Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества "Томскнефть" Восточной нефтяной компании Ахтемийчук О.Н. на постановление начальника отдела государственного экологического надзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N74-ОН от 17 марта 2023 года, решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 августа 2023 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 ноября 2023 года, вынесенные по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.6, частью 4 статьи 8.13, частями 1 и 3 статьи 8.50 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Томскнефть" Восточной нефтяной компании,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела государственного экологического надзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N74-ОН от 17 марта 2023 года акционерное общество "Томскнефть" Восточной нефтяной компании (далее АО "Томскнефть", общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 8.6, частью 4 статьи 8.13, частями 1 и 3 статьи 8.50 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Представлением N74-ОН от 17 марта 2023 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, на законного представителя общества возложена обязанность принять меры по устранению причин административных правонарушений и условий, способствовавших их совершению, представить в течение месяца информацию о принятых мерах.
Решением судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 августа 2023 года, оставленным без изменения решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 ноября 2023 года, вышеуказанные постановление должностного лица о назначении наказания и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества Ахтемийчук О.Н. просит об отмене вынесенных по делу судебных актов, изменении постановления должностного лица в части назначенного наказания, снижении размера административного штрафа до размера, не превышающего 75 000 рублей.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В силу статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Федеральный закон N 7-ФЗ) под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; под компонентами природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Из положений статьи 34 Федерального закона N 7-ФЗ следует, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении такое деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона N 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Пунктами 1, 3 статьи 46 Федерального закона N 7-ФЗ при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов капитального строительства, используемых при геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции принимаются меры по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства, осуществляются сбор нефтяного попутного газа, рекультивация земель, другие мероприятия по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.
При геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции должны предусматриваться меры по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для улучшения свойств земель, в том числе для восстановления плодородия земель сельскохозяйственного назначения (статья 12 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, помимо прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из положений части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации следует, что собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны, в том числе не допускать причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах.
В силу пунктов 3, 4 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации меры по предотвращению загрязнения водных объектов вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций и по ликвидации их последствий определяются законодательством Российской Федерации. Содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.
В соответствии с частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно пунктам 4, 6, 10 статьи 46 Федерального закона N 7-ФЗ на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработка (производство), транспортировка, хранение, реализация углеводородного сырья и произведенной из него продукции осуществляются при наличии планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утверждается организацией, осуществляющей деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработку (производство), транспортировку, хранение, реализацию углеводородного сырья и произведенной из него продукции.
Эксплуатирующая организация при осуществлении мероприятий по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов обязана выполнять план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Согласно пункту 3 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации (далее - Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2451, в целях выполнения указанных Правил эксплуатирующая организация обязана обеспечить выполнение плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
В силу части 1 статьи 8.50 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представление на согласование плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, содержащего заведомо недостоверные сведения (информацию), либо неисполнение обязанности утвердить в установленном порядке план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, либо неосуществление мероприятий, предусмотренных указанным планом, либо неисполнение обязанности создать систему наблюдений за состоянием морской среды в районе осуществления деятельности, в том числе систему обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов, или систему связи и оповещения о разливах нефти и нефтепродуктов, соответствующие установленным требованиям, либо неисполнение обязанности подтвердить финансовое обеспечение осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, либо неисполнение обязанности иметь в наличии собственные аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования, силы и средства постоянной готовности, предназначенные для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, и (или) привлекать на договорной основе указанные аварийно-спасательные службы и (или) указанные аварийно-спасательные формирования, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно подпункту 1 пункта 14 статьи 46 Федерального закона N 7-ФЗ эксплуатирующая организация при возникновении разливов нефти и нефтепродуктов обязана: обеспечить в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, оповещение о факте разлива нефти и нефтепродуктов федеральных органов исполнительной власти, определяемых соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, на которой произошел разлив нефти и нефтепродуктов.
Подпунктом "в" пункта 25 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти предусмотрено, что по каждому факту разлива нефти и нефтепродуктов эксплуатирующая организация незамедлительно обязана оповестить территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, на территории деятельности которого расположен объект эксплуатирующей организации.
В соответствии с пунктом 26 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти оповещение о разливе нефти и нефтепродуктов представляется с использованием электронного документооборота и должно содержать, в том числе сведения о виде, характеристике и масштабе разлива нефти и нефтепродуктов, а также сведения о попадании или угрозе попадания нефти или нефтепродуктов в акваторию поверхностных водных объектов - для разлива на суше (для разлива на акваторию поверхностных водных объектов - сведения о прогнозируемой скорости распространения и направления пятна разлива нефти или нефтепродуктов).
