Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Асатиани Д.В, судей Озерова А.Ю, Шостак Р.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зорина Евгения Николаевича к Нечаевой Надежде Валентиновне о защите чести, достоинства, деловой репутации, взыскании компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Нечаевой Надежды Валентиновны на решение Видновского городского суда Московской области от 28 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 19 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Озерова А.Ю, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зорин Е.Н. обратился с иском к Нечаевой Н.В, в котором просил признать не соответствующими действительности, порочащими честь, достоинство и деловую репутацию сведения, размещенные на странице Нечаевой Н.В. в социальной сети "В Контакте" "данные изъяты") по электронному "данные изъяты", а именно: "1) "Поставив меня лицом компании, он получил голоса, заведомо неправильно оформив мою декларацию! 2) "Зорин начал оскорбления в мой адрес сразу после начала моей деятельности в качестве депутата." 3) "Вранье и наглая ложь - это методы секретаря бюро Брянского отделения "Справедливой России"!"; обязать ответчика в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу удалить указанную публикацию по электронному адресу: "данные изъяты" опубликовать в качестве опровержения на срок не менее 5 дней в социальной сети "В Контакте" на личной страничке по электронному адресу ("данные изъяты") резолютивную часть решения суда; взыскать компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.
Решением Видновского городского суда Московской области от 28 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 19 июля 2023 года, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене указанных выше судебных постановлений.
Проверив законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены при рассмотрении настоящего дела.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (пункт 2).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3).
В силу статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 3).
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть 1).
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2).
В соответствии с частью 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом, выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (часть 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционном определении должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
При рассмотрении настоящего дела судами нарушены приведенные выше нормы процессуального права.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Зорин Е.Н. являлся членом политической партии "Справедливая Россия" и занимал выборную должность Секретаря Бюро Совета регионального отделения в Брянской области.
Ответчик Нечаева Н.В. являлась депутатом Карачаевского районного Совета народных депутатов Брянской области от указанной партии.
На странице ответчика в социальной сети "В Контакте" ("данные изъяты" по электронному адресу: "данные изъяты", ответчиком размещены сведения: 1) "Поставив меня лицом компании, он получил голоса, заведомо неправильно оформив мою декларацию! 2) "Зорин начал оскорбления в мой адрес сразу после начала моей деятельности в качестве депутата." 3) "Вранье и наглая ложь - это методы секретаря бюро Брянского отделения "Справедливой России"!"
Разрешая спор, суд с учетом установленных по делу обстоятельств, на основании статей 151, 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из представленного заключения лингвистической экспертизы "Экспертно-криминалистического центра МВД РФ УМВД по Брянской области", проведенной в рамках проверки по заявлению Зорина Е.Н, того, что ответчик распространила в отношении истца не соответствующие действительности, порочащие его честь, достоинство и деловую репутацию сведения, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Кассационный суд общей юрисдикции с такими выводами согласиться не может по следующим основаниям.
В статье 17 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. При этом осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В силу статьи 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации достоинство личности, честь и доброе имя, деловая репутация являются нематериальными благами, принадлежащими гражданину.
В статье 152 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.
Под распространением сведений, порочащих честь, достоинство граждан следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидении, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети "Интернет", а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе и устной, форме, хотя бы одному лицу.
Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.
Порочащими являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином действующего законодательства, совершении нечестного поступка и т.д, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина или юридического лица.
В пунктах 7, 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 февраля 2002 года N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" разъяснено, что по делам данной категории необходимо иметь в виду, что обстоятельствами, имеющими в силу статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации значение для дела, которые должны быть определены судом, являются: факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и их несоответствие действительности. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом.
Судам следует различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые не являются предметом судебной защиты в порядке статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку, являясь выражением субъективного мнения взглядов ответчика, они не могут быть проверены на предмет соответствия действительности.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик ссылалась на то, что приведенные истцом цитаты не содержат сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь, достоинство и деловую репутацию истца, поскольку высказывания являются ее мнением как депутата органа местного самоуправления, лишившегося мандата по вине истца, являвшегося однопартийцем ответчика.
Не соглашаясь с доводами ответчика, суд указал, что оспариваемые истцом сведения распространены именно в форме утверждения, являются сведениями о факте.
Однако суд в нарушение положений статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не привел каких-либо правовых доводов, позволявших оспариваемые высказывания ответчика: "1) "Поставив меня лицом компании, он получил голоса, заведомо неправильно оформив мою декларацию! 2) "Зорин начал оскорбления в мой адрес сразу после начала моей деятельности в качестве депутата." 3) "Вранье и наглая ложь - это методы секретаря бюро Брянского отделения "Справедливой России"!", отнести к утверждению о фактах, а не к оценочному суждению (мнению).
В силу пункта 1 статьи 152 ГК РФ обязанность доказывать соответствие распространенных сведений действительности лежит на ответчике. Истец обязан доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений.
Принимая в качестве доказательства проведенную в рамках проверки по заявлению Зорина Е.Н. экспертизу, суд не поставил на обсуждение сторон и не разрешилвопрос о назначении по делу судебной лингвистической экспертизы.
Кроме этого суд не учел, что рассматриваемое дело представляло собой конфликт между правом на свободу выражения мнения и защитой репутации между двумя однопартийцами, депутатами.
Политические деятели, стремящиеся заручиться общественным мнением, тем самым соглашаются стать объектом общественной политической дискуссии и критики. Свобода выражения мнения представляет собой одну из несущих основ демократического общества, основополагающее условие его прогресса и самореализации каждого его члена. Свобода слова охватывает не только "информацию" или "идеи", которые встречаются благоприятно или рассматриваются как безобидные либо нейтральные, но также и такие, которые оскорбляют, шокируют или внушают беспокойство. Таковы требования плюрализма, толерантности и либерализма, без которых нет "демократического общества".
Ценная для каждого свобода выражения мнения также представляет ценность для политических партий и их активных членов. Они представляют своих избирателей, рассматривают вопросы, которые их заботят, и защищают их интересы. Таким образом, вмешательство в свободу выражения мнения политика требует от суда наиболее острого контроля.
При разрешении вопроса о соответствии или несоответствии распространенных сведений о заведомо неправильном оформлении истцом декларации ответчика, об оскорблениях в адрес ответчика со стороны истца после избрания ответчика депутатом, суд не дал оценки решению Президиума Центрального Совета политической партии "Справедливая Россия" от 22 мая 2020 года N N об исключении истца из партии, причинам принятия данного решения.
Согласно представленному в дело (л.д. 29) сообщению СМИ, данной причиной явилось его открытое выступление против депутата Карачаевского районного Совета депутатов от Справедливой России Н. Нечаевой.
Суд не выяснил соответствуют ли указанные сведения действительности, что является значимым по делу обстоятельством, влияющим на правильность принятого судом решения.
Данные нарушения, допущенные судом первой инстанции, судом апелляционной инстанции при проверке законности решения нижестоящего суда, в нарушение требований статей 327.1 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оставлены без внимания.
При указанных обстоятельствах определение суда апелляционной инстанции нельзя признать основанным на законе.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Принимая во внимание, что поименованные выше требования закона и указания Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела выполнены не были, а также необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 19 июля 2023 года подлежащим отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.5 - 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 19 июля 2023 года отменить, направить дело в Московский областной суд на новое апелляционное рассмотрение.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.