Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Курдюковой Н.А, Кретининой Л.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-672/2022 по иску Малыхиной Надежды Игоревны, Малыхина Игоря Леонидовича к Управлению жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж о возмещении вреда, по кассационной жалобе Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 12 сентября 2023 г, заслушав доклад судьи Курдюковой Н.А, возражения против доводов жалобы представителя Малыхиных И.Л, Н.И. - Небольсина И.А, действующего на основании доверенности от 18.01.2022 г,
УСТАНОВИЛА:
Малыхина Н.И. и Малыхин И.Л. обратились в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж, с учетом уточненных требований, о взыскании ущерба в размере социальной выплаты на погашение основной суммы долга по кредитному договору N от 26.02.2014 г..на дату издания приказа об исключении их из списка граждан, изъявивших желание получить выплату в 2020 г..(приказ N от 06.11.2019) в размере 230 416, 99 руб, из которых 186 843, 02 руб. - остаток задолженности по кредиту и 43 573, 97 руб, возникших вследствие вреда, причиненного в результате незаконных действий УЖО; расходов на оплату государственной пошлины в размере 5 504 руб.; компенсации морального вреда в пользу Малыхиной Н.И. и Малыхина И.Л. по 10 000 руб, указывая на то, что с 16.11.2010 г..семья истцов в составе двух человек: супруг - Малыхин И.Л. и супруга - Малыхина Н.И, признана участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы. ДД.ММ.ГГГГ в семье родилась дочь ФИО7 26.02.2014 г..истцы заключили сделку по ипотечному кредитованию с ОАО "Сбербанк России" и приобрели в собственность квартиру по адресу: "адрес". Право общей долевой собственности зарегистрировано 14.03.2014 г..При покупке указанной квартиры с использованием кредитных средств семья истцов руководствовалась условиями муниципальной целевой программы "Молодой семье - доступное жилье 2011-2015", будучи уверенными в том, что в скором времени им выдадут субсидию в рамках участия в указанной программе, с помощью которой они смогут погасить часть ипотечного кредита в банке.
Приказом Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж N от 11.04.2019 г..семья Малыхиных включена в список молодых семей - участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", государственной программы Воронежской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области", изъявивших желание получить социальную выплату в 2020 году по городскому округу город Воронеж. В соответствии с приказом УЖО от 06.11.2019 г..N молодая семья Малыхиных исключена из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей в связи с выявлением фактов несоответствия и невыполнения условий основного мероприятия, по которым молодая семья была включена в список участников основного мероприятия. Не согласившись с указанным решением, Малыхин И.Л. и Малыхина Н.И. обратились в суд с иском о признании незаконным решения органа местного самоуправления. Решением Советского районного суда г..Воронежа от 02.07.2020 г..исковые требования удовлетворены в полном объеме: приказ УЖО от 06.11.2019 г..N признан незаконным и отменен. Решение вступило в силу 11.08.2020 г..Малыхин И.Л. 24.08.2020 г..обратился в УЖО с заявлением, в котором просил исполнить решение суда, восстановить его семью в правах на дату исключения из списка претендентов на получение социальной выплаты в 2020 году, и выплатить социальную выплату на погашение основной суммы долга по кредитному договору в размере на дату издания приказа об исключении из списка граждан, изъявивших желание получить выплату в 2020 году. Однако УЖО письмом от 21.09.2020 г..отказали в социальной выплате и предложили в очередной раз пройти процедуру включения молодой семьи в списки претендентов на получение социальной выплаты, но уже в 2021 году.
