Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 30 августа 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 5 декабря 2023 г. по административному делу N 2а-3160/2023 по административному исковому заявлению прокурора Кировского района Ставропольского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Колячкину И.В, полагавшую кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Кировского района Ставропольского края обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края (далее также - министерство) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование своих требований указал на то, что в ходе неоднократных прокурорских проверок по обращениям жителей ст. Зольской установлено, что с 2015 г..в летний период давление в сети водоснабжения ст. Зольской снижается, что приводит к дефициту питьевой воды, при этом физический износ сетей водоснабжения составляет 90 %, что нарушает права и законные интересы жителей данного населенного пункта, по установленному факту бездействия прокуратурой в адрес министра внесено представление, по результатам которого меры не приняты. Просит признать незаконным бездействие министерства в части непринятия мер по обеспечению жителей ст. Зольской и пос. Прогресс Кировского городского округа Ставропольского края достаточным и качественным водоснабжением; возложить на министерство обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить выполнение инженерных изысканий, проведение археологических полевых работ (археологических разведок), разработку градостроительной, проектной и сметной документации по обеспечению достаточным и качественным централизованным водоснабжением всех жителей ст. Зольской и пос. Прогресс Кировского городского округа Ставропольского края; возложить на министерство обязанность обеспечить выполнение работ по строительству 2 артезианских скважин общей производительностью 50 куб.м/час каждая, станции очистки воды производительностью 1000 куб.м/сут; двух железобетонных резервуаров чистой воды объемом 100 куб.м каждый в ст.Зольской Кировского городского округа Ставропольского края в течении 1 года, с момента вступления решения суда в законную силу; возложить на министерство обязанность обеспечить выполнение работ по строительству артезианской скважины производительностью 50 кубм/час. водонапорной башни объемом 50 куб.м, станции очистки воды производительностью 1000 куб.м/сут и водовода в пос.
Прогресс Кировского городского округа Ставропольского края, протяженность ориентировочно 1500 п.м. в течении 1 года, с момента вступления решения в суда в законную силу.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 30 августа 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 5 декабря 2023 г, требования прокурора удовлетворены частично, признано незаконным бездействие Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края в части непринятия мер по обеспечению всех жителей ст. Зольской и пос. Прогресс Кировского городского округа Ставропольского края достаточным и качественным питьевым водоснабжением, на министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем принятия необходимых и достаточных мер, направленных на обеспечение всех жителей ст. Зольской и пос. Прогресс Кировского городского округа Ставропольского края централизованным бесперебойным питьевым водоснабжением. В остальной части в удовлетворении требований прокурора отказано
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 29 января 2024 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 7 февраля 2024 г, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края просит отменить судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение судами норм материального права, норм процессуального права, указывая на то, что выбор варианта организации водоснабжения относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, в случае отсутствия технической возможности либо нецелесообразности организации централизованного водоснабжения, администрация обязана организовать водоснабжение иным способом.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Колячкину И.В, полагавшую кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе прокурорских проверок, проведенных по обращениям жителей ст. Зольской, пос. Прогресс Кировского городского округа Ставропольского края установлено, что с 2015 года в летний период давление в сети водоснабжения снижается, что приводит к дефициту питьевой воды, при этом физический износ инженерных сетей водоснабжения составляет более 90%.
Решением Советов депутатов муниципального образования Зольский сельсовет Кировского района Ставропольского края от 2 марта 2013 г. N 7 в качестве гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения всей территории муниципального образования Зольский сельсовет определена организация ООО "Нептун", к обязанностям которого относится поддержание объектов водоснабжения в безаварийном состоянии, производство текущего и капитального ремонта.
На основании договора безвозмездного пользования (аренды) от 19 февраля 2016 г. N 89-В, администрацией муниципального образования Зольский сельсовет Кировского района Ставропольского края во временное пользование передано ООО "Нептун" имущество, необходимое для обеспечения водоснабжения жителей ст. Зольской, пос. Прогресс Кировского городского округа Ставропольского края.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 31 июля 2019 г. N 337-п утверждена краевая программа "Повышение качества водоснабжения на территории Ставропольского края", в соответствии с которой строительство резервуаров, артезианских скважин, станции очистки воды, а также водонапорной башни и водовода в ст. Зольской и пос. Прогресс Кировского городского округа Ставропольского края внесено в перечень перспективных мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов водоснабжения.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 13 декабря 2019 N565-п "О внесении изменений в краевую адресную программу на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 гг, утвержденную постановлением Правительства Ставропольского края от 26 октября 2018 г. N 472-п "Об утверждении краевой адресной инвестиционной программы на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 гг.", в перечень объектов краевой адресной инвестиционной программы включены объекты в том числе строительство артезианских скважин, станции очистки воды и резервуаров в ст. Зольской Кировского городского округа Ставропольского края, проектно-изыскательные работы; строительство артезианской скважины, водонапорной башни, станции очистки воды и водовода в пос. Прогресс Кировского района Ставропольского края (в том числе проектно-изыскательские работы).
