Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Ставрополя на решение Промышленного районного суда города Ставрополя от 4 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 25 июля 2023 г. по административному делу N 2а-1807/2023 по административному исковому заявлению прокурора Промышленного района города Ставрополя в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов N 19 города Ставрополя, комитету образования администрации города Ставрополя, администрации города Ставрополя о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Колячкину И.В, полагавшую кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Промышленного района города Ставрополя обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов N 19 города Ставрополя (далее также - МБОУ Лицей N 19 города Ставрополя), комитету образования администрации города Ставрополя (далее также - комитет), администрации города Ставрополя (далее также - администрация) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование своих требований прокурор указал на то, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму в деятельности МБОУ Лицей N 19 города Ставрополя выявлены нарушения требований федеральных законов Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее также - Закон N 273-ФЗ), от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее также -Закон N 35-ФЗ), выразившиеся в необеспечении объекта образования системой оповещения и управления эвакуацией, охранной сигнализацией.
Решением Промышленного районного суда города Ставрополя от 4 мая 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 25 июля 2023 г, требования прокурора удовлетворены. Признано незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся в необеспечении в полной мере МБОУ Лицей N 19 города Ставрополя комплексом мер, направленных на антитеррористическую защищенность объекта (территориях) общеобразовательной организации. На администрацию возложена обязанность в течение трех месяцев после вступления решения суда в законную силу выделить комитету образования денежные средства на оснащение зданий МБОУ Лицей N 19 города Ставрополя, расположенных по адресу: "адрес", системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, охранной сигнализацией. На комитет возложена обязанность в течение четырех месяцев после вступления решения суда в законную силу выделить МБОУ Лицей N 19 города Ставрополя денежные средства на оснащение зданий МБОУ Лицей N 19 города Ставрополя системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, охранной сигнализацией.
На МБОУ Лицей N 19 города Ставрополя возложена обязанность в течение девяти месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить оснащение зданий общеобразовательной организации, расположенной по адресу: "адрес", системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, охранной сигнализацией.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 25 января 2024 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 7 февраля 2024 г, администрация г. Ставрополя просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и норм процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Колячкину И.В, полагавшую кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Согласно пункту 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Положения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), которым определены правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации и общие правила осуществления образовательной деятельности, относят к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся, что закреплено в пункте 15 части 3 статьи 28 названного Федерального закона.
Пунктом 2 части 1 указанной статьи установлено, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.
Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 3, 7 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечении и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритета мер предупреждения терроризма.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
Согласно подпунктам "а", "в" пункта 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
Подпунктом "д" пункта 21 Требований установлено, что минимизация возможных последствий и ликвидация угрозы террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством обеспечения технических возможностей эвакуации, а также своевременного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о порядке беспрепятственной и безопасной эвакуации из зданий (сооружений).
В соответствии с пунктом 25 указанных Требований, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности осуществляются, в том числе, мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оснащение объектов (территорий) системами охранной сигнализации; оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Как установлено судами и следует из материалов дела, проведенной прокуратурой Промышленного района города Ставрополя проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму в деятельности МБОУ Лицей N 19 города Ставрополя выявлены нарушения требований федеральных законов Российской Федерации от 29 декабря 2012 г..N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее также - Закон N 273-ФЗ), от 6 марта 2006 г..N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее также -Закон N 35-ФЗ), выразившиеся в необеспечении объекта образования, относящегося к третей категории опасности, системой оповещения и управления эвакуацией, охранной сигнализацией, по результатам проверки прокурором в адрес директора МБОУ Лицей N 19 города Ставрополя внесено представление от 31 августа 2022 г..об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объекта образования. На представление МБОУ Лицей N 19 города Ставрополя дан ответ о том, что была разработана сметная документация по оборудованию школы системой оповещения и управления эвакуацией при чрезвычайных ситуациях, подана заявка в комитет образования на выделение денежных средств для приобретения и установки данного оборудования, а также установки охранной сигнализации, на объекте организована круглосуточная охрана частным охранным предприятием, контрольно-пропускной пост охраны на входе в здание школы, охрана обеспечена средством передачи тревожных сообщений в подразделение вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ставропольскому краю, охрана оснащена ручными металлоискателями, калитка центрального входа на территорию школы оборудована системой контроля и управления доступом, установлена новая система видеонаблюдения с 16 цифровыми видеокамерами наружного наблюдения, расположенными по периметру здания школы.
Актом от 5 апреля 2023 г, составленным с привлечением соответствующих специалистов, установлено отсутствие системы оповещения и управления эвакуацией, объект не оснащен охранной сигнализацией.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что на момент рассмотрения дела какие-либо мероприятия по вопросу устранения выявленных прокуратурой нарушений не приняты, пришел к выводу о том, что бездействие административных ответчиков, выразившееся в необеспечении в полном объеме комплексом мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах, нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних - учащихся МБОУ Лицей N 19 города Ставрополя на образование в безопасных условиях. Таким образом, суд правомерно признал требования прокурора подлежащими удовлетворению, с чем обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
Выводы суда основаны на совокупности исследованных при судебном разбирательстве доказательств, проверенных и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что администрация не наделена полномочиями по выделению денежных средств, не предусмотренных в бюджете города, не влекут отмену принятых судебных актов, поскольку отсутствие в бюджете финансовых средств на указанные цели не освобождает административных ответчиков от исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов, направленных на реализацию конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность.
Изложенные в жалобе доводы, по существу, сводятся к несогласию с оценкой собранных по делу доказательств и направлены на их переоценку, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Промышленного районного суда города Ставрополя от 4 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 25 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Ставрополя - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 марта 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.