Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Черниковой А.И. в интересах опекаемого Зимовца А.С. на решение Грачевского районного суда Ставропольского края от 22 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 4 июля 2023 г.
по административному делу по административному иску Черниковой А.И. к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Грачевский", отделу по вопросам миграции Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Грачевский", должностному лицу Черновой И.А, Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Черникова А.И. обратилась в суд с административным иском к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Грачевский", отделу по вопросам миграции Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Грачевский", должностному лицу Черновой Инне Андреевне, Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей.
В обоснование требований указано, что летом 2019 г. Черникова А.И. обратилась в Отдел по вопросам миграции ОМВД России по Грачевскому району Ставропольского края для получения паспорта гражданина Российской Федерации для своего сына - инвалида I группы Зимовца Л.С, предоставив необходимые документы. На неоднократные обращения Черниковой А.И. о готовности паспорта ей сообщили, что документы утеряны, паспорт гражданина Российской Федерации на имя Зимовца А.С. не выдан. В результате незаконного бездействия государственного органа нарушены права опекуна и инвалида детства I группы. Данное бездействие повлекло за собой нарушение прав Черниковой А.И. и создало препятствие к осуществлению ее прав, свобод и реализации законных интересов, что причинило ей моральный, материальный вред, а также явилось препятствием
для получения мер социальной поддержки для инвалида I группы в соответствии с действующем законодательством.
В связи с этим административный истец с учетом уточнений просил:
признать длящиеся бездействия должностных лиц, структурного органа Отдела по вопросам миграции ОМВД России по Грачевскому району Ставропольского края, в том числе сотрудника Черновой И.А, незаконными, выразившиеся в не оформлении, невыдаче паспорта гражданина Российской Федерации заявителю Черниковой А.И. на имя опекаемого Зимовца А.С, невыполнении своих должностных обязанностей согласно административных регламентов, законодательства Российской Федерации, должностных инструкций должностными лицами Отдела по вопросам миграции ОМВД России по Грачевскому району Ставропольского края в период с июня 2019 г. по 13 мая 2022 г.;
признать длящееся бездействие государственного органа ГУ МВД России по Ставропольскому краю Отдел МВД России "Грачевский" незаконным, выразившееся в не оформлении, невыдачи паспорта гражданина Российской Федерации заявителю Черниковой Л.И. на имя опекаемого Зимовца А.С, невыполнении своих должностных обязанностей согласно административных регламентов, законодательства Российской Федерации, должностных инструкций должностными лицами Отдела МВД России "Грачевский", в период с июня 2019 г. по 13 мая 2022 г.;
возложить на ГУ МВД России по Ставропольскому краю, Отдел МВД России "Грачевский" и структурный орган Отдел по вопросам миграции ОМВД России по Грачевскому району Ставропольского края обязанность выдать паспорт гражданина Российской Федерации на имя Зимовца А.С. в соответствии с законодательством Российской Федерации и в сроки, установленные Федеральным законом Российской Федерации;
возложить на ГУ МВД России по Ставропольскому краю, Отдел МВД России "Грачевский" и структурный орган Отдел по вопросам миграции ОМВД России по Грачевскому району Ставропольского края обязанность предоставить нарочно заявителю оригиналы документов: чек на оплату государственной пошлины, справку-сведение о Зимовце С.Д. с места жительства (для снятия копий).
Решением Грачевского районного суда Ставропольского края от 23 августа 2022 г. в удовлетворении требований Черниковой А.И. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 29 ноября 2022 г. решение суда отменено с направлением административного дела на новое рассмотрение в связи с нарушением норм процессуального права и непривлечением к участию в деле в качестве административного соответчика ГУ МВД России по Ставропольскому краю.
При новом рассмотрении дела определением Грачевского районного суда Ставропольского края от 13 января 2023 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ГУ МВД России по Ставропольскому краю, а также протокольным определением приято уточнение административного иска Черниковой А.И.
