Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Асатиани Д.В, судей Шостак Р.Н, Попова В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борис Виталия Алексеевича к открытому акционерному обществу "494 Управление начальника работ" о признании права собственности на квартиру, по кассационной жалобе Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Одинцовского городского суда Московской области от 11 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 14 августа 2023 года, заслушав доклад судьи Шостак Р.Н, выслушав посредством веб-конференции объяснения представителя ОАО "494 Управление начальника работ" - Коротецкого А.А, действующего на основании доверенности, возражавшего относительного доводов кассационной жалобы, изучив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Борис В.А. обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу (далее - ОАО) "494 Управление начальника работ" о признании права собственности на квартиру, в обоснование заявленных требований указав, что 12 марта 2021 года между истцом и ответчиком заключен договор в форме предварительного договора N 24/Н-17/БТИ, в соответствии с которым стороны договорились по взаимному согласию заключить основной договор купли-продажи недвижимого имущества на условиях, изложенных в приложении N 1 Предварительного договора, по которому ответчик в лице ОАО "494 Управление начальника работ" передает в собственность истцу, а истец принимает в свою собственность жилое помещение - квартиру N N, общей площадью 37, 8 кв.м, расположенную в жилом микрорайоне с социальной инфраструктурой по адресу: "адрес".
Борис В.А. просил суд признать за ним право собственности на квартиру N N кадастровым номером N, общей площадью 37, 8 кв.м, расположенную по адресу: "адрес"
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 11 мая 2023 года исковые требования Борис В.А. удовлетворены.
За Борис В.А. признано право собственности на квартиру общей площадью 37, 8 кв.м, кадастровый номер N, расположенная по адресу: "адрес"
С ОАО "494 Управление начальника работ" в пользу Борис В.А. взысканы в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины денежные средства в размере 26076 руб.
С ОАО "494 Управление начальника работ" в доход бюджета Одинцовского городского суда Московской области взыскана государственная пошлина в размере 13200 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 14 августа 2023 года решение Одинцовского городского суда Московской области от 11 мая 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации просит отменить решение Одинцовского городского суда Московской области от 11 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 14 августа 2023 года, как незаконные.
В возражениях на кассационную жалобу ОАО "494 Управление начальника работ" просит оставить жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции по настоящему делу допущено не было.
Судом установлено, что во исполнение Распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 2 августа 2005 года N 1791-р "О строительстве жилого комплекса на земельном участке площадью 13 га Минобороны России, расположенного по адресу: "адрес"" между Государственным учреждением Московская квартирно-эксплуатационная часть района (Заказчик) и ОАО "494 Управление начальника работ" (Инвестор) заключен Инвестиционный контракт от 2 ноября 2005 года N 01-8/318 "О застройке земельного участка, являющегося собственностью Российской Федерации, находящегося в пользовании Министерства обороны Российской Федерации и расположенного по адресу: "адрес"
В связи с реорганизацией Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "Московская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации на основании подписанного дополнительного соглашения N 13 к Инвестиционному контракту от 03 февраля 2012 года, Заказчиком по Инвестиционному контракту является ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Предметом Инвестиционного контракта согласно п. 2.1. (в редакции дополнительного соглашения N 3 к Инвестиционному контракту от 15 ноября 2010 года) является реализация инвестиционного проекта (п. 1.1.) по застройке земельного участка общей площадью 13 га, являющегося частью земельного участка площадью 18, 6388 га, расположенного по адресу: "адрес", находящегося в собственности Российской Федерации и принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования Правообладателю, со сносом зданий и сооружений, расположенных на указанном земельном участке, согласно приложению к настоящему контракту и отселением граждан, проживающих в сносимых домах.
Инвестиционный проект - совокупность организационно-технических мероприятий по строительству инвестиционного объекта, с использованием вложений собственного, заемного и (или) привлеченного капитала (инвестиций) от различных источников, в форме проведения предпроектных, подготовительных, проектных, строительных, пуско-наладочных работ, ввода объектов в эксплуатацию и оформления имущественных прав сторон в соответствии с условиями инвестиционного контракта (п. 1.1 Инвестиционного контракта).
Согласно п. 1.2. Инвестиционного контракта Объект - здания жилого и нежилого назначения, включая транспортные и (или) инженерные сети и сооружения, на создание которых Инвестор в соответствии с утвержденной им и Заказчиком проектно-сметной документацией, направляет собственные, заемные и (или) привлеченные средства в рамках реализации инвестиционного проекта.
Целью инвестиционной деятельности Сторон является вложение инвестиций и осуществление практических действий в рамках реализации Инвестиционного проекта по строительству Объекта (п. 3.1. Инвестиционного контракта).
В соответствии с п.п. 5.1, 6.2.2 Контракта Заказчик обязуется в месячный срок оформить Инвестору договор краткосрочной аренды земельного участка на период проектирования и строительства, а также предоставить строительную площадку (п. 1.13) с находящимися на ней зданиями и сооружениями, подлежащими сносу.
