Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Найденовой О.Н, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал" на решение Ленинского районного суда города Пензы от 2 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 6 сентября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению акционерного общества "Молочный комбинат "Пензенский" к администрации города Пензы о признании недействующими нормативно-правовых актов.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал" Усоян К.Г, Сычева М.В, Борисенко Е.С, Капешкиной Н.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителей администрации города Пензы Новичковой Е.Г, Андосовой Е.Н, представителя акционерного общества "Молочный комбинат "Пензенский" Николновой С.Н, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
пунктом 1 постановления администрации города Пензы от 10 сентября 2020 года N 1270 на основании обращения представителей общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал" (далее также - ООО "Горводоканал") установлены нормативы состава сточных вод для абонентов централизованной системы водоотведения города Пензы.
Данное постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2020 года.
Постановлением администрации города Пензы (далее также - администрация) от 26 февраля 2021 года N 252 установлены нормативы состава сточных вод для абонентов централизованной системы водоотведения города Пензы по БПКполн.
Указанные постановления опубликованы в муниципальной газете "Пенза" 18 сентября 2020 года N 36 и 5 марта 2021 года N 8 и вступили в силу, соответственно, 19 сентября 2020 года и 6 марта 2021 года.
Акционерное общество "Молком" (далее также - АО "Молком") обратилось в суд с административным исковым заявлением, просило признать недействующими пункт 1 постановления администрации от 10 сентября 2020 года N 1270 и приложение к нему, а также постановление администрации от 26 февраля 2021 года N 252.
В обоснование административного иска указано, что АО "Молком" является абонентом централизованной системы водоотведения в городе Пензе и вносит плату в ООО "Горводоканал" за сброс в систему водоотведения загрязняющих веществ сверх нормативов, определенных в данных нормативных актах. Считает, что оспариваемые постановления противоречат части 2 статьи 30.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", а также Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 (далее - Правила водоснабжения и водоотведения), поскольку нормативы состава сточных вод были утверждены только в отношении 28 загрязняющих веществ и без учета количества технологических зон водоотведения централизованной системы водоотведения города Пензы. Согласно Схеме водоснабжения и водоотведения города Пензы с перспективой развития до 2026 года в муниципальном образовании существуют две технологические зоны водоотведения, для каждой из которых в соответствии с пунктами 168-169 Правил водоснабжения и водоотведения должны быть рассчитаны и утверждены нормативы состава сточных вод, в связи с чем ООО "Горводоканал" при расчетах нормативов необоснованно применил формулы пунктов 178, 179 Правил водоснабжения и водоотведения. В журналах учета ООО "Горводоканал" отсутствует маркировка проб, позволяющая ее идентифицировать и проследить путь от отбора до завершения исследования, в связи с чем АО "Молком" не может установить достоверность проведенных лабораторных исследований состава сточных вод по загрязняющим веществам.
Расчет усредненного значения концентрации i-гo загрязняющего вещества в сточных водах, поступающих на очистные сооружения организации, осуществляющей водоотведение и усредненного значения концентрации i-гo загрязняющего вещества в сточных водах на выпуске сточных вод в водный объект с очистных сооружений организации, осуществляющей водоотведение, в отношении загрязняющего вещества БПК пол. произведен с нарушением пункта 177 Правил водоснабжения и водоотведения, поскольку отбор проб был произведен за период менее 12 месяцев. В постановлении от 10 сентября 2020 года N 1270 неправильно определена дата начала его действия - 1 июля 2020 года, поскольку пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" в части срока начала действия нормативов состава сточных вод носит рекомендательный характер. Полагает, что в результате принятия названных постановлений на АО "Молком" незаконно возлагается обязанность по внесению платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Решением Ленинского районного суда города Пензы от 2 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 6 сентября 2023 года, административный иск удовлетворен, признаны недействующими постановления администрации в оспариваемой части.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 1 декабря 2023 года, ООО "Горводоканал" просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как принятые при неправильном применении норм материального и процессуального права. Указывает на ошибочность выводов судов о наличии в централизованной системе водоотведения города Пензы двух технологических зон, о нарушении абзаца 7 пункта 177 Правил холодного водоснабжения и водоотведения при расчете нормативов состава сточных вод в отношении показателя БПКполн, о признании оспариваемых постановлений недействующими с даты их принятия. Ссылается на нарушение судами положений части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
АО "Молком", администрация города Пензы, Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по саратовской и пензенской областям, ГБУЗ "Городская детская поликлиника" на кассационную жалобу поданы письменные возражения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно положениям части 7, пункта 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются; выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Суды, проверив оспариваемые нормативные правовые акты на соответствие требованиям, предъявляемым к форме, порядку принятия, правил введения в действие и опубликования правового акта, пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах своей компетенции; порядок и процедура его принятия, опубликования и введения в действие соблюдены.