Решением Грачевского районного суда Ставропольского края от 22 марта 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 4 июля 2023 г, требования Черниковой А.И. удовлетворены частично, действия (бездействие) Отдела МВД России "Грачевский", выразившееся в утрате сотрудниками отдела по вопросам миграции документов заявителя в период с июня 2019 г. по 13 мая 2022 г. признаны незаконными, в удовлетворении требований о признании действий (бездействия) Отдела МВД России "Грачевский", выразившихся в неоформлении, невыдаче паспорта гражданина Российской Федерации, возложении на Отдел МВД России "Грачевский" обязанности выдать паспорт гражданина Российской Федерации, а также предоставить нарочно оригиналы документов отказано, в удовлетворении требований к ГУ МВД России по Ставропольскому краю, отделу по вопросам миграции ОМВД России "Грачевский", Черновой И.А. отказано в полном объеме.
Грачевским районным судом Ставропольского края 22 марта 2023 г. вынесен частное определение.
В кассационной жалобе Черниковой А.И. в интересах опекаемого Зимовца А.С, поданной 27 декабря 2023 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 18 января 2024 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, принятии по делу нового решения об удовлетворении всех требований административного иска.
Kица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, согласно журналу регистрации заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации ОМВД России "Грачевский" 22 октября 2019 г. сделана отметка о принятии документов от Зимовец А.С, при этом иные графы (регион прибытия, гражданство, статья закона, номера и даты решения УФМС, номера и даты выданного документа) помимо порядкового номера, даты обращения, даты рождения и фамилии, имени, отчества Зимовца А.С, его адреса в селе Бешпагир и даты направления в УФМС 23 октября 2019 г, не заполнены.
Также судом с учетом пояснений сторон в судебных заседаниях установлено, что в отношении Зимовец А.С. документы поданы его законным представителем Черниковой А.И. (постановление главы администрации с. Бешпагир от 3 сентября 1999 г.), которая первоначально обращалась начиная с июня 2019 г. для сбора необходимых документов, а в дальнейшем обеспечила явку Зимовец А.С. для установления личности, указанные документы утрачены, в УФМС они отсутствуют, место их нахождения неизвестно, паспорт гражданина Российской Федерации на имя Зимовец А.С. не выдан.
На Зимовец А.С. заведена учетная карточка об изменении гражданства с его фотографией, указанием данных свидетельства о рождении и отметкой "в настоящее время лицо без гражданства".
На указанный период, лицом осуществлявшем прием документов по вопросам гражданства, выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, согласно должностной инструкции являлся начальник отдела по вопросам миграции Отдела МВД России по Грачевскому району, которого опросить не представляется возможным, поскольку с 2019 г. нет в живых.
Исходя из указанных выше обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о частичном удовлетворении административных исковых требований Черниковой А.И. и признании незаконными действий (бездействия) Отдела МВД России "Грачевский", выразившихся в утрате документов Зимовец А.С. на выдачу паспорта Российской Федерации, поскольку установленные обстоятельства дела свидетельствуют о нарушении прав административного истца действиями (бездействиями) административного ответчика Отдела МВД России "Грачевский". В остальной части требований отказано ввиду необоснованности, поскольку при отсутствии заявления какие-либо действия административные ответчики провести не имели возможности. При этом суд разъяснил административному истцу право на обращение в суд с исковыми требованиями о взыскании с административного ответчика понесенных им убытков и расходов, связанных с утратой документов.
С такими выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, указав также на обоснованность выводов об отказе в удовлетворении требований о признании незаконными действий (бездействий) должностных лиц структурного органа Отдела по вопросам миграции Отдела МВД России по Грачевскому району Ставропольского края, выразившихся в не оформлении, невыдачи паспорта гражданина Российской Федерации, об обязании Отдела МВД России "Грачевский" выдать паспорт гражданина Российской Федерации и предоставить нарочно заявителю оригиналы документов, поскольку основанием для начала административной процедуры по выдаче паспорта является заявление о его выдаче с комплектом соответствующих документов, являющихся основаниям для принятия соответствующего решения. Между тем, заявление истца с необходимыми для рассмотрения вопроса документами утрачены до начала их рассмотрения. Поскольку документы были утрачены и не являлись предметом рассмотрения государственного органа по вопросу оказания названной государственной услуги, а разрешение данного вопроса о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации относится к исключительной компетенции административного ответчика, соответственно, суд не вправе предрешать результат рассмотрения уполномоченным органом такого заявления. С учетом установления факта безвозвратной утраты документов первичного обращения, суд также отказал в удовлетворении требований о выдаче оригиналов документов, поданных административным истцом в государственный орган.