При этом УЖО предлагало им повторно пройти указанную процедуру, согласно указанному письму, в нарушение порядка, установленного приказом Департамента строительной политики Воронежской области от 05.06.2018 г..N. В сентябре 2020 года семья истцов вновь подала заявление на включение молодой семьи в списки претендентов на получение социальной выплаты в 2021 году. Весной 2021 года УЖО сообщило, что молодая семья истцов не получит социальную выплату из-за отсутствия необходимого финансирования на обеспечение жильем молодых семей в 2021 году. После очередного отказа молодой семьей истцов было вновь подано заявление на включение молодой семьи в списки претендентов на получение социальной выплаты в 2022 году. Приказом УЖО от 27.09.2021 N семья истцов исключена из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", в связи с несоответствием молодой семьи требованиям, указанным в п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утв. постановлением Правительства от 17.12.2010 г..N 1050. Полагая, что признание незаконным и отмена приказа УЖО означает восстановление в правах семьи истцов на момент совершения управлением противоправных действий, а именно издания приказа 06.11.2019 г, то в этой связи семье истцов должна быть произведена социальная выплата на погашение основной суммы долга по кредитному договору в размере на дату издания приказа об исключении из списка граждан, изъявивших желание получить выплату в 2020 году.
Однако, незаконные действия УЖО по изданию незаконного приказа от 06.11.2019 г, которым молодая семья Малыхиных исключена из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, привели к пропуску семьей истцов сроков социальной выплаты на погашение кредита в 2020 году и отсутствию в дальнейшем у семьи истцов возможности получить указанную социальную выплату. По мнению истцов, изданием незаконного приказа, УЖО причинила им ущерб в размере социальной выплаты на погашение основной суммы долга по кредитному договору на дату издания приказа об исключении их из списка граждан, изъявивших желание получить выплату в 2020 году. Кроме того, сложившаяся ситуация причинила истцам значительные неудобства, а также нравственные страдания. Моральный вред причинён истцам также тем, что им пришлось в течение семи месяцев оспаривать в суде незаконное решение УЖО, а затем УЖО заставило их снова проходить всю процедуру по постановке в очередь на получение социальной выплаты, собирать заново все необходимые документы, а в 2021 году УЖО вновь стало незаконно требовать предоставления полного пакета документов для постановки в очередь на социальную выплату. По мнению истцов, причинённый им моральный вред, подлежит компенсации ответчиком.
Решением Советского районного суда г. Воронежа от 12 мая 2022 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 13 сентября 2022 г. решение оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 31 мая 2023 г. апелляционное определение отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 12 сентября 2023 г. решение отменено, по делу принято новое решение.
С управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж в пользу Малыхина И.Л, Малыхиной Н.И. взыскана сумма ущерба в размере социальной выплаты на погашение основной суммы долга по кредитному договору от 26 февраля 2014 г. N, заключенному между ОАО "Сбербанк России" и ФИО8, Малыхиным И.Л, Малыхиной Н.И, на 27 ноября 2019 г. в размере 221 167, 51 руб.
С управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж в пользу Малыхина И.Л, Малыхиной Н.И. взыскана компенсация морального вреда по 10 000 руб. в пользу каждого.
С управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж в пользу Малыхина И.Л, Малыхиной Н.И. взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины по 2 940 руб. каждому.
В остальной части в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Управлением жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж поставлен вопрос об отмене постановления суда апелляционной инстанции, как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела в обжалуемой части, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.
В соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Судом установлено, что 08.11.2010 г. семья, в составе двух человек - ФИО2 и ФИО1 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
16.11.2010 г. Малыхины Н.И. и И.Л. обратились с заявлением в администрацию городского округа г. Воронеж о включении их семьи в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
На момент подачи заявления семья проживала по адресу: "адрес", в жилом помещении, общей площадью 59, 2 кв.м, в котором проживало 7 человек.
С 16.11.2010 г. семья истцов в составе двух человек: Малыхина И.Л. и Малыхиной Н.И. признана участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы. То есть на момент признания семьи участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" она соответствовала требованиям, предъявляемым к молодым семьям в рамках признания их нуждающимися в получении социальной выплаты, но с момента постановки в список участников подпрограммы социальные выплаты не получила.
26.02.2014 г. истцами заключен с ОАО "Сбербанк России" кредитный договор N на приобретение в собственность квартиры, расположенной по адресу: "адрес". Право собственности на данную квартиру зарегистрировано в установленном законом порядке за Малыхиной Н.И. и Малыхиным И.Л. по 1/2 доле в праве общей долевой собственности за каждым.