Согласно п. п. 2.3, 6.3.1. Контракта в рамках реализации инвестиционного проекта Инвестор обязуется за счет собственных, заемных и (или) привлеченных финансовых средств, в установленном Контрактом порядке осуществить финансирование строительства 100% общей жилой и общей нежилой площади объекта, снос зданий и сооружений, расположенных на застраиваемом участке, согласно приложению к настоящему Контракту и отселение граждан, проживающих в сносимых жилых домах. Согласно п. п. 6.3.9. Контракта Инвестор обязуется обеспечить собственными силами и/или силами привлеченных организаций строительство Объекта.
Таким образом, согласно условиям Контракта вкладом Заказчика является предоставление Инвестору на правах аренды под строительство земельного участка, находящегося в государственной собственности общей площадью 13 га, расположенного по адресу: "адрес", а вкладом Инвестора - денежные средства (собственные, заемные и (или) привлеченные) для осуществления финансирования строительства 100 % общей жилой и нежилой площади Объекта, отселение граждан, проживающих в сносимых жилых домах и строительство инвестиционного объекта.
Согласно п. 4.3. Контракта после завершения строительства распределение жилой и нежилой площади Объекта осуществляется в следующих соотношениях.
По общей жилой площади Объекта: - не менее 20% от общей жилой площади Объекта (не менее 21578 кв.м), что в денежном выражении составит сумму в рублях, эквивалентную не менее 18125520 (Восемнадцать миллионов сто двадцать пять тысяч пятьсот двадцать) долларам США - в собственность Российской Федерации с последующим закреплением в оперативное управление организаций Минобороны России в виде отдельных квартир с муниципальной отделкой; - не менее 80% от общей жилой площади Объекта (не менее 86312 кв.м) - Инвестору и/или привлеченным им Соинвесторам в собственность.
По общей нежилой площади Объекта - 100% общей коммерческой нежилой площади объекта в собственность Инвестора и привлеченным им соинвесторов.
Стороны Инвестиционного контракта в п. 1 дополнительного соглашения N 16 от 9 сентября 2016 года к Инвестиционному контракту указали, что инвестиционным вкладом Заказчика в инвестиционном контракте является земельный участок состоящий из 20 земельных участков общей площадью 10, 9137 га, а инвестиционным вкладом Инвестора в инвестиционном контракте является: инвестирование проведения предпроектных, подготовительных, проектных, строительных, пусконаладочных работ, сноса зданий и сооружений, строительства зданий жилого и нежилого назначения, включая транспортные и (или) инженерные сети и сооружения, благоустройства территории, отселения жителей с пятна застройки, выполнения технических условий и прочие затраты.
Общая площадь 20 земельных участков, вовлеченных в строительство Объекта согласно п. 1 Дополнительного соглашения N 16 от 9 сентября 2016 года к Инвестиционному контракту, составляет 10, 9137 га из 13 га, установленных инвестиционным контрактом. Также по настоящее время Заказчиком земельно-правовые отношения не оформлены, договор аренды на вовлеченные в строительство земельные участки не оформлен.
В рамках реализации Контракта на земельных участках, находящихся в государственной собственности и на праве бессрочного пользования у ФГКУ "Центральное ТУИО" МО РФ, Инвестором исключительно своими силами и за свой счет построен жилой комплекс по адресу "адрес", в составе которого введено в эксплуатацию 15 жилых домов и здания нежилого назначения, в том числе жилой дом, в котором расположена спорная квартира, приобретенная Истцом.
Инвестором в собственность Российской Федерации передано 21537, 8 кв. метров общей жилой площади в Объекте в виде 368 квартир, что подтверждается дополнительными соглашениями к Инвестиционному контракту N 4 от 15 ноября 2010 года, N 8 от 11 мая 2011 года, N 11 от 05 августа 2011 года, N 15 от 09 сентября 2016 года.
Согласно п. 4.2. Инвестиционного контракта (в редакции Дополнительного соглашения N 3 к контракту от 15 ноября 2010 года) после утверждения проектно-сметной документации на Объект (очередь строительства) Заказчик и Инвестор подписывают протокол предварительного распределения общей жилой и общей коммерческой нежилой площади Объекта (очереди строительства). По мере реализации Контракта и ввода каждой очереди строительства Объекта в эксплуатацию Стороны производят раздел долей в очереди строительства Объекта путем подписания Протокола распределения общей жилой площади квартир и общей коммерческой нежилой в очереди строительства Объекта и Акта о частичной реализации Контракта. После завершения строительства Объекта в целом, стороны подписывают Акт о реализации инвестиционного контракта и распределения долей в возведенном Объекте, в соответствии с которым осуществляется распределение прав на Объект (исключая площади общего пользования и инженерного назначения, неразрывно связанные с системами жизнеобеспечения жилой части Объекта) с учетом исполнения Инвестором п. 4.4, 4.5.
В соответствии с п. 1.19. инвестиционного контракта Акт о реализации инвестиционного контракта и распределения долей в возведенном Объекте - дополнительное соглашение к контракту, подтверждающее исполнение обязательств сторонами по контракту в целом и являющееся основанием для оформления имущественных прав сторон.