При этом, признавая недействующими в оспариваемой части постановления администрации, суды нижестоящих инстанций указали на то, что оспариваемые нормативные правовые акты противоречат пунктам 168, 169, 176 Правил водоснабжения и водоотведения, поскольку указанные в них нормативы состава сточных вод были установлены едиными для всех абонентов и объектов, обслуживаемых ООО "Горводоканал", без учета количества технологических зон водоотведения с использованием методики, содержащейся в пункте 179 Правил водоснабжения и водоотведения, не подлежащей применению. Кроме того, при расчете нормативов состава сточных вод по показателю БПКпол, на основании которого принято оспариваемое постановление администрации от 26 февраля 2021 года N 252, были допущены нарушения пункта 177 Правил водоснабжения и водоотведения.
Оснований не согласиться с выводами судов нижестоящих инстаницй не имеется.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения урегулированы Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении).
Частями 1 и 2 статьи 30.1 Закона о водоснабжении, вступивших в действие с 1 января 2019 года, предусмотрено, что в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определённых правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод. Нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учётом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644, дополнены разделом XIII "Порядок установления нормативов состава сточных вод, в том числе порядок расчета показателей эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, и особенности установления нормативов состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ", который введен в действие с 3 июня 2020 года.
Пунктом 2 этого постановления Правительства Российской Федерации органам местного самоуправления городских округов рекомендовано установить нормативы состава сточных вод в соответствии с требованиями данного постановления со сроком начала их действия не позднее 1 июля 2020 года; ранее действовавшие Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 167 от 12 февраля 1999 года, признаны утратившими силу с 1 июля 2020 года.
Таким образом, действующим федеральным законодательством с 3 июня по 1 июля 2020 года был установлен переходный период, в течение которого муниципальные нормативные правовые акты об установлении для абонентов нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод должны быть приведены в соответствие с требованиями Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644.
Основаниями для установления или корректировки нормативов состава сточных вод являются установление (расчет, представление), корректировка (перерасчет) нормативов допустимых сбросов или установление (корректировка) технологических нормативов для объектов централизованных систем водоотведения организации, осуществляющей водоотведение (абзац 1 пункта 171 Правил водоснабжения и водоотведения).
Приказами Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 10 января 2020 года N 8 и N 9 установлены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в реку Сура города Пензы для двух спусков сточных вод на основании проектов ООО "Горводоканал".
На основании обращений ООО "Горводоканал", осуществляющее водоотведение на территории города Пензы, пунктом 1 постановления администрации от 10 сентября 2020 года N 1270 установлены нормативы состава сточных вод для абонентов централизованной системы водоотведения города Пензы согласно приложению по 26 загрязняющим веществам; постановлением администрации от 26 февраля 2021 года N 252 установлены нормативы состава сточных вод для абонентов централизованной системы водоотведения города Пензы для показателя БПКполн.
Пунктом 168 Правил водоснабжения и водоотведения определено, что нормативы состава сточных вод устанавливаются едиными для объектов всех абонентов централизованной системы водоотведения или конкретной технологической зоны водоотведения (если централизованная система водоотведения состоит из 2 и более технологических зон водоотведения) (пункт).
Нормативы состава сточных вод устанавливаются для объектов абонентов всех организаций, осуществляющих водоотведение с использованием конкретной централизованной системы водоотведения или технологической зоны водоотведения (если централизованная система водоотведения состоит из 2 и более технологических зон водоотведения), в том числе не являющихся собственниками или иными законными владельцами выпусков сточных вод в водный объект (пункт 169 Правил водоснабжения и водоотведения).
В силу пункта 2 Требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2013 года N 782, технологической зоной водоотведения признается часть централизованной системы водоотведения (канализации), отведение сточных вод из которой осуществляется в водный объект через одно инженерное сооружение, предназначенное для сброса сточных вод в водный объект (выпуск сточных вод в водный объект), или несколько технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для сброса сточных вод в водный объект (выпусков сточных вод в водный объект)
На момент принятия оспариваемых актов действовала схема водоснабжения и водоотведения города Пензы с перспективой развития до 2026 года, утвержденная постановлением администрации от 27 августа 2014 года N 1001, из которой следует, что в городе Пензе существуют две очереди очистных сооружений, которые технологически не связаны между собой, поскольку основной проблемой системы водоотведения муниципального образования является невозможность переброски сточных вод на первую очередь очистных сооружений со второй очереди, которая более загружена.
В соответствии с проектами ООО "Горводоканал" приказами Верхне- Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 10 января 2020 года N 8 и N 9 установлены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в реку Сура города Пензы для каждого спуска сточных вод каждой очереди очистных сооружений (спуск N 1 - для первой очереди очистных сооружений и спуск N 2 - для второй очереди очистных сооружений). Указанные нормативы установлены на срок до 10 января 2025 года.
Таким образом, в городе Пензе отведение сточных вод в реку Сура производится через два технологически самостоятельных очистных сооружения, имеющих свои спуски, для которых установлены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, что, как правильно указано судами, свидетельствует о наличии двух технологических зон водоотведения в централизованной системе водоснабжения муниципального образования, для которых необходимо утверждать отдельные нормативы состава сточных вод.