В апреле 2019 г. истцы обратились к ответчику с заявлением о включении их семьи в состав молодых семей, желающих получить социальную выплату в 2020 г.
Приказом управления жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж (далее УЖО) от 11.04.2019 г. N они были включены в список семей - участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", государственной программы Воронежской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области", желающих получить социальную выплату в 2020 г. по городскому округу г. Воронеж.
07.11.2019 г. истцы были уведомлены ответчиком о том, что в соответствии с приказом от 06.11.2019 г. N молодая семья истцов исключена из списков участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, в связи с выявлением фактов несоответствия и невыполнения условий основного мероприятия, по которым их семья была включена в список участников основного мероприятия, а именно - на момент заключения кредитного договора действовала программа "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г. и Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050, предусматривающие возможность использования социальных выплат для погашения основного долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе, ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01.01.2011 г.
Решением Советского районного суда г. Воронежа от 02.07.2020 г. по гражданскому делу N исковые требования Малыхиной Н.И, Малыхина И.Л. к управлению жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж об оспаривании решения органа местного самоуправления удовлетворены, приказ от 06.11.2019 г. N управления жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж об исключении молодой семьи Малыхина И.Л. из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей признан незаконным и отменен.
24.08.2020 г. Малыхин И.Л. обратился в УЖО с заявлением, приложив копию решения суда от 02.07.2020 г, о выдаче семье Малыхиных социальной выплаты на погашение основной суммы долга по кредитному договору в размере на дату издания приказа об исключении из списка граждан, изъявивших желание получить выплату в 2020 году, то есть по состоянию на 06.11.2019 г.
Согласно письму УЖО от 21.09.2020 г. N, в ответ на обращение Малыхина И.Л. сообщила, что молодая семья Малыхиных восстановлена в списках граждан-участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей с 16.11.2019 г, а также в списке граждан, изъявивших желание получить социальную выплату в 2020 году.
При этом в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты на 2020 год, утвержденный приказом Департамента строительной политики от 27.11.2019 N, семья Малыхиных не была включена, а поэтому оснований для выдачи им свидетельства о праве на социальную выплату в 2020 году не имеется.
25.08.2020 г. УЖО направило Малыхину И.Л. письмо "Об актуализации списка молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году", с предложением в срочном порядке обратиться в УЖО для рассмотрения вопроса о возможности включения молодой семьи в список изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году, в связи с возможным изменением объема субсидий, предоставляемых на софинансирование мероприятия в 2021 году (т. 1 л.д. 155).
06.10.2020 г. соответствующее заявление от Малыхиных с приложенными документами поступило в УЖО.
В письме от 08.10.2020 г. за N, направленном в адрес Малыхина И.Л, УЖО сообщило, что в случае предоставления дополнительных бюджетных средств и (или) перераспределения бюджетных средств, предоставляемых на софинансирование мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, семья Малыхиных будет учтена при формировании актуализированного списка молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году по городскому округу город Воронеж.
Однако дополнительных бюджетных средств предоставлено не было, в Список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2021 году по Воронежской области, утвержденный приказом ДСП ВО от 01.12.2020 г. N, вошли многодетные молодые семьи, которые включаются в список в первую очередь.
Письмом от 25.02.2021 г. за N УЖО сообщило Малыхину И.Л. о необходимости представления заявления о включении в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2022 году.
17.03.2021 г. соответствующее заявление от Малыхиных с приложенными документами поступило в УЖО.
Согласно приказу УЖО от 29.03.2021 N молодая семья Малыхина И.Л. включена в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2022 году, но приказом УЖО от 27.09.2021 г. N молодая семья Малыхина И.Л. исключена из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, в связи с достижением Малыхиным И.Л, ДД.ММ.ГГГГ г.р, 36-летнего возраста.