27 февраля 2020 г. государственным бюджетным учреждением Ставропольского края "Управление по строительству и эксплуатации сооружений природоохранного назначения" (далее - Заказчик) с ООО ГеоВерсум" заключен государственный контракт N 37-К/2020 в отношении вышеуказанных объектов на выполнение комплекса работ.
Данный контракт расторгнут Заказчиком в одностороннем порядке 9 января 2023 г. в связи с неоднократным нарушением ООО "ГеоВерсум" сроков выполнения работ, иных контрактов в целях исполнения краевой адресной инвестиционной программы и обеспечения достаточного объема водоснабжения в ст. Зольской и пос. Прогресс Кировского городского округа Ставропольского края не заключалось.
Установив вышеуказанные обстоятельства, суды, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности, пришли к выводу о том, что комплекс работ для последующего участия в государственной программе Российской Федерации "Современный облик сельских территорий" не завершен, в результате чего, население верхней части ст. Зольской и пос. Прогресс Кировского городского округа Ставропольского края остается необеспеченным в достаточном количестве качественным водоснабжением, при этом с момента разработки и принятия программы какие-либо меры по ее реализации в течении четырех лет не приняты, а имеющийся в летний период дефицит водоснабжения в верхней части ст. Зольской Кировского городского округа Ставропольского края влечет за собой нарушение прав и законных интересов жителей данного населенного пункта на улучшение качества жизни населения, путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения, о чем свидетельствуют неоднократные обращения граждан о наличии перебоев с водоснабжением; по данному факту прокуратурой Кировского района Ставропольского края 10 марта 2023 г. в адрес министра жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края внесено представление об устранении выявленных нарушений, однако мер не принято. Кроме того, лабораторными испытаниям, проведенными филиалом федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае в Георгиевском районе" в 2019 году установлено, что питьевая вода, подаваемая населению ст. Зольской Кировского городского округа Ставропольского края не соответствует требованиям безопасности по санитарно-химическим показателям.
С учетом установленных обстоятельств, суды пришли к правильному выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, поскольку деятельность по реализации полномочий в области обеспечения жителей ст. Зольской и п. Прогресс Кировского городского округа Ставропольского края централизованным водоснабжением административным ответчиком осуществляется ненадлежащим образом, что влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на пользование питьевой водой в количестве и объеме, необходимом для удовлетворения потребностей.
Выводы судов основаны на совокупности исследованных при судебном разбирательстве доказательств, проверенных и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определен круг вопросов местного значения в зависимости от уровня муниципального образования, решение вопроса об организации водоснабжения населения в границах сельского поселения, входящего в состав муниципального района, возложено на орган местного самоуправления соответствующего района (пункт 4 части 1, часть 3, часть 4 статьи 14).
Пунктом 4.3 части 1 статьи 17 названного закона полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения определяются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ).
В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона N 416-ФЗ организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, отнесены к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов на соответствующих территориях.
Федеральный законодатель предусмотрел, что установленные частью 1 статьи 6 названного федерального закона полномочия на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено региональным законом (часть 1.1).
Статьей 3 Закона Ставропольского края от 20 декабря 2018 г. N 113-кз "О перераспределении полномочий по решению отдельных вопросов местного значения между органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и органами государственной власти Ставропольского края" предусмотрено, что органы государственной власти Ставропольского края осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных и городских округов Ставропольского края (за исключением городского округа города Ставрополя Ставропольского края) по организации водоснабжения и водоотведения (за исключением организации водоотведения с использованием централизованных ливневых систем водоотведения, предназначенных для приема, транспортировки и очистки поверхностных сточных вод, и утверждения схем водоснабжения и водоотведения муниципальных, городских округов Ставропольского края) на соответствующих территориях по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств
Полномочия, указанные в статьях 2 и 3 указанного Закона, осуществляются Правительством Ставропольского края непосредственно либо через, уполномоченные им органы исполнительной власти Ставропольского края, что закреплено в статье 4 Закона Ставропольского края от 20 декабря 2018 г. N 113-кз "О перераспределении полномочий по решению отдельных вопросов местного значения между органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и органами государственной власти Ставропольского края".
Согласно подпункту 15.1 пункта 10.6 Постановления Правительства Ставропольского края от 25 декабря 2014 г. N 545-п "Об утверждении Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края" Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края осуществляет организацию водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Приведенные законоположения свидетельствуют о том, что организация водоснабжения жителей ст. Зольской, пос. Прогресс Кировского городского округа Ставропольского края, является полномочием Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.
Таким образом, правильно применив вышеуказанные нормы материального права, суды, установив незаконное бездействие со стороны административного ответчика, пришли к обоснованному выводу о частичном удовлетворении административного иска прокурора, возложив устранить допущенные нарушения.
Выраженное в кассационной жалобе несогласие заявителя с оценкой исследованных судами фактических обстоятельств и иное толкование норм права выводы судов не опровергают и не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает выводы, к которым пришли суды по настоящему административному делу, правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 30 августа 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 5 декабря 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 марта 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.