Согласно п. 6.2.5. инвестиционного контракта к обязанностям Заказчика строительства - ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России относится подписание в течение 20 (двадцати) дней с момента утверждения акта государственной приемочной комиссии о вводе Объекта в эксплуатацию и представление на согласование собственнику (Российской Федерации) Акта о реализации инвестиционного контракта и распределения долей в возведенном Объекте.
Строительство жилого микрорайона завершено, возведение новых объектов капитального строительства не планируется.
Акт о реализации инвестиционного контракта и распределения долей в возведенном Объекте между сторонами Контракта не подписан, что и является препятствием для регистрации имущественных прав сторон Контракта. Вследствие невозможности регистрации имущественных прав по инвестиционному контракту ОАО "494 Управление начальника работ" не может заключить с истцом основной договор купли-продажи и в установленном законом порядке зарегистрировать переход права собственности на квартиру от продавца к покупателю.
12 марта 2021 года между истцом и ответчиком заключен договор в форме предварительного договора N 24/Н-17/БТИ, в соответствии с которым стороны договорились по взаимному согласию заключить основной договор купли-продажи недвижимого имущества, по которому ответчик в лице ОАО "494 управление начальника работ" передает в собственность истцу, а истец принимает в свою собственность жилое помещение - квартиру N N, общей площадью 37, 8 кв.м, расположенную в жилом микрорайоне с социальной инфраструктурой по адресу: "адрес"
Срок заключения основного договора купли-продажи согласно п. 2.1.2 Предварительного договора - не позднее 31 декабря 2021 года.
Условиями предварительного договора (статья 3) на истца возложена обязанность произвести оплату стоимости квартиры в полном, которую истец выполнил в полном объеме, что подтверждается представленными в материалы дела платежными и иными документами.
В соответствии с актом об исполнении денежных обязательств по оплате гарантийного взноса по предварительному договору стороны подтвердили, что истец в полном объеме выполнил свои обязательства по выплате ОАО "494 Управление начальника работ" суммы гарантийного взноса в размере, указанном в п. 3.3 договора в полном объеме в сумме 6215260 руб.
Согласно акту приема-передачи от 15 апреля 2021 года ответчик передал, а истец принял по акту приема-передачи спорную квартиру. Истец проживает в указанной квартире, несет бремя ее содержания, что подтверждено договором пользования N 24/Н-17/БТИ от 15 апреля 2021 года.
Заключение основного договора купли-продажи между сторонами не представляется возможным, так как ответчиком не зарегистрировано право собственности на спорную квартиру.
Жилой дом, в котором расположена спорная квартира, введен в эксплуатацию в соответствии с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N N от 28 декабря 2016 года.
Постановлением Администрации Одинцовского муниципального района Московской области N 973 от 10 марта 2017 года жилому дому присвоен адрес: Российская Федерация, Московская область, Одинцовский район, городское поселение Одинцово, село Немчиновка, ул. Связистов, д. 3, корп. 1.
Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 12, 128, 131, 213, 218, 219, 223, 224, 309, 310, 398, 429, 432, 454, 455, 1041, 1042, 1048 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", разъяснениями, данными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июля 2011 года N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем", суды пришли к выводу о признании за Борис В.А. права собственности на спорную квартиру, поскольку строительство многоквартирного жилого дома завершено, он введен в эксплуатацию, жилому дому присвоен почтовый адрес, Борис В.А. в полном объеме исполнил обязательства по оплате стоимости жилого помещения, принял его по акту приема-передачи и несет бремя содержания жилого помещения.
Указанные выводы судов основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и соответствуют материалам дела.
Вопреки доводам кассационной жалобы, юридически значимые для разрешения заявленного спора обстоятельства судами правильно определены, процессуальных нарушений не было допущено, представленным в материалы дела доказательствам дана надлежащая правовая оценка в совокупности в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов относительно установленных обстоятельств подробно мотивированы со ссылками на нормы права, подлежащие применению при рассмотрении настоящего дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что настоящий спор о признании права собственности на спорную квартиру разрешать преждевременно ввиду наличия спора между Учреждением и ОАО "494 УНР", несостоятельны и при установленных по делу обстоятельствах, в том числе исполнения истцом своих обязательств по оплате стоимости жилого помещения и принятия его по акту приема-передачи, на правильность принятых судебных актов не влияют.
В целом доводы кассационной жалобы содержат собственные суждения заявителя относительно обстоятельств дела и направлены на переоценку выводов судов, что не может являться основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать установленными обстоятельства, которые не были установлены или были опровергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими.
Несогласие заявителя с выводами судов и установленными по делу обстоятельствами, неправильное толкование подлежащих применению при рассмотрении настоящего дела норм права, и иное мнение, как должен быть разрешен спор, не свидетельствуют о незаконности судебных актов.
Принимая во внимание, что кассационная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о допущенных судами нарушениях норм права, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Одинцовского городского суда Московской области от 11 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 14 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.