Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Нальчикского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике (ГОСП УФССП России по КБР)
на решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.07.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 22.12.2023
по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Союз" к старшему судебному приставу Нальчикского ГОСП УФССП России по КБР Мамбетову А.Х, УФССП России по КБР о признании незаконными действий и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ООО "Союз" обратилось в суд обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий старшего судебного пристава Нальчикского ГОСП УФССП России по КБР Мамбетова А.Х. в части запрета на распределение средств, взысканных в ходе исполнительных производств в пользу ООО "Союз", на расчетный счет ООО "Центр правового урегулирования" (далее по тексту ООО "ЦПУ"), обязать его же, как распорядителя денежных средств, находящихся на депозитном счете службы судебных приставов, устранить допущенное нарушение законодательства, издать распоряжение о распределении средств, взысканных в ходе исполнительных производств в пользу ООО "Союз" на расчетный счет ООО "ЦПУ" согласно сопроводительным документам.
Решением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.07.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 22.12.2023 административные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с постановленными судебными актами, административный ответчик обжаловал их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене, так как судами оставлены без внимания фактические юридически значимые обстоятельства, не применен закон, подлежащий применению. Просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В возражениях на кассационную жалобу представитель ООО "Союз" полагает состоявшиеся судебные постановления законными и обоснованными, просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 07.02.2024.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции явились представитель ООО "Союз" Аль-Сайг А.Ф. и представитель Нальчикского ГОСП Абуков Б.Р, иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о рассмотрении кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о приостановлении производства по делу, против чего явившиеся участники процесса не возражали.
Так, предметом спора по настоящему делу выступает отказ органа принудительного исполнения в перечислении поступивших на депозитный счет от должника денежных средств на счет представителя взыскателя, который обусловлен разъяснениями ФССП России, содержащихся в письме от 10.03.2023 N-ОП.
В рамках реализации применения Федерального закона N 624-ФЗ ФССП России ФНС России, действуя в пределах своей компетенции и реализуя возложенные на нее функции и задачи, в целях единообразного применения указанного федерального закона направила в территориальные органы письмо от 10.03.2023 N-ОП, в котором разъяснила, что с 09.01.2023 не допускается перечисление с депозитных счетов Федеральных счетов Федеральной службы судебных приставов взысканных денежных средств третьим лицам, не являющимися взыскателем, в том числе на банковские счета представителей по доверенности.
В частности, с 09.01.2023 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2022 N 624-ФЗ "О внесении изменении в Федеральный закон "Об исполнительном производстве", которым внесены изменения в частью 1 статьи 110 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", предусматривающие обязанность перечисления денежных средств, подлежащих взысканию в рамках исполнительного производства на банковский счет взыскателя, открытый в российской кредитной организации, или его казначейский счет.
В случае отсутствия сведений о реквизитах банковского счета взыскателя, открытого в российской кредитной организации, или казначейского счета взыскателя судебный пристав-исполнитель извещает взыскателя о поступлении денежных средств на депозитный счет службы судебных приставов.
Таким образом, изменения, внесенные Федеральным законом от 29.12.2022 N 624-ФЗ "О внесений изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве", предусматривают запрет на перечисление денежных средств в иностранные банки по всем категориям исполнительных документов имущественного характера (в том числе о взыскании алиментов, ущерба от преступлений).
В соответствии с частью 3 статьи 49 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскателем является гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ, в связи с чем не допускается перечисление с депозитных счетов Федеральной службы судебных приставов взысканных денежных средств третьим лицам, не являющимся взыскателем, в том числе на банковские счета представителей по доверенности.
Пунктом 1 части 2 статьи 8 Закона N 229-ФЗ (в редакции Закона N 624-ФЗ, действующей с 09.01.2023) предусмотрена обязанность взыскателя при подаче заявления указывать реквизиты банковского счета взыскателя, открытого в российской кредитной организации, или его казначейского счета, на которые следует перечислить взысканные денежные средства.Законом N 624-ФЗ также внесены изменения в статью 30 Закона об исполнительном производстве, которая дополнена пунктом 2.2, согласно которому в заявлении о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного документа, содержащего требование о взыскании денежных средств, указываются реквизиты банковского счета взыскателя, открытого в российской кредитной организации, или его казначейского счета, на которые следует перечислить взысканные денежные средства.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Федерального закона N 229-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2022 N 624-ФЗ) денежные средства, подлежащие взысканию в рамках исполнительного производства, в том числе в связи с реализацией имущества должника, перечисляются на депозитный счет службы судебных приставов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Перечисление указанных денежных средств на банковский счет взыскателя, открытый в российской кредитной организации, или его казначейский счет осуществляется в порядке очередности, установленной частями 3 и 4 настоящей статьи, в течение пяти операционных дней со дня поступления денежных средств на депозитный счет службысудебных приставов в порядке, определяемом главным судебным приставом Российской Федерации. В случае отсутствия сведений о реквизитах банковского счета взыскателя, открытого в российской кредитной организации, или казначейского счета взыскателя судебный пристав-исполнитель извещает взыскателя о поступлении денежных средств на депозитный счет службы судебных приставов.