Судом апелляционной инстанции также поддержаны выводы суда в остальной части, учитывая, что ГУ МВД России по Ставропольскому краю не предоставляет государственных услуг по выдаче гражданам паспортов Российской Федерации, а Отдел по вопросам миграции ОМВД России "Грачевский" является структурным подразделением ОМВД России "Грачевский", следовательно, суд правомерно отказал в удовлетворении административных исковых требований к ГУ МВД России по Ставропольскому краю и к Отделу по вопросам миграции ОМВД России "Грачевский", равно как и ведущий специалист-эксперт отдела по вопросам миграции отдела МВД России по Ставропольскому краю Чернова И.А. на момент подачи документов административным истцом не имела полномочий по подготовке документов и выдаче паспорта гражданам Российской Федерации, суд правомерно отказал в удовлетворении требований, предъявленных к данному административному ответчику, поскольку виновных действий Черновой И.А. в утрате документов не установлено.
Судебная коллегия полагает об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, является, в частности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы.
В силу статьи 10 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" "II Выдача, замена паспортов и пользование ими" пункт 10 выдача и замена паспортов производятся Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Положениями пунктов 2, 28 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 13 ноября 2017 г. N 851, заявителями признавались граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста, или законные представители признанных в установленном порядке недееспособными граждан Российской Федерации, обратившиеся с заявлением о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П. Датой приема заявления при личном обращении гражданина в ГУВМ МВД России или подразделение по вопросам миграции считается день приема заявления с приложением предусмотренных пунктами 30 - 34 Административного регламента (в зависимости от оснований выдачи или замены паспорта) и надлежащим образом оформленных документов.
Согласно положениям пунктов 30.1, 30.5 названного Административного регламента для получения паспорта по достижении 14-летнего возраста или в иных случаях получения паспорта впервые представлялись, в том числе: заявление о выдаче (замене) паспорта; документ, удостоверяющий наличие гражданства Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина, предусмотренный Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2011 г. N 444 "О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации" (в случае необходимости).
В настоящее время согласно пункту 18 и пункту 149 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 16 ноября 2020 г. N 773, государственная услуга предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации. Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется подразделениями по вопросам миграции. Основанием для начала административной процедуры является поступление заявления о выдаче (замене) паспорта и прилагаемых к нему документов сотруднику, ответственному за их рассмотрение. Результатом предоставления государственной услуги является выдача либо замена паспорта.
Согласно пункту 244 Приказа МВД России от 16 ноября 2020 г. N 773 должностные лица, предоставляющие государственную услугу, несут персональную ответственность за исполнение административных процедур и соблюдение сроков, установленных Административным регламентом.
Как правильно установлено судами, приведенные требований норм материально права, подлежащих применению к спорным правоотношениям на момент обращения в 2019 г. и на момент разрешения вопроса о возложении на административного ответчика выдать паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельствуют о наличии незаконного бездействия на стороне Отдела МВД России "Грачевский", выразившиеся в утрате сотрудниками отдела по вопросам миграции документов заявителя Черниковой А.И. на имя опекаемого Зимовца А.С. в период с июня 2019 г. по 13 мая 2022 г. Такое бездействие в указанный период привело к нарушению прав административного истца и его подопечного.
Вместе с тем, безвозвратная утрата документов, имевшая место в указанный период, не может быть восполнена действиями административных ответчиков, поскольку положения административных регламентов по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, как в 2019 г, так и в настоящее время, устанавливают безусловный заявительный характер предоставления этой государственной услуги.
