Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Тришкиной М.А, судей Лемякиной В.М, Балашова А.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 к администрации города Липецка, Правительству Липецкой области, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области о признании незаконными действий (бездействия), признании нарушением прав издания разрешительных документов на строительство и ввод в эксплуатацию объектов, восстановлении нарушенных прав и возмещении вреда
по кассационной жалобе ФИО7 на решение Советского районного суда города Липецка от 20 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 31 июля 2023 года
заслушав доклад судьи Лемякиной В.М,
УСТАНОВИЛА:
ФИО8 обратилась в суд с иском к администрации г. Липецка, Правительству Липецкой области, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области о признании незаконными действий (бездействия), признании нарушением прав издание разрешительных документов на строительство и ввод в эксплуатацию объектов, восстановлении нарушенных прав, о возмещении ущерба, компенсации морального вреда. В обоснование иска указала, что в результате введения в эксплуатацию дороги по "адрес" в настоящее время создается звуковое давление, уровень которого в ее квартире превышает предельно-допустимые значения. Она постоянно подвергается негативному воздействию шума от дороги и вынуждена покидать свое жилье. Указанные действия (бездействия) ответчиков нарушают ее права, гарантированные Конституцией РФ, а именно: право на жизнь, право на охрану здоровья. Действиями ответчиков истцу причинен имущественный и моральный вред.
Просила признать незаконным действия ответчиков администрации г. Липецка и Правительства Липецкой области, повлекшие причинение вреда ее неимущественным правам и имуществу, принадлежащей ей квартиры N N в доме N N по "адрес" с придомовой территорией по указанному адресу, что привело к нарушению ее прав на использование принадлежащей ей квартиры по назначению, с учетом ее статуса инвалида и особенности состояния здоровья; признать незаконным бездействие ответчиков по устранению вредных физических факторов, которые привели к нарушению ее прав на безопасное комфортное проживание в принадлежащей ей квартире. Также просила суд признать факт причинения ответчиками материального и морального вреда в размере стоимости равнозначного жилья с учетом внесенных изменений по приведению в аналогичное улучшенное состояние.
В процессе рассмотрения гражданского дела истец уточнила исковые требования, просила признать нарушением ее прав действия ответчиков администрации г..Липецка и Правительства Липецкой области по изданию документов: разрешения на строительство объекта "Улицы и магистральные сети, прилегающие к микрорайону 28. Корректировка проекта", расположенного по адресу: "адрес" от 25 ноября 2014 года N N, разрешения на ввод в эксплуатацию объекта "Улицы и магистральные сети, прилегающие к микрорайону 28. Корректировка проекта", расположенного по адресу: "адрес" от 7 июля 2015 года N N; разрешения на строительство объекта "Улицы и магистральные сети, прилегающие к микрорайону 28 в Октябрьском округе г..Липецка", расположенного по адресу: "адрес" от 13 августа 2009 года N N; разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства "Улицы и магистральные сети, прилегающие к микрорайону 28 в Октябрьском округе г..Липецка", расположенного по адресу: "адрес" от 31 декабря 2009 года N N; разрешения на ввод в эксплуатацию "Улицы и магистральные инженерные сети, прилегающие к микрорайону 29 и общественно-торговому центру" от 28 декабря 2015 года N N; разрешения на строительство здания со сплошным остеклением 3-го этапа строительства рынка розничной торговли.
Признать незаконным бездействие ответчиков по устранению вредных физических факторов, которые привели к нарушению ее прав на безопасное и комфортное проживание в принадлежащей ей квартире, с учетом статуса инвалида и особенности здоровья; признать незаконным бездействие ответчика Правительства Липецкой области в отказе в установлении порядка пользования выделенными земельными участками и правил поведения людей на этих участках, запрету (ограничениям) использования аудио воспроизводящей музыкальной продукции и технических работ на территории общественного центра, с учетом близости расположения к жилым домам; признать незаконным бездействие ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области по отказу в проведении мониторирования, привлечении специалистов, отказу в измерениях уровня ультразвука и инфразвука при проведении замеров 25 сентября 2020 года в квартире истца, отказу в проведении измерений по договору. Просила признать незаконным использование измерений физических факторов, проведенных в ее квартире и на придомовой территории с ее участием по ее обращению, направленному не в адрес ответчика, для предъявления иска, о котором истец не просил; признать факт причинения ответчиками материального и морального вреда в размере стоимости равнозначного жилья с учетом внесенных изменений по приведению в аналогичное улучшенное состояние.