При этом судами обоснованно отмечено, что использование одного и того же оборудования в работе первой и второй очереди очистных сооружений, вопреки доводам ООО "Горводоканал", не свидетельствует о технологической связи этих очистных сооружений, поскольку это не приводит к смешению сточных вод, поступающих на них для очистки, так как в этом случае очистные сооружения первой и второй очереди имели одинаковую нагрузку.
Поскольку имеющаяся в городе Пензе централизованная система водоотведения имеет две технологические зоны, постольку нормативы состава сточных вод должны были устанавливаться в соответствии с методикой, приведенной в пункте 176 Правил водоснабжения и водоотведения для каждой технологической зоны.
Вместе с тем, оспариваемыми постановлениями установлены единые нормативы состава сточных вод для всех абонентов и объектов централизованной системы водоотведения города Пензы, без учета количества технологических зон водоотведения.
Доводы кассационной жалобы о наличии в городе Пензе одной технологической зоны водоотведения были проверены судами, мотивированно отклонены в обжалуемых судебных постановлениях, выводы судов в дополнительной аргументации не нуждаются.
Ссылка ООО "Горводоканал" на то, что система сбора, транспортировки сточных вод в городе Пензе является единой и не позволяет выделить объекты или абонентов, относящиеся к одной технологической зоне, выводы судов не опровергает и не может повлечь отмену судебных актов
Судами установлено, что в проектах нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, поступающих в реку Сура после городских очистных сооружений канализации ООО "Горводоканал", для выпуска N 1 и для выпуска N 2 определены перечни объектов и абонентов, осуществляющих водоотведение через каждый спуск, относящийся к определенной очереди очистных. АО "Молком" относится к первой очереди очистных сооружений и выпуску N 1 для сброса сточных вод в реку Сура.
Кроме того, ранее действовавшее постановление администрации от 28 апреля 2010 года N 430 устанавливало норматив водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения, также для каждой очереди очистных сооружений в городе Пензе. На момент принятия оспариваемых нормативных актов изменения в структуру и схему водоотведения города Пензы не вносились.
Судебная коллегия соглашается и с выводом суда о нарушении пункта 177 Правил водоснабжения и водоотведения при расчете нормативов состава сточных вод по показателю БПКпол.
Показатель эффективности удаления i-го загрязняющего вещества очистными сооружениями организации, осуществляющей водоотведение в соответствии с абзацем 1 этого пункта определяется с использованием усреднённого значения концентрации i-го загрязняющего вещества в сточных водах, поступающих на очистные сооружения организации, осуществляющей водоотведение, и усреднённого значения концентрации i-го загрязняющего вещества в сточных водах на выпуске сточных вод в водный объект с очистных сооружений той же организации.
Расчет усредненного значения концентрации i-гo загрязняющего вещества в сточных водах, поступающих на очистные сооружения организации, осуществляющей водоотведение, и усредненного значения концентрации i-гo загрязняющего вещества в сточных водах на выпуске сточных вод в водный объект с очистных сооружений той же организации (далее - усредненные значения) выполняется за период не менее 12 календарных месяцев, предшествующих первому числу месяца представления организацией, осуществляющей водоотведение, рассчитанных значений нормативов состава сточных вод в орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, либо за фактическое время работы очистных сооружений организации, осуществляющей водоотведение, - в случае, если такие очистные сооружения эксплуатируются организацией, осуществляющей водоотведение, менее 12 календарных месяцев до даты представления организацией, осуществляющей водоотведение, рассчитанных значений нормативов состава сточных вод (абзац 6 пункта 177 Правил водоснабжения и водоотведения).
При представлении организацией, осуществляющей водоотведение, рассчитанных значений нормативов состава сточных вод в орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, до 1 января 2021 года расчет указанных ранее показателей может выполняться за период не менее 60 календарных дней на основании результатов анализов не менее 12 проб сточных вод с интервалом между датами отбора проб не менее 5 календарных дней (абзац 7 пункта 177 Правил водоснабжения и водоотведения).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что заявление об установлении норматива состава сточных вод для загрязняющего вещества БПКпол. было направлено в администрацию 29 января 2021 года, а расчет усредненных значений был произведен ООО "Горводоканал" на основании результатов анализа проб воды, полученных за период с 29 июля 2020 года по 2 декабря 2020 года (4 месяца 4 дня), что не соответствует абзацу 2 пункта 177 Правил водоснабжения и водоотведения.
С учетом изложенного выводы судов нижестоящих инстанций о наличии оснований для признания оспариваемых нормативных правовых актов администрации недействующим мотивированы в судебных актах и являются правильными.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают и не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов.
Изложенные в кассационной жалобе доводы, в том числе о нарушении судом положений части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неверном определении даты, с которой оспариваемые постановления признаны недействующими, являлись предметом тщательной проверки судом апелляционной инстанции, мотивы, по которым доводы ООО "Горводоканал" были отклонены, подробно и аргументированно приведены в судебном акте суда апелляционной инстанции.
Несогласие заявителя кассационных жалобы с судебной оценкой установленных обстоятельств и иное толкование норм закона не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Учитывая, что основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и кассационного представления не имеется.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Пензы от 2 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 6 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12 февраля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.