Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Зотовой Н.А, Булатовой Е.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курач Василия Ивановича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области о признании права на получение пенсионных выплат, по кассационной жалобе Курач Василия Ивановича
на решение Железногорского городского суда Курской области от 9 августа 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 12 декабря 2023 г, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Зотовой Н.А,
УСТАНОВИЛА:
Курач В.И. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области о признании права на получение пенсионных выплат.
Решением Железногорского городского суда Курской области от 9 августа 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 12 декабря 2023 г, исковые требования Курач В.И. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Курач В.И. поставлен вопрос об отмене решения Железногорского городского суда Курской области от 9 августа 2023 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 12 декабря 2023г. в связи с допущенными судами первой и апелляционной инстанций нарушениями норм материального и процессуального права.
В письменных возражениях представитель ОСФР по Курской области просит оставить состоявшиеся судебные акты без изменения, а доводы кассационной жалобы находит не обоснованными и незаконными.
Учитывая надлежащее извещение иных лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, в отсутствие сведений об объективных причинах невозможности явиться в суд, и в соответствии с частью пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятых по делу судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по делу судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Курач В.И, ДД.ММ.ГГГГ рождения, с 1 апреля 2012 г. является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
С 2 августа 2007 г. он работает в АО "Михайловский ГОК им. А.В. Варичева" в тяжёлых условиях труда (позиция 2030000а-19861, подраздела а) Раздела II Списка N 2); с 24 октября 2008 г. зарегистрирован по месту жительства в городе "адрес", территория которого отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Достигнув возраста 60 лет, 14 февраля 2023 г. Курач В.И. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 281 и 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с применением пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОСФР по Курской области (отдела установления пенсий N 2 Железногорского района) от 16 марта 2023 г. N 230000024104/223/23, с учётом дополнительных решений от 8 июня, 17 и 20 июля 2023 г, ему в этом отказано в связи с отсутствием требуемого страхового стажа в размере 25 лет, разъяснено, что право на страховую пенсию по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) в соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" у него, получающего пенсию за выслугу лет, возникнет в возрасте 64 лет.
Разрешая спор и отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исследовал юридически значимые обстоятельства, дал оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, исходя из представленных в дело доказательств, пришел к выводу, что в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на одновременное получение двух пенсий возникает у Курач В.И. при соблюдении условий и в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а пенсия по старасти, предусмотренная Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 и страховая пенсия по старости, предусмотренная Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ, являются различными видами пенсий.
В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права (положений Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федерального закона от 18 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на основании которых сделан правильный вывод о том, что поскольку для назначения страховой пенсии по старости (без учёта фиксированной выплаты) в соответствии с Федерального закона от 18 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" на момент обращения в пенсионный орган у Курач В.И. не соблюдались обязательные условия, а именно: по пункту 1 статьи 8 (с учётом приложения N 6) он не достиг необходимого возраста 64 лет, а по пункту 2 части 1 статьи 30 отсутствует требуемый 25-летний страховой стаж, правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы суда первой и апелляционной инстанций обоснованными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам, сделанными при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон, судами верно определены юридически значимые обстоятельства, представленные доказательства являлись предметом исследования и оценки.
Приведенные Курач В.И. доводы в кассационной жалобе по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, являлись предметом исследования судебных инстанций, мотивы, по которым указанные доводы признаны необоснованными и отклонены, изложены в оспариваемых судебных актах. Оснований не соглашаться с выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и его толковании.
Судом исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права повторяют позицию истца в судах первой и апелляционной инстанции и признаются судебной коллегией необоснованными, поскольку назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" военным пенсионерам из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, со снижением общеустановленного пенсионного возраста, не предусмотрено.
В соответствии с положениями пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Вместе с тем, в соответствии с положениями статьи 281 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются данным Законом и другими федеральными законами. Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 г, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 данного Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 11 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Нормами статьи 281 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 определена возможность назначения гражданам по их желанию пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" на условиях, определяемых данным Федеральным законом.
Положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости со снижением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", для граждан из числа лиц, подвергшихся радиационному воздействию в связи с катастрофой на ЧАЭС, не установлена.
Из изложенного следует, что право лиц, получающих пенсию по выслуге лет, из числа граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС, на назначение досрочно страховой пенсии по старости со снижением общего возраста выхода на пенсию, приведенными выше нормами права не предусмотрена.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы суда, содержат собственную оценку истца указанных обстоятельств, в связи с чем повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не могут.
Выводы, содержащиеся в судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железногорского городского суда Курской области от 9 августа 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 12 декабря 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Курач Василия Ивановича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.