Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Софронова В.А, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Плавский район на решение Плавского межрайонного суда Тульской области от 16 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 13 июня 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Тульского природоохранного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Плавский район о возложении обязанности провести в установленном законом порядке мероприятия по лесоустройству и разработать лесохозяйственные регламенты городских лесов.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Шароновой Е.С, объяснения представителя администрации муниципального образования Плавский район Мацкевич И.В, поддержавшей кассационную жалобу, возражения прокурора четвертого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в городе Самаре, городе Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Тульский природоохранный прокурор (далее также - прокурор) обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц, в котором просил обязать администрацию муниципального образования Плавский район (далее также - Администрация) в срок до 31 января 2024 года провести в установленном законом порядке мероприятия по лесоустройству и разработать лесохозяйственные регламенты городских лесов, расположенных на территории "адрес".
Решением Плавского межрайонного суда Тульской области от 16 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 13 июня 2023 года, административные исковые требования прокурора удовлетворены частично. На Администрацию возложена обязанность провести мероприятия по лесоустройству и разработать лесохозяйственные регламенты городских лесов, расположенных на территории "адрес" в соответствии с установленными требованиями в срок до 31 января 2024 года.
В кассационной жалобе, поданной 12 декабря 2023 года через Плавский межрайонный суд Тульской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 9 января 2024 года, заявитель просит отменить принятые по делу судебные акты, как незаконные, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в судебных актах, обстоятельствам административного дела, а также на неправильное применение норм материального права и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении требований прокурора в полном объеме.
В жалобе указывается на то, что в соответствии с Генеральным планом муниципального образования "адрес", Правилами землепользования и застройки Муниципального образования "адрес" территории, занятые лесами, на землях населенных пунктов и предназначенные для последующего отнесения к городским лесам, отсутствуют. Учтенное судами в качестве доказательства заключение о результатах осмотра насаждений, расположенных на землях населенных пунктов "адрес", проведенного сотрудниками департамента лесного хозяйства министерства природных ресурсов и экологии Тульской области, которым установлено наличие на земельных участках с кадастровыми номерами: N искусственно созданных лесных насаждений, отвечающих признакам городских лесов, не является надлежащим доказательством, поскольку министерство природных ресурсов и экологии Тульской области не может быть признано независимой экспертной организацией. Судами не принято во внимание, что земельные участки с кадастровыми номерами: N находятся среди жилых домов и фактически используются для массового отдыха, проведения спортивных мероприятий, на их территории расположены спортивные и детские площадки; на территории земельного участка с кадастровым номером N находятся здания больничного комплекса Государственного учреждения здравоохранения "Плавская центральная районная больница имени С.С. Гагарина" (далее ГУЗ "Плавская ЦРБ им. С.С. Гагарина"), парк является частью больничного городка, был искусственно высажен для прогулок больных. Обжалуемые судебные акты, которыми на Администрацию возложена обязанность провести лесоустройство и разработать лесохозяйственные регламенты городских лесов, противоречат принципам точности, ясности, недвусмысленности и исполнимости судебного решения.
Также утверждается, что судами не дана правовая оценка сведениям, представленным филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тульской области, согласно которым, к находящимся на территории "адрес" земельным участкам категории земель лесного фонда, учтенным в Едином государственном реестре недвижимости, относятся участки, в адресе которых имеется указание на населенный пункт - "адрес". Данные участки имеют кадастровые номера: N, их общая площадь составляет 22 га и соответствует сведениям, содержащимся в Едином лесном реестре по муниципальному образованию "адрес".
Обращается внимание на то обстоятельство, что в связи с отсутствием в границах муниципального образования "адрес" облесенных земельных участков, составляющих естественные экологические системы, природный ландшафт, сохранивших свои природные свойства, либо земельных участков, которые возможно использовать в соответствии с видами использования лесов, установленными статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации, проведение мероприятий по лесоустройству и разработке лесохозяйственных регламентов городских лесов не является процедурой, направленной на восстановление прав неопределенного круга лиц.
Относительно кассационной жалобы Тульским природоохранным прокурором представлены письменные возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что такие нарушения допущены при рассмотрении настоящего дела.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Тульской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения Администрацией лесного законодательства, в ходе которой установлено неприменение органом местного самоуправления предусмотренных законодательством мер по обеспечению охраны и законного использования городских лесов и отсутствие материалов лесоустройства и лесохозяйственных регламентов на участки лесных насаждений - городских лесов, подлежащих охране.
