Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллина Г.К., рассмотрев в порядке статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационную жалобу администрации города Ставрополя Ставропольского края на определение Промышленного районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 7 сентября 2023 г. и апелляционное определение судьи Ставропольского краевого суда от 21 ноября 2023 г. по административному делу N 2а-1814/2023 по административному исковому заявлению прокурора Промышленного района города Ставрополя в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа N 42 города Ставрополя, комитету образования администрации города Ставрополя, администрации города Ставрополя о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Промышленного района города Ставрополя обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа N 42 города Ставрополя, комитету образования администрации города Ставрополя, администрации города Ставрополя (далее также - администрация) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Вступившим в законную силу решением Промышленного районного суда г..Ставрополя Ставропольского края от 4 мая 2023 г..административный иск прокурора удовлетворен частично. Признано незаконным бездействие административных ответчиков; на администрацию города Ставрополя Ставропольского края возложена обязанность в течение 3-х месяцев после вступления решения суда в законную силу выделить комитету образования администрации города Ставрополя денежные средства на оснащение зданий МБОУ СОШ N 42 г..Ставрополя, расположенных по адресу: г..Ставрополь, ул. Осетинская, д. 3 системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, охранной сигнализацией, дополнительно оснастить систему видеонаблюдения. На комитет образования администрации города Ставрополя возложена обязанность в течение 4-х месяцев после вступления решения суда в законную силу выделить МБОУ СОШ N 42 г..Ставрополя денежные средства на оснащение зданий МБОУ СОШ N 42 г..Ставрополя, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, охранной сигнализацией, дополнительно оснастить систему видеонаблюдения.
На МБОУ СОШ N 42 г..Ставрополя возложена обязанность в течение 9-ти месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить оснащение зданий общеобразовательной организации, расположенной по адресу: "адрес", системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, охранной сигнализацией, дополнительно оснастить систему видеонаблюдения.
Администрация города Ставрополя Ставропольского края обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения названного решения суда до 1 июля 2024 г, мотивируя заявление отсутствием финансирования в недостаточном объеме.
Определением Промышленного районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 7 сентября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судьи Ставропольского краевого суда от 21 ноября 2023 г, в удовлетворении заявления администрации отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 29 января 2024 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 9 февраля 2024 г, администрация просит отменить судебные акты, ссылаясь на наличие причин и обстоятельств, подтверждающих невозможность исполнения решения суда.
Согласно части 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания и извещения лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив представленные материалы, доводы кассационной жалобы, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как следует из материалов административного дела, вступившим в законную силу решением Промышленного районного суда г..Ставрополя от 4 мая 2023 г..административный иск прокурора удовлетворен частично. Признано незаконным бездействие административных ответчиков; на администрацию города Ставрополя Ставропольского края возложена обязанность в течение 3-х месяцев после вступления решения суда в законную силу выделить комитету образования администрации города Ставрополя денежные средства на оснащение зданий МБОУ СОШ N 42 г..Ставрополя, расположенных по адресу: "адрес" системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, охранной сигнализацией, дополнительно оснастить систему видеонаблюдения. На комитет образования администрации города Ставрополя возложена обязанность в течение 4-х месяцев после вступления решения суда в законную силу выделить МБОУ СОШ N 42 г..Ставрополя денежные средства на оснащение зданий МБОУ СОШ N 42 г..Ставрополя, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, охранной сигнализацией, дополнительно оснастить систему видеонаблюдения.
На МБОУ СОШ N 42 г..Ставрополя возложена обязанность в течение 9-ти месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить оснащение зданий общеобразовательной организации, расположенной по адресу: "адрес", системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, охранной сигнализацией, дополнительно оснастить систему видеонаблюдения.
Отказывая в удовлетворении заявления администрации, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что каких-либо достаточных доказательств наличия обстоятельств или неустранимых препятствий, затрудняющих исполнение вступившего в законную силу судебного решения администрацией не представлено, как и доказательств неудовлетворительного финансового положения должника, делающего невозможным или затруднительным исполнение решения суда, более того, как указал суд, решением Ставропольской городской Думы от 24 мая 2023 г. N 184 "О внесении изменений в решение Ставропольской городской Думы "О бюджете города Ставрополя на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов" комитету образования администрации города Ставрополя предусмотрены бюджетные ассигнования на установку, техническое обслуживание и ремонт охранной сигнализации в МБОУ СОШ N 42 на сумму N руб, однако каких-либо доказательств исполнения решения суда, поступления указанных денежных средств в комитет образования администрации города Ставрополя не представлено.
С указанными выводами судов необходимо согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", по смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Таким образом, предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебных постановлений является правом суда с учетом имущественного положения сторон, либо других обстоятельств, обуславливающих невозможность немедленного и полного исполнения решения суда.
При рассмотрении требований об отсрочке или рассрочке исполнения решения бремя доказывания исключительности обстоятельств, являющихся основанием для их предоставления, лежит на заявителе.
С учетом того, что решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 4 мая 2023 г. не исполняется административным ответчиком, доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости и обоснованности предоставления отсрочки исполнения решения суду не представлено, суды первой и апелляционной инстанций правильно не усмотрели оснований для удовлетворения заявления администрации.
Доводы кассационной жалобы, в том числе об отсутствии денежных средств в бюджете муниципального образования и принятие мер к исполнению решения, повторяют позицию администрации, изложенную в заявлении об отсрочке исполнения решения суда, не свидетельствуют о допущенном судами нарушении, влекущем отмену обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты вынесены в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований, предусмотренных законом для их отмены или изменения в кассационном порядке, не имеется.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья, определила:
определение Промышленного районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 7 сентября 2023 г. и апелляционное определение судьи Ставропольского краевого суда от 21 ноября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Ставрополя Ставропольского края - без удовлетворения
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Судья Г.К. Зайнуллина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.