Истец ссылалась на то, что постоянно подвергается негативному воздействию шума от дороги, а также здания со сплошным остеклением (рынок розничной торговли в 7 жилом районе г. Липецка "Цветочный рынок"), из-за чего вынуждена покидать свою квартиру. Действия (бездействие) ответчиков нарушают ее права, гарантированные Конституцией РФ, а именно: право на жизнь, на охрану здоровья.
Решением Советского районного суда города Липецка от 20 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 31 июля 2023 года, в удовлетворении требований Реневой А.А. отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе автор жалобы просит об отмене решения суда и апелляционного определения, ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истец зарегистрирована и проживает по адресу: г "адрес" Квартира расположена на 2-м этаже многоквартирного жилого дома. Окна квартиры истца выходят на проезжую часть дороги по "адрес".
Вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Липецка от 13 мая 2021 года по гражданскому делу N N по иску Управления Роспотребнадзора по Липецкой области к администрации г. Липецка, департаменту дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Липецка о доведении уровня шума до нормируемых значений в удовлетворении исковых требований было отказано, поскольку не представлено доказательств того, что превышение предельно допустимых значений уровня шума связано с неправильной организацией дорожного движения, а также в связи со снижением интенсивности дорожного движения по завершении ремонта ул. Минская г. Липецка.
ФИО9 принимала участие в деле N N в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
Из материалов дела N N следует, что в 2018 году в Управление Роспотребнадзора по Липецкой области поступили обращения ФИО10 (вх. N N от 24 мая 2018 года, N N от 10 июля 2018 года) по вопросам шума от движения автотранспорта по ул. Свиридова г. Липецка. загрязнении атмосферного воздуха и окон квартиры продуктами сгорания автомобильного топлива.
В ходе рассмотрения указанных обращений проведены замеры уровня шума на придомовой территории по адресу: "адрес" и исследование атмосферного воздуха, а также исследование измерений уровня шума и качества атмосферного воздуха в квартире истца.
При проведении данных измерений установлено, что качество атмосферного воздуха на придомовой территории и в квартире истца соответствует гигиеническим нормативам, уровни шума на придомовой территории и в квартире истца превышали гигиенические нормативы, по вопросу отбора и исследования проб соскоба с поверхностей окон было дано разъяснение об отсутствии методики и невозможности проведения данного исследования.
Информация о превышениях уровней шума с целью принятия мер по доведению уровней шумового воздействия до нормативных значений была направления в администрацию г. Липецка.
Согласно ответу департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Липецка N2381-01-15 от 22 августа 2018 года, N3367-01-15 от 9 ноября 2018 года, внести изменения в существующую схему организации дорожного движения с ограничением движения автотранспорта, создание шумозащитной полосы из зеленых насаждений не представляется возможным. Установка акустического ограждения (шумозащитного экрана) возможна при разработке проектно-сметной документации при комплексном ремонте улицы Свиридова.
В 2020 году в адрес Управления Роспотребнадзора по Липецкой области поступали обращения ФИО11 N N от 14 сентября 2020 года по вопросам превышения уровней шума, вибрации в квартире истца, а также на придомовой территории, загрязнения поверхности окон и подоконника в указанной квартире продуктами сгорания топлива и иными вопросам, не входящим в компетенцию Управления Роспотребнадзора по Липецкой области.
Обращения N N и N N от 14 сентября 2020 года были направлены в соответствии с требованиями статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" для рассмотрения в части вопросов, не входящих в компетенцию Управления Роспотребнадзора по Липецкой области, в администрацию г. Липецка и УГИБДД УМВД России по Липецкой области.