Соответствующие изменения внесены также в часть 7 статьи 70, часть 2 статьи 72, часть 3 статью 72.2 Закона N 229-ФЗ (слова "счет, указанный взыскателем", "счет взыскателя", "банковский счет взыскателя" заменены словами "банковский счет взыскателя, открытый в российской кредитной организации, или его казначейский счет, указанные взыскателем").
Буквальное толкование норм Федерального закона N 624-ФЗ (с учетом пояснительной записки к нему и редакций законопроектов), свидетельствует о том, что законодателем прямо предусмотрена возможность перечисления денежных средств только на принадлежащий взыскателю счет, открытый в российской банке.
А именно, согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2022 N 624-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" по исполнительному производству имущественного характера, возбужденному в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), в рамках которого взысканные денежные средства на основании заявления взыскателя подлежатперечислению на счета, открытые взыскателем в иностранных банках и иныхиностранных кредитных организациях, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о наложении ареста на денежные средства и не позднее дня, следующего за днем вынесения данного постановления, направляет его в банк или иную кредитную организацию, а также взыскателю. Банк или иная кредитная организация исполняет указанное постановление незамедлительно.
Судебный пристав-исполнитель при представлении взыскателем реквизитов его банковского счета, открытого в российской кредитной организации, или его казначейского счета, на которые следует перечислить денежные средства, не позднее дня, следующего за днем получения указанных реквизитов, направляет в банк или иную кредитную организацию постановление, содержащее требование о перечислении денежных средств на указанный счет взыскателя.
Об исполнении содержащихся в постановлении судебного пристава-исполнителя требований банк или иная кредитная организация в течение трех рабочих дней информирует судебного пристава-исполнителя.Законодательство об исполнительном производстве в настоящее время приведено в соответствие с нормами законодательства, предусматривающими перечисление причитающихся денежных средств только лишь взыскателю.
Кроме того, внесены изменения в часть 1 статьи 110 Закона об исполнительном производстве, согласно которым денежные средства, подлежащие взысканию в рамках исполнительного производства, в том числе в связи с реализацией имущества должника, перечисляются на депозитный счет службы судебных приставов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Перечисление указанных денежных средств на банковский счет взыскателя, открытый в российской кредитной организации, или его казначейский счет осуществляется в порядке очередности, установленной частями 3 и 4 настоящей статьи, в течение пяти операционных дней со дня поступления денежных средств на депозитныйсчет службы судебных приставов в порядке, определяемом главным судебным приставом Российской Федерации. В случае отсутствия сведений о реквизитах банковского счета взыскателя, открытого в российской кредитной организации, или казначейского счета взыскателя судебный пристав-исполнитель извещает взыскателя о поступлении денежных средств надепозитный счет службы судебных приставов.
Вместе с тем, частью 2 и пунктом 4 части 3 статьи 57 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, представители сторон исполнительного производства вправе совершать от их имени все действия, связанные с исполнительным производством, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, при этом в доверенности, выданной представителю стороной исполнительного производства, должны быть специально оговорены его полномочия на совершение получение присужденного имущества (в том числе денежных средств и ценных бумаг.
Положения статьи 57 Закона об исполнительном производстве послужили основанием для принятия судами оспариваемых решений, которыми действия судебного пристава признаны незаконными.
При рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции установлено, что в Верховном Суде Российской Федерации находятся кассационные жалобы на вынесенные по делам N А67-4436/2023, N А49-6481/2023, N А50-12734/2023, N А71-5858/2023, на судебные акты, в которых дано толкование части 2.2 статьи 30 и части 1 статьи 110 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.12.2022 N 624-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве", которым обусловлен оспариваемый по настоящему делу отказ, с точки зрения ограничений, предусмотренных пунктом 4 части 3 статьи 57 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ полномочий представителя взыскателя на получение присужденных денежных средств, возможностью их перечисления исключительно на банковский счет взыскателя, открытый в российской кредитной организации, или его казначейский счет.
В судебных актах по указанным делам приведенный вопрос разрешен исходя из противоположных правовых позиций судов трех инстанций.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 190 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд обязан приостановить производство по административному делу в случае невозможности рассмотрения данного административного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Верховным Судом Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом (до вступления в законную силу соответствующего судебного акта).
В этой связи суд кассационной инстанции считает, что результат рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации кассационных жалоб по указанным выше делам будет иметь существенное значение для рассмотрения настоящего дела, так как выводы Верховного Суда Российской Федерации напрямую влияют на оценку правильности применения норм материального права по настоящему делу.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает необходимым приостановить производство по кассационной жалобе стороны административного ответчика до вынесения Верховным Судом Российской Федерации судебных актов по результатам рассмотрения кассационных жалоб по делам N А67-4436/2023, N А49-6481/2023, N А50-12734/2023, N А71-5858/2023.
Руководствуясь статьей 190 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
Производство по кассационной жалобе Нальчикского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике на решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.07.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 22.12.2023 приостановить до вынесения Верховным Судом Российской Федерации судебных актов по результатам рассмотрения кассационных жалоб по делам N А67-4436/2023, N А49-6481/2023, N А50-12734/2023, N А71-5858/2023.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий Р.Ф.Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.