Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Чумаков Ю.А., рассмотрев жалобу начальника отделения-старшего судебного пристава ОСП по Ковылкинскому району УФССП России по Республики Мордовия Захаровой Н.В. на вступившие в законную силу решение судьи Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 21 сентября 2023 года, решение судьи Верховного суда Республики Мордовия от 13 ноября 2023 года, вынесенные в отношении Администрации Ковылкинского Муниципального района Республики Мордовия по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отделения судебных приставов по Ковылкинскому району УФССП России по Республике Мордовия N1379/23/13012-АП от 17 августа 2023 года Администрация Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Решением судьи Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 21 сентября 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 13 ноября 2023 года, постановление отменено, производство по делу в отношении администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия -прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо просит судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности.
Администрация Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, Тулаева А.В, уведомленные в соответствии с частью 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, возражения в установленный срок не представили.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 2 указанной статьи (в редакции Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 225-ФЗ, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) установлено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Согласно материалам дела, постановлением заместителя начальника отдела- заместителя старшего судебного пристава ОСП по Ковылкинскому району УФССП России по Республике Мордовия Мартьянова Д.В. от 21 февраля 2017 г. на основании исполнительного листа Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 10 февраля 2017 г. серия ФС N013135712 возбуждено исполнительное производство N2406/17/13012 - ИП в отношении администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, предмет исполнения: обязать администрацию Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия предоставить Тулаевой А.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма по месту жительства общей площадью не менее 33 кв.м, соответствующее санитарным и техническим нормам. Также установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Требованием заместителем начальника отделения -заместителем старшего судебного пристава ОСП по Ковылкинскому району УФССП России по Республике Мордовия Брыкаловой Е.Ф. администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия установлен срок для добровольного исполнения требования исполнительного документа до 20 марта 2023 г.
Постановлением заместителя начальника отделения -заместителя старшего судебного пристава ОСП по Ковылкинскому району УФССП России по Республике Мордовия Брыкаловой Е.Ф. администрации Ковылкинскаго муниципального района Республики Мордовия установлен новый срок для исполнения требования исполнительного документа до 17 июля 2023 г.
Протоколом об административном правонарушении от 16 августа 2023г. администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мсрдозня вменялось то, что она, в установленный судебным приставом-исполнителем срок до 17 июля 2023 г. не исполнила требования исполнительного листа.
Постановлением от 17 августа 2023 г. N1379/23/13012-АП администрация Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Судья Ковылкинского районного суда Республики Мордовия, рассмотрев жалобу администрации в порядке статей 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решением от 21 сентября 2023 г. постановление должностного лица отменил, производство по делу прекратил на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Принимая данное решение, судья районного суда, оценив фактические конкретные обстоятельства настоящего дела с учетом положений статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пришел к выводу об отсутствии бесспорных доказательств, подтверждающих виновное противоправное бездействие администрации, указав при этом, что при рассмотрении дела и жалобы не установлено наличие возможности для исполнения решения суда.
Судья Верховного Суда Республики Мордовия по итогам разрешения жалобы должностного лица, поданных на указанное решение в порядке статей 30.9, 30.1 - 30.2Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно, с выводами судьи районного суда согласился.
В настоящей жалобе Захарова Н.В. просит об отмене состоявшихся судебных актов, заявляя о необоснованном прекращении производства по делу.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления и (или) решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения этого лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Данная норма корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации, из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении также предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение. Таким случаем в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 г. N 1788-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее статьи 46, которая во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 г. N 1788-О, отмена вступившего в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении возможна, но только в случае, если в ходе предыдущего разбирательства допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Вместе с тем в рассматриваемом случае не имеется оснований для вывода о том, что нижестоящими судебными инстанциями допущено существенное нарушение, которое носило фундаментальный, принципиальный характер и повлияло на исход дела.
С учетом изложенного, решение судьи Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 21 сентября 2023 года, решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 13 ноября 2023 года, вынесенные в отношении Администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отмене не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 21 сентября 2023 года, решение судьи Верховного суда Республики Мордовия от 13 ноября 2023 года, вынесенные в отношении Администрации Ковылкинского Муниципального района Республики Мордовия по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу начальника отделения-старшего судебного пристава ОСП по Ковылкинскому району УФССП России по Республики Мордовия Захаровой Н.В.- без удовлетворения.
Судья Ю.А. Чумаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.