28 ноября 2022 года по результатам проведенной проверки в адрес главы Администрации прокурором внесено представление об устранении нарушений лесного законодательства, содержащее требования принять меры к проведению в установленном законом порядке мероприятий по лесоустройству и разработке лесохозяйственных регламентов городских лесов, расположенных на территории "адрес".
В ответе на представление прокурора Администрацией сообщено, что на территории "адрес" расположены земельные участки с кадастровыми номерами: N, занятые парками, скверами, которые имеют виды разрешенного использования: для размещения скверов, парков, городских садов; для размещения объектов (территорий) рекреационного назначения; отдых (рекреация); границы перечисленных земельных участков установлены согласно требованиям действующего законодательства. В соответствии с Генеральным планом муниципального образования "адрес" территории, занятые лесами, на землях населенных пунктов и предназначенных для последующего отнесения к городским лесам, отсутствуют.
После вынесенного акта прокурорского реагирования материалы лесоустройства и лесохозяйственные регламенты на участках лесных насаждений - городских лесах административным ответчиком не разработаны.
Частично удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 19, 116 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее также - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ), статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "ГОСТ 18486-87. Государственный стандарт Союза ССР. Лесоводство. Термины и определения", приняв во внимание представленные в материалы дела доказательства, в том числе заключение о результатах осмотра насаждений, расположенных на землях населенных пунктов в городе Плавск, подготовленного должностными лицами министерства природных ресурсов и экологии Тульской области, согласно которому лесные насаждения земельных участков с кадастровыми номерами N соответствуют признакам городского леса, пришел к выводу, что в нарушение требований федерального законодательства в сфере лесопользования Администрацией не проведены мероприятия по лесоустройству, не разработан лесохозяйственный регламент, что влечет невозможность осуществления мероприятий, направленных на охрану, защиту лесов и рациональное использование лесных ресурсов, ставит под угрозу экологическое благополучие общества, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования "адрес", на благоприятную окружающую среду.
Суд апелляционной инстанции, проверив установленные судом первой инстанции обстоятельства, признал указанные выводы обоснованными и не установилоснований для отмены решения суда по приведенным в апелляционной жалобе доводам, посчитав, что они по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены межрайонным судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения дела.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что указанные выводы сделаны с нарушением норм материального права, регулирующих спорные отношения, и норм процессуального права.
Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации установлены нормативные требования к принимаемому судебному решению, которые предусматривают, что решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 176). Такое правовое регулирование, обеспечивающее реализацию задач по правильному и своевременному рассмотрению и разрешению административных дел (пункт 3 статьи 3 названного Кодекса), не позволяет принимать произвольные и немотивированные судебные акты, без учета всех доводов, приведенных сторонами судебного разбирательства. Достижение указанной задачи невозможно без соблюдения принципа состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 названного Кодекса). Данный принцип выражается, в том числе в принятии судом предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения административного дела (часть 1 статьи 63, части 8 и 12 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно статье 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе, осуществление мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов, а также разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов (пункты 3.1 и 4 части 1).
Пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения отнесены, в том числе, организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Таким образом, в силу приведенных законоположений к обязанностям Администрации относятся лесоустройство в отношении лесов, расположенных на землях города Плавск Плавского района Тульской области, а также утверждение соответствующих лесохозяйственных регламентов на них.
Лесоустройство, согласно положениям статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации, представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, которые проводятся в целях получения актуальных и достоверных сведений о лесах и лесных ресурсах, об их местоположении, состоянии, количественных и качественных характеристиках, используемых в качестве информационной основы для осуществления мероприятий по сохранению лесов, лесного планирования, для ведения государственного лесного реестра, оценки лесов, для обеспечения устойчивого управления лесами, многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования лесов, для улучшения их качества и повышения их продуктивности и может проводиться как на землях лесного фонда, так и на землях населенных пунктов, на которых расположены леса (части 1, 2).
В силу пункта 1 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя, в том числе, проектирование лесничества, которое осуществляется согласно части 1 статьи 68.1 Лесного кодекса Российской Федерации в целях установления основных территориальных единиц управления лесами в форме лесничеств, а также участковых лесничеств.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесничества создаются, в том числе, на землях населенных пунктов, на которых расположены леса.