При этом ссылка на то, что первое обращение Черниковой А.И. было в июне 2019 г, а не 22 октября 2019 г, как указано в журнале регистрации заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации ОМВД России "Грачевский", учтена судебными инстанциями исходя из пояснений сторон, а также содержания жалобы Черниковой А.И. в Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 4 октября 2019 г. об оказании содействия в получении паспорта гражданина Российской Федерации, при частичном удовлетворении административного иска с указанием периода незаконного бездействия с июня 2019 г. по 13 мая 2022 г, который установлен объективно.
Доводы заявителя об умышленной утрате документов, невыдаче паспорта из корыстных намерений, а также из мести ввиду реабилитации Черниковой А.И. по уголовному делу, являются предположительными и материалами дела не подтверждены, напротив, как установлено судами, со стороны административного ответчика предлагалось оказать возможное содействие с подачей нового заявления, а судом разъяснены права на возмещение убытков в связи с утратой документов, тогда как возложение обязанности в судебном порядке выдать паспорт гражданина Российской Федерации при неподтвержденности оснований для этого не является надлежащим способом защиты права.
Доводы жалобы, аналогичные доводам апелляционной жалобы о том, что требования к Черновой И.А. и ГУ МВД России по Ставропольскому краю не предъявлялись, а требования о признании длящегося бездействия перечисленных административных ответчиков в неоформлении и невыдаче паспорта гражданина Российской Федерации, судебная коллегия отклоняет, поскольку ГУ МВД России по Ставропольскому краю привлечено судом к участию в деле в качестве административного соответчика на основании части 5 статьи 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в первоначально поданном административном исковом заявлении содержались требования о признании незаконным бездействия сотрудника Отдела по вопросам миграции ОМВД России "Грачевский" Черновой И.А, от которых отказа не поступало, в связи судами правомерно рассмотрен административный иск в отношении названных административных соответчиков. При этом требований административного истца с учетом дополнений рассмотрены в установленном статьей 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации порядке, с удовлетворением их в части, которая была подтверждена материалами дела. Судом первой инстанции разрешены требования о признании незаконным длящегося бездействия административных ответчиков, выразившегося в неоформлении и невыдачи паспорта гражданина Российской Федерации заявителю на имя опекаемого, невыполнении должностных обязанностей согласно административных регламентов, законов Российской Федерации, должностных инструкций должностными лицами Отдела МВД России "Грачевский", в период с июня 2019 г. по 13 мая 2022 г, что нашло свое отражение в обжалуемом решении с приведением соответствующих мотивов.
Равным образом проверены и мотивированно отклонены судом апелляционной инстанции доводы жалобы об отсутствии надлежащей оценки законности и соблюдения должностными лицами установленного порядка оформления паспорта гражданина Российской Федерации, в связи с невозможностью проверить процедуру оформления и выдачи указанного документа из-за утраты представленных административным истцом документов до их проверки.
Вопреки доводам жалобы о допущенных судами нарушениях норм процессуального права, выразившая в рассмотрении административного дела судьей Щербининым И.А, оснований, предусмотренных статями 31-35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к отводу судьи не имелось, о чем вынесено определение от 13 января 2023 г, административное дело по апелляционной жалобе рассмотрено с участием явившихся в судебное заседание сторон и их представителей.
Ссылка заявителя на предпочтение судом позиции административного ответчика и содействие ему не состоятельна, поскольку частным определением Грачевского районного суда Ставропольского края от 22 марта 2023 г. административному ответчику указано на допущенные нарушения закона.
Иные приведенные в жалобе доводы по существу сводятся к несогласию административного истца с судебными актами, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судебными инстанциями при рассмотрении дела, в связи с этим признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права и не могут служить основанием для отмены обжалуемых актов.
Нарушений норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела не допущено. При таком положении основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Грачевского районного суда Ставропольского края от 22 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 4 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Черниковой А.И. в интересах опекаемого Зимовца А.С. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 марта 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.