Оценив установленные по делу обстоятельства, руководствуясь положениями ст. 15, 16, 151, 1069, 1099 ГК РФ, ст. 2 ЖК РФ, п. 9, 24, 27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утв. постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050, суд, исходя из того, что на день формирования органом исполнительной власти списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2022 году семья Малыхина И.Л. перестала соответствовать установленным требованиям, в связи с достижением Малыхиным И.Л. 15.09.2021 г. возраста 36 лет, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Не соглашаясь с постановленным решением, суд апелляционной инстанции указал, что каких-либо действий, направленных на включение семьи в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты на 2020 г, после признания решением суда незаконным приказа УЖО от 6 ноября 2019 г. N 1382, принятие которого явилось единственным препятствием для семьи Малыхиных быть включенной в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты на 2020 г, и как следствие получить социальную выплату, ответчиком предпринято не было. Доказательств обратного стороной ответчика не представлено, а доводы стороны ответчика о том, что даже в случае включения семьи в список претендентов, не представляется возможным оценить вероятность предоставления семьей полного пакета документов в установленный Правилами срок, является надуманным, объективно ничем не подтвержденным и опровергается фактическими обстоятельствами и действиями истцов по реализации своего права на получение выплаты и предоставлению всех необходимых документов по требованию ответчика в последующем.
Более того, 25 августа 2020 г. УЖО направило Малыхину И.Л. письмо "Об актуализации списка молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году", с предложением в срочном порядке обратиться в УЖО для рассмотрения вопроса о возможности включения молодой семьи в список изъявивших желание получить социальную выплату но уже в 2021 г, несмотря на то, что решением суда приказ УЖО об исключении семьи из списка лиц, изъявивших желание получить социальную выплату в 2020 г. отменен, как незаконный.
При этом судом апелляционной инстанции установлено, что материалами дела подтверждается, что в 2020 г. такую выплату получили 12 семей, находившихся в очереди после молодой семьи Малыхиных, что ответчиком не отрицается.
По мнению суда апелляционной инстанции, данные обстоятельства свидетельствуют о том, что истцы могли реализовать свое право на получение жилищной субсидии, если бы они не были незаконно в 2019 году исключены из списка участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей в 2020 году.
Доводы ответчика о том, что семья Малыхиных не проходила процедуру, предусмотренную пунктом 31 Правил, не предоставляла заявление и справку об остатке долга перед получением свидетельства о праве на получение социальной выплаты, суд апелляционной инстанции признал как не имеющими правого значения при разрешении вопроса о возможности истцов реализовать свое право на получение жилищной субсидии, если бы они не были незаконно исключены ответчиком из списков участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей. Данное обстоятельство обусловлено действиями самого ответчика вследствие издания им незаконного приказа.
Исходя из установленного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что семья Малыхиных была лишена возможности приобретения субъективного права на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с изданием ответчиком незаконного приказа, которым семья была исключена из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, а впоследствии исключена из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей в связи с достижением Малыхиным И.Л. 15 сентября 2021 г. 36-летнего возраста.
Исходя из того, что семья Малыхиных была включена в программу "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище", включена в списки молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату на 2020 г, выполнила все условия участия в программе, однако они не получили социальную выплату в 2020 г. до достижения ими предельного 36-летнего возраста по вине ответчика, издавшего незаконный приказ, то есть по независящим от них обстоятельств, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что при указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, с принятием по делу нового решения, которым требования истцов о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий органа местного самоуправления, подлежат частичному удовлетворению, в размере социальной выплаты на погашение основной суммы долга по кредитному договору N от 26 февраля 2014 г, в сумме фактической задолженности по кредитному договору от 27 февраля 2014 г. N, которая согласно сведениям, представленным ПАО "Сбербанк России", по состоянию на 27 ноября 2019 г. составляет 221 167, 51 руб.
Проверяя доводы истцов о причинении им действиями ответчика морального вреда, руководствуясь положениями ст. 151, 1099, 1101 ГК РФ, суд апелляционной инстанции исходя из установленных по делу обстоятельств признал их законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При определении размера компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу истцов с ответчика, суд апелляционной инстанции, приняв во внимание характер нравственных страданий, причиненных истцам в результате издания незаконного приказа об исключении из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, повлекшего невозможность своевременно в установленном порядке реализовать свое право на получение социальной выплаты, перенесённые переживания в связи с этим и необходимость обращения за судебной защитой нарушенного права, конкретные обстоятельства дела, учитывая требования разумности, соразмерности и справедливости пришёл к выводу о взыскании в пользу истцов компенсации морального вреда в размере по 10 000 руб. в пользу каждого истца.