С целью оценки уровней шума и вибрации в квартире истца и на придомовой территории Управлением Роспотребнадзора по Липецкой области дано поручение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области" на проведение соответствующих замеров.
Согласно протоколу NИ.19.1.920 от 25 сентября 2020 года эквивалентный уровень звука в ночное время составил 36-38 дБА, что превышает предельно допустимый уровень на 6-8дБА (ПДУ 30дБА), максимальный уровень звука в данных точках составил 46-49дБА, что превышает предельно допустимый уровень на 1-4дБА (45дБА). На территории жилой застройки эквивалентный уровень звука в ночное время составил 53-55 дБА, что превышает предельно допустимый уровень на 6-10дБА (ПДУ-45дБА), максимальный уровень звука на территории жилой застройки в ночное время составил 62-65 дБА, что превышает предельно допустимый уровень на 2-5 дБА (ПДУ-60дБА) и не соответствует требованиям СН 2.2.ю4/2.1.8562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки" и СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях". Измеренные параметры шума в ночное время при минимальном движении транспорта или его отсутствия (в 3 часа) в данных точка показали величины уровней шума, не превышающие нормативные значения, что следует из протокола N И.19.1.979 от 8 октября 2020 года.
Согласно пункту 6.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года N64), приложению 3 к вышеназванным санитарным правилам, в период времени с 7.00 до 23.00 в жилых комнатах квартир предельно допустимый эквивалентный уровень звука составляет 40 дБА, максимальный уровень звука - 55 дБА; на территории, непосредственно прилегающей к жилым домам, эквивалентный уровень звука - 55 дБА, максимальный уровень звука - 70 дБА.
Указанные нормы действовали в период проведения оценки результатов замера уровня шума в квартире ФИО12 25 сентября 2020 года.
В настоящее время действует Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 N3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", требования в котором не изменились.
Согласно пункту 130 СанПиН 2.1.3684-21 уровни физических факторов воздействия на человека в многоквартирных жилых домах, индивидуальных жилых домах, общежитиях и центрах временного размещения должны соответствовать гигиеническим нормативам. В период с 7.00 до 23.00 часов в жилых помещениях допустимо превышение гигиенических нормативов уровней шума на 5 дБ. Для непостоянной вибрации к допустимым значениям уровней вибрации в жилых помещениях вводится поправка минус 10 дБ, а абсолютные значения умножаются на 0, 32.
23 октября 2020 года Управлением Роспотребнадзора по Липецкой области администрации г. Липецка выдано предписание N N по разработке в срок до 10 ноября 2020 года плана и проведению мероприятий по снижению уровня шума от автотранспорта, проезжающего в районе "адрес".
Из ответа первого заместителя главы администрации г..Липецка на предписание Управления Роспотребнадзора по Липецкой области от 23 октября 2020 года N19737 следует, что застройка территории 29 микрорайона ведется в соответствии с проектом планировки и проектом межевания территории 29 микрорайона в г..Липецке, утвержденным постановлением администрации г..Липецка от 10 марта 2016 года N331 (в редакции постановления от 22 марта 2019 года N454). Проектная документация утверждена в соответствии с действующим законодательством с учетом результатов публичных слушаний. Строительство ул. Стаханова и ул. Свиридова осуществлялось на основании проекта на объект "Улицы и магистральные инженерные сети, прилегающие к микрорайону 29 и общественно-торговому центру". По проектной документации указанного объекта имеется положительное заключение государственной экспертизы. По вопросу превышения уровня звука от автотранспорта, осуществляющего движение по ул. Свиридова сообщено, что автомобильная дорога по указанной улице является автодорогой общего пользования местного значения городского округа г..Липецк. Среднесуточная интенсивность движения автотранспорта составляет более 7 тысяч автомобилей. Эксплуатационное состояние дороги соответствует требованиям по обеспечению безопасных и комфортных условий дорожного движения. В связи с тем, что рассматриваемая улица относится к категории магистральных улиц районного значения, по которой осуществляется связь между жилыми районами с выходом на другие магистральные улицы, вносить изменения в существующую схему организации дорожного движения с ограничением движения автотранспорта не представляется возможным. Для снижения уровня звука от автотранспорта в указанном жилом районе предусмотрены следующие мероприятия: включить в план комплексного озеленения города Липецка посадку деревьев вдоль улицы Свиридова для создания акустического барьера, продолжить строительство автодороги по ул.
