществляется на основе государственной системы наблюдений, включающей в себя стационарные и подвижные пункты наблюдений за состоянием окружающей среды.
Государственная система наблюдений включает в себя государственную наблюдательную сеть, формирование и функционирование которой обеспечивается Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также территориальные системы наблюдений за состоянием окружающей среды, формирование и обеспечение функционирования которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.
При формировании государственной системы наблюдений учитываются пункты и системы наблюдений за состоянием окружающей среды в районах расположения объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и владельцы которых в соответствии с федеральными законами осуществляют мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в зоне воздействия этих объектов (далее - локальные системы наблюдений).
Требования к проведению наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением определены приказом Минприроды России от 30 июля 2020 г. N 524, в соответствии с пунктом 121 которого наблюдения за загрязнением окружающей среды осуществляются государственной системой наблюдений, которая включает в себя государственную наблюдательную сеть, формирование и функционирование которой обеспечивает Росгидромет, а также территориальные системы наблюдений за состоянием окружающей среды, формирование и обеспечение функционирования которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке. В пункте 156 которого установлено, что количество стационарных пунктов наблюдений и их размещение определяется с учетом численности населения, площади населенного пункта и рельефа местности, а также развития промышленности, сети магистралей с интенсивным транспортным движением и их расположением по территории города, рассредоточенности мест массового отдыха и курортных зон. Количество стационарных пунктов наблюдений в зависимости от численности населения городского или сельского поселения устанавливается не менее: 1 - до 50 тыс. человек, 2 - от 50 до 100 тыс. человек, 3 - от 100 до 250 тыс. человек, 4 - от 250 до 500 тыс. человек, 7 - от 500 до 1 000 тыс. человек, 10 - более 1 000 тыс. человек (пункт 158).
Согласно требованиям ГОСТ 17.2.3.01-86 "Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов" стационарный пост наблюдения предназначен для обеспечения непрерывной регистрации содержания загрязняющих веществ или регулярного отбора проб воздуха для последующего анализа (пункт 1.2). Число постов и их размещение определяется с учетом численности населения, площади населенного пункта и рельефа местности, а также развития промышленности, сети магистралей с интенсивным транспортным движением и их расположением по территории города, рассредоточенности мест отдыха и курортных зон (пункт 2.5). Число стационарных постов в зависимости от численности населения устанавливается не менее: 1 пост - до 50 тысяч жителей, 2 поста - 100 тысяч жителей, 2 - 3 поста - 100 - 200 тысяч жителей, 3 - 5 постов - 200 - 500 тысяч жителей, 5 - 10 постов - более 500 тысяч жителей, 10 - 20 постов (стационарных и маршрутных) - более 1 млн. жителей (пункт 2.6).
Таким образом, суды, правильно применив вышеприведенные нормы, регулирующие данные правоотношения, пришли к обоснованному выводу о том, что отсутствие наблюдательных постов на территории данного муниципального образования влияет на осуществление мониторинга окружающей среды, не позволяет своевременно выявить случаи загрязнения атмосферного воздуха, и, соответственно, принять меры к установлению причин такого загрязнения и их устранению.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенном судами нарушении, по существу, повторяют позицию административных ответчиков в судебном разбирательстве, и были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку суд кассационной инстанции правом устанавливать новые обстоятельства или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, а также правом переоценки доказательств не наделен.
Суды проанализировали приведенные административными ответчиками доводы, и, отклоняя их, правильно исходили из того, что наблюдения за загрязнением окружающей среды осуществляются государственной системой наблюдений, которая включает в себя государственную наблюдательную сеть, формирование и функционирование которой обеспечивает Росгидромет, а также территориальные системы наблюдений за состоянием окружающей среды, при этом количество стационарных пунктов наблюдений и их размещение определяется в том числе с учетом численности населения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает выводы, к которым пришли суды по настоящему административному делу, правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от 23 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 12 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 февраля 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.