Кроме того, пришёл к выводу о взыскании с ответчика, как с проигравшей стороны, в пользу Малыхина И.Л. и Малыхиной Н.И. судебных расходов по уплате государственной пошлины при обращении истцов в суд с иском по 2 940 руб. каждому.
Оснований для несогласия с данными выводами у суда кассационной инстанции не имеется, тем более что оценка доказательств и отражение ее результатов в судебных актах являются проявлением дискреционных полномочий судов первой и апелляционной инстанций, необходимых для осуществления правосудия вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти.
Кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства вновь, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, не установленные судами первой и апелляционной инстанции или опровергнутые, а также предрешать вопросы о достоверности или недостаточности того или иного доказательства, преимущества одних доказательств перед другими.
Мотивы, по которым суд апелляционной инстанций пришел к своим выводам, подробно приведены в обжалуемом судебном постановлении и в дополнительной аргументации не нуждаются.
В силу присущего исковому виду судопроизводства начала диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон, как субъектов доказательственной деятельности. Наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (ст. 56 ГПК РФ).
Доводы кассационной жалобы о том, что у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для вывода о том, что истцы должны были получить субсидию в 2020 году, являются субъективным мнением кассатора, поскольку суд апелляционной инстанции пришёл к этому выводу исходя из установленных по делу обстоятельств, из которых следует, что семья Малыхиных была включена в программу "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище", включена в списки молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату на 2020 г, выполнила все условия участия в программе, однако не получила социальную выплату в 2020 г. до достижения ими предельного 36-летнего возраста по вине ответчика, издавшего незаконный приказ, и не исполнившего судебное решение в полном объеме об его отмене.
Утверждения в жалобе о том, что поскольку ответчик исполнил решение суда от 02.07.2020 г, которым приказ об исключении семьи истцов из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей был отменён, то его вины нет в том, что истцы не получили субсидию в 2020 году, были предметом проверки суда апелляционной инстанции и они признаны не состоятельными, поскольку последующие действия ответчика привели к тому, что семья истцов, уже включенная ранее ответчиком в списки молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату на 2020 г, выполнившая все условия участия в программе, до издания незаконного приказа, так и не реализовала свое право по вине ответчика на получение субсидии в 2020 году. Исходя из того, что семья истцов, уже была включена ответчиком в списки молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату на 2020 г, повторное их включение в данный список, после отмены незаконного приказа об исключении их из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, не требовалось.
Утверждения в жалобе о том, что по своей очереди истцы не получили бы субсидию в 2020 году, также были проверены и отклонены судом апелляционной инстанции, как несостоятельные, с указанием на то, что из материалов дела следует, что очередники, стоящие в списке после семьи истцов, соответствующие субсидии получили.
Доводы жалобы о немотивированности решения суда апелляционной инстанции о наличии оснований для взыскания компенсации морального вреда, являются несоответствующими тексту судебного постановления изложенного на л.д.14 и 15 апелляционного определения, со ссылками на нормы материального права, подлежащими применению при разрешении данного вопроса.
Нельзя признать состоятельными ссылки в жалобе о необоснованности размера субсидии, поскольку её размер определён судом апелляционной инстанции, исходя из остатка задолженности по кредитному договору на момент исключения истцов из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей.
В целом приведенные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебного постановления в кассационном порядке, в соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ, являться не могут.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, которым дана правовая оценка в их совокупности в полном соответствии положениям ст. 12, 56, 67 ГПК РФ.
Несогласие с судебным постановлением либо другая точка зрения стороны на то, как могло быть рассмотрено дело, сами по себе не являются основанием для отмены или изменения данного судебного акта.
Таким образом, законных оснований для отмены судебного постановления не усматривается.
Руководствуясь ст. 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 12 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.