Белана с выходом на Воронежское шоссе для снижения интенсивности движения по смежным улицам (срок 2021-2022 г..г.), завершить ремонт проезжей части по ул. Минской, что обеспечит снижение интенсивности движения по альтернативному пути на время производства дорожных работ.
Из материалов дела N N следует, что 29 сентября 2020 года (3667/ж-2020) в Управление Роспотребнадзора по Липецкой области поступало обращение ФИО13 от 25 сентября 2020 года по вопросам дорожного шума, вибрации, согласования мониторинга в квартире, звуковоспроизводящей аппаратуре рынка "Европейский".
На указанное обращение ФИО14 дан ответ 27 октября 2020 года с разъяснениями, в том числе об отсутствии целесообразности проведения мониторинга в квартире.
Согласно письму ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области" от 13 ноября 2020 года ФИО15 отказалась от проведения замеров от аппаратуры для звукоизвлечения рынка "Европейский".
Согласно постановлению администрации г. Липецка от 22 августа 2012 года N1620 "Об утверждении Перечня автомобильных дорог" автомобильная дорога по ул. Свиридова является автомобильной автодорогой общего пользования местного значения городского округа город Липецк. Среднесуточная интенсивность движения автотранспорта составляет 7000 автомобилей.
Администрацией г.Липецка выполнены следующие мероприятия: 6 мая 2020 года между МУ "Управление главного смотрителя г. Липецка" и ООО "Дорожник" заключен муниципальный контракт N3 о выполнении работ по ремонту автомобильных дорог: улица Минская (Сырский Рудник) (от владения N N по "адрес") в г. Липецке, что позволит разгрузить поток автотранспортных средств по другим улицам, в том числе по улице Свиридова.
04 апреля 2022 года между МУ "Управление главного смотрителя г. Липецка" и МУП "Зеленхоз" заключен муниципальный контракт N19 о выполнении работ по содержанию озелененных территорий в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения г. Липецка. Согласно приложению N N к указанному муниципальному контракту запланированы работы по посадке деревьев, в том числе посадка 21 дерева (липы) на улице Свиридова.
Администрацией г. Липецка 18 июля 2022 г. направлены заявки на участие в конкурсном отборе субъектов РФ для предоставления в 2023-2025 годах, а также плановый период 2026-2027 годов субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ по реализации проектов по развитию территорий, расположенных в границах населенных пунктов, предусматривающих строительство жилья, в рамках федерального проекта "Жилье" государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 года N1710. Запланировано строительство дорожной инфраструктуры: строительство объекта "Улица Белана в границах 30 микрорайона г. Липецка". Протяженность дорожной сети - 0, 63 км, число полос -4, ширина полосы движения 3, 5 м, число проезжих частей - 2.
Решением управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 20 марта 2013 года N635 МКУ "Управление строительства города Липецка" был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 83553 кв.м. для строительства объекта: "Улицы и магистральные инженерные сети, прилегающие к микрорайону N N в "адрес".
Строительство участка дороги по ул. Свиридова, прилегающего к 28 микрорайону, осуществилось застройщиком МКУ "Управление строительства города Липецка" в составе объекта: "Улицы и магистральные сети, прилегающие к микрорайону 28. Корректировка проекта" (VIII этап - улица Свиридова в границах 28 мкр. от ПК 0+87, 03 до ПК 5+64, 0 с дождеприемными ответвлениями и освещением, в том числе: дорожная одежда (основная дорога), плиточное покрытие пешеходного тротуара на разделительной полосе автодороги, пешеходное ограждение, плиточное покрытие и озеленение).