Создание и упразднение лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств, установление и изменение границ лесничеств и участковых лесничеств осуществляются решениями органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации.
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.
Лесохозяйственный регламент подготавливается на основании лесоустроительной документации, составляемой по результатам лесоустройства, сведений, содержащихся в государственном лесном реестре и иных государственных реестрах, документов территориального планирования и составляется на срок до десяти лет.
Под лесом понимается целостная совокупность лесных древесных и иных растений, земли, животных, микроорганизмов и других природных компонентов, находящихся во взаимосвязи внутренней и с внешней средой (пункт 3.1.3 Стандарта отрасли ОСТ 56-108-98 "Лесоводство. Термины и определения", утв. приказом Рослесхоза от 3 декабря 1998 года N 203).
В соответствии со статьей 5 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются, исходя из понятия о лесе, как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 2 июня 2015 года N 12-П, лес в качестве одной из разновидностей природных объектов определяется как естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.
На основании статьи 116 Лесного кодекса Российской Федерации к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов.
Определение городских лесов также содержатся в пункте 3.1.15 указанного выше Стандарта - это леса, расположенные на землях городских населенных пунктов, предназначенные для отдыха населения, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также для сохранения благоприятной экологической обстановки.
Городские леса и другие защитные леса могут располагаться на землях населенных пунктов (часть 1 статьи 122 Лесного кодекса Российской Федерации).
Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, прокурор сослался на то, что на территории "адрес" сформированы земельные участки с кадастровыми номерами: N (вид разрешенного использования - для размещения скверов, парков, городских садов), N (вид разрешенного использования - для размещения скверов, парков, городских садов), N (вид разрешенного использования - для размещения объектов (территорий) рекреационного назначения), N (вид разрешенного использования - отдых (рекреация), N (вид разрешенного использования - отдых (рекреация), а также на информацию министерства природных ресурсов и экологии Тульской области, согласно которой по сведениям государственного лесного реестра площадь городских лесов на территории "адрес" составляет 30 га.
Из последовательной позиции административного ответчика, его отзыва на административное исковое заявление при рассмотрении дела по существу, а также доводов апелляционной жалобы, подкрепленной сведениями Генерального плана муниципального образования город Плавск Плавского района Тульской области, сведениями филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тульской области, следует, что территории, занятые лесами, на землях муниципального образования "адрес" отсутствуют, земельные участки категории лесного фонда, учтенные в Едином государственном реестре недвижимости, и расположенные в "адрес" имеют кадастровые номера: N и не могут быть отнесены к землям населенных пунктов, предназначенных для последующего отнесения к городским лесам, однако в нарушение приведенных норм процессуального закона какая-либо правовая оценка данным обстоятельствам судом не дана.
Кроме того, согласно протоколу судебного заседания Плавского межрайонного суда Тульской области от 1 марта 2023 года представителями административного истца и административного ответчика поставлен вопрос о необходимости запросить акт прокурорской проверки, отсутствующий в материалах дела, однако суд необходимое доказательство не истребовал и, как следствие, указанный акт не был предметом судебного исследования.
Судебная коллегия также отмечает, что согласно статье 61 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ зеленый фонд городских и сельских населенных пунктов представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения.
Озелененные территории - часть территории природного комплекса, на которой располагаются природные и искусственно созданные садово-парковые комплексы и объекты - парк, сад, сквер, бульвар; территории жилых, общественно-деловых и других территориальных зон, не менее 70 процентов поверхности которых занято зелеными насаждениями (пункт 3.23 СП 42.13330.2016, Свод правил по планировке и застройке городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.0701.89, утвержденного приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 года N 1034).
Сложившаяся государственно-управленческая практика выделяет несколько основных категорий озелененных территорий, каждая из которых имеет свои особенности по отношению к собственности, продаже, аренде, режимам использования и способам хозяйствования: озелененные территории общего пользования - территории, используемые для рекреации всего населения города (в крупнейших городах - "миллионерах" - жителей, планировочных и жилых районов); озелененные территории ограниченного пользования; озелененные территории специального назначения, подпадающие под действие федерального законодательства об особо охраняемых территориях (пункты 1.1.1, 1.1.2 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 15 декабря 1999 года N 153).
Таким образом, озелененная территория, имеющая рекреационное назначение, является объективным критерием для определения территориальных зон.