Объект построен в соответствии с проектно-сметной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы, что подтверждается заключением о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации от 19 июня 2015 года N N инспекции государственного строительного надзора Липецкой области.
В соответствии с разрешением на ввод от 7 июля 2015 года N N участок дороги по ул. Свиридова, прилегающий к 28 микрорайону введен в эксплуатацию и передан в муниципальную собственность.
Строительство дороги по улице Шерстобитова входило в состав IV этапа строительства объекта "Улицы и магистральные сети, прилегающие к микрорайону 28 в Октябрьском округе г. Липецка" (IV этап строительства: проезд между 28 микрорайоном и общественно-торговым центром с дождеприемными ответвлениями и освещением).
Соответствие построенного объекта проектно-сметной документации также подтверждено заключением о соответствии построенного объекта капитального строительства технических регламентов и проектной документации от 29 декабря 2009 года N325 инспекции государственного строительного надзора Липецкой области.
Объект введен в эксплуатацию в 2009 году, что подтверждается разрешением на ввод в эксплантацию от 31 декабря 2009 года N N.
Застройка 29 микрорайона велась в соответствии с проектом планировки и проектом межевания территории 29 микрорайона в г. Липецке, утвержденным постановлением администрации г. Липецка. Проектная документация была утверждена в соответствии с действующим законодательством с учетом результатов публичных слушаний.
Строительство улиц Свиридова, Стаханова, Шерстобитова осуществлялось на основании проекта на объект "Улицы и магистральные инженерные сети, прилегающие к микрорайону 29 и общественно-торговому центру". По проектной документации указанного объекта имеется положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное директором ОАУ "Управление государственной экспертизы Липецкой области 5 ноября 2011 года N N.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 9, 12, 209, 1064, 151, 1065, 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 8, 12, 23, 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Федеральный закон N52-ФЗ), статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2023 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с учетом исследованных доказательств, установив, что Управлением Роспотребнадзора по Липецкой области принимались соответствующие требованиям законодательства меры по результатам рассмотрения обращений истца по вопросам превышения уровня шума, вибрации, по вопросу замера ультра и инфразвука истец не обращалась, от проведения замеров шума от аппаратуры для звукоизвлечения рынка "Европейский" отказалась, ответчиками принимаются меры по устранению вредных физических факторов, отказал в удовлетворении требований в данной части, поскольку незаконного бездействия ответчиков не установлено.
Отказывая в удовлетворении требований истца о признании незаконным бездействия Правительства Липецкой области в установлении порядка пользования выделенными земельными участками и правилами поведения людей на этих участках, запрета (ограничениям) использования аудио воспроизведений музыкальной продукцией и технических работ на территории общественного центра, с учетом близости расположения к жилым домам, суд исходил из отсутствия полномочий Правительства Липецкой области в данном вопросе.
Суд не усмотрел нарушений прав истца в результате принятия оспариваемых актов, поскольку они утверждены в соответствии с действующим законодательством с учетом результатов публичных слушаний, на основании проектов, при положительных заключениях государственных экспертиз.
Поскольку истцом не представлено доказательств причинения ей в результате незаконных действий (бездействия) ответчиков физических и нравственных страданий, а также каких - либо убытков, суд отказал в удовлетворении требований о возмещении материального и морального вреда.
Суд апелляционной инстанции с выводами суд первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, проверяя законность судебных постановлений в пределах доводов жалобы, соглашается с выводами судов, поскольку они основаны на совокупности исследованных доказательств, которым дана надлежащая оценка, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы жалобы по существу спора в полном объёме направлены на иную оценку установленных судами обстоятельств и исследованных доказательств.
Несогласие с оценкой судами доказательств и установленными судами обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Нарушений норм процессуального права, вопреки доводам жалобы, влекущих отмену судебных постановлений, допущено не было.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.5 - 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда города Липецка от 20 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 31 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО16 - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.