Фактически из этого исходит и Градостроительный кодекс Российской Федерации, согласно которому территориальные зоны устанавливаются с учетом: возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района, с учетом территориальных зон, определенных Градостроительным кодексом Российской Федерации, сложившейся планировки территории и существующего землепользования, планируемых изменений границ земель различных категорий (пункты 1 - 7 статьи 34).
При этом, Градостроительный кодекс Российской Федерации, выделяя возможные виды и состав территориальных зон, в их числе называет рекреационную зону, в которую могут включаться зоны в границах территорий, занятых не только, городскими лесами, но и скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом (часть 11 статьи 35).
Земельный кодекс Российской Федерации, устанавливая в статье 85 требование принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, одновременно предусматривает, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков (абзацы первый и второй пункта 2 статьи 85).
Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма (пункт 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 62.1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду могут создаваться лесопарковые зеленые пояса - зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, включающие в себя территории, на которых расположены леса, водные объекты или их части, природные ландшафты, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему и выполняют средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.
Статьей 62.2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ установлен порядок принятия решения о создании лесопаркового зеленого пояса, в соответствии с которым решение о создании лесопаркового зеленого пояса и о его площади принимается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 6 указанной статьи).
Согласно пункту 8 статьи 62.2 поименованного Федерального закона уполномоченные органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в течение 180 дней после дня принятия решения о создании лесопаркового зеленого пояса устанавливают его границы.
Границы лесопарковых зеленых поясов подлежат включению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 статьи 62.2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ).
Из материалов дела следует, что постановлением Тульской областной Думы от 12 декабря 2019 года N 5/193 создан лесопарковый зеленый пояс "адрес" площадью 190 712 кв.м, в Генеральном плане муниципального образования "адрес" сведения о территориях, занятых лесами, на землях населенных пунктов муниципального образования "адрес" отсутствуют.
Судя по материалам дела, на земельном участке с кадастровым номером N (вид разрешенного использования - для размещения скверов, парков, городских садов) располагается парк имени 40-летия Октября, в котором имеется детский городок, фонтан, скамейки, аллеи с асфальтовым покрытием и произрастают искусственно высаженные 4 липы, 4 клена 2 березы; на земельном участке с кадастровым номером N (вид разрешенного использования - для размещения скверов, парков, городских садов) имеются детская и спортивная площадки и произрастают искусственно высаженные 5 лип, 5 кленов, 10 берез; на земельном участке с кадастровым номером N (вид разрешенного использования - отдых (рекреация) расположен "Больничный парк" и имеется насаждение, состоящее из 3 дубов, 3 лип, 2 кленов, 2 ясеней и одной сосны.
Письмом от 23 ноября 2022 года N 7-03-2022 Администрация сообщила прокурору, что земли лесопарковой зоны (парки и скверы), расположенные на территории муниципального образования "адрес" сформированы и поставлены на кадастровый учет (N.N N), решением Тульской областной Думы от 12 декабря 2019 года N 5/193 в состав "зеленого щита" включены земельные участки с кадастровыми номерами N.
Таким образом, материалы дела содержат сведения о том, что указанные земельные участки расположены в лесопарковой зоне муниципального образования "адрес", данные о земельных участках включены в Единый государственный реестр недвижимости, находящиеся на них зеленые насаждения были искусственно высажены с целью озеленения города, территории, занятые лесами, на землях муниципального образования "адрес" отсутствуют, земельные участки категории лесного фонда, учтенные в Едином государственном реестре недвижимости, относятся к федеральной собственности и имеют иные кадастровые номера.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от 12 июля 2007 года N 10-П, от 13 декабря 2016 года N 28-П, от 10 марта 2017 года N6-П, от 11 февраля 2019 года N 9-П и др.).
Вместе с тем, данные обстоятельства судом первой инстанции проигнорированы, правовая оценка им не дана, в связи с чем обжалуемое решение принято судом без учёта конкретных обстоятельств административного дела.
Таким образом, суд подошел к разрешению спора формально и фактически уклонился от установления обстоятельств, имеющих юридическое значение для его правильного разрешения.
Поскольку суд апелляционной инстанции не устранил допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права, не установили не исследовал все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего административного спора, не оценил доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии на территории муниципального образования "адрес" городских лесов, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о необходимости отмены обжалуемого апелляционного определения с направлением административного дела на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное выше и разрешить спор в соответствии с установленными по административному делу обстоятельствами и требованиями закона.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 13 июня 2023 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 5 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.