В силу части 3 статьи 8.50 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неоповещение уполномоченного органа о факте разлива нефти и нефтепродуктов, оповещение уполномоченного органа о факте разлива нефти и нефтепродуктов без представления необходимых сведений или представление в уполномоченный орган заведомо недостоверных сведений о факте разлива нефти и нефтепродуктов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
В ходе рассмотрения дела установлено, что на основании решения заместителя руководителя Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23 января 2023 года N 118-рш, проведена внеплановая выездная проверка АО "Томскнефть". По результатам контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения, за которые предусмотрена административная ответственность.
В ходе проверки должностным лицом, осуществляющим надзорную деятельность в области охраны окружающей среды, установлен факт загрязнения земель в результате инцидента на трубопроводе НС к.54-уз.вр. (795м от к.54) Вахского месторождения, произошедшего 17 января 2023 года.
Согласно акту технического расследования от 17 января 2023 года N02, составленного комиссией и утвержденного заместителем начальника управления - главным инженером УЭТ АО "Томскнефть" ВНК выход загрязняющей жидкости (нефти), произошел вследствие предпосылки к инциденту 17 января 2023 года в 17:10 часов на трубопроводе НС к.54-уз.вр. Вахского месторождения. Причина инцидента - внутренняя коррозия, внутренняя антикоррозийная защита сварочного шва - отсутствует.
30 января 2023 года отобраны пробы почвы с загрязненного земельного участка (в месте разлива на трубопроводе), а также фоновая проба почвы. Согласно экспертному заключению от 9 февраля 2023 года N 51, а также протоколам испытаний NП/23/23, NП/24/23 от 8 февраля 2023 года, выполненными Нижневартовским отделом филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО" по ХМАО-Югре, в контрольной пробе в месте отбора проб почвы зафиксировано превышение условно-фоновых концентраций: по нефтепродуктам в 3, 4 раза, по хлорид-ионам в 2, 1 раза.
В соответствии со схемой, площадь загрязнения составила 359, 90 кв.м. Принятые обществом меры для предупреждения возникновения аварийной ситуации при эксплуатации трубопровода не являлись достаточными, результаты таких мер не позволили предотвратить инцидент на трубопроводе по причине коррозии, разлив загрязняющей нефтесодержащей жидкости, являющейся опасным веществом для здоровья людей и окружающей среды, что привело к порче земель.
В связи с выявленными в ходе проверки обстоятельствами в отношении АО "Томскнефть" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проверки должностным лицом, осуществляющим надзорную деятельность в области охраны окружающей среды, также установлен факт загрязнения водного объекта (старицы реки Вах) в результате инцидента на трубопроводе НС к.54-уз.вр. (795м от к.54) Вахского месторождения, произошедшего 17 января 2023 года.
Отобраны пробы природной поверхностной воды в водном объекте (старица реки Вах) в месте разлива на трубопроводе. Согласно экспертному заключению от 9 февраля 2023 года N 50, а также протоколу испытаний NВ/46/23 от 6 февраля 2023 года, выполненными Нижневартовским отделом филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО" по ХМАО-Югре, в контрольной пробе, в месте отбора проб природной поверхностной воды зафиксированы превышения условно-фоновой концентрации по нефтепродуктам более чем в 61, 5 раза, а также превышения установленного норматива предельно допустимых концентраций в водах водных объектов рыбохозяйственного значения по показателю массовая концентрация нефтепродуктов в 24, 6 раза, что является негативным воздействием на водный объект. В соответствии со схемой расположения и подсчета площади загрязненного участка водного объекта (старицы реки Вах), площадь загрязнения составила 480, 62 кв.м.
В соответствии с представленным отчетом АО "Томскнефть" от 20 января 2023 года по ликвидации последствий инцидента, объем разлитой нефтесодержащей жидкости в водный объект составил 0, 005 куб.м.
Попадание нефтяных углеводородов в водный объект вызывает негативные последствия и сказывается на физических, химических и гидробиологических условиях водной среды. Тем самым, АО "Томскнефть" осуществляя эксплуатацию вышеуказанного трубопровода НС к.54-уз.вр. нарушением требований об обеспечении его экологической безопасности, допустило инцидент на трубопроводе, приведший к разливу нефтесодержащей жидкости, являющейся опасным веществом для здоровья людей и окружающей среды, и попаданию в водный объект, что привело к его (водного объекта) загрязнению.
В связи с выявленными в ходе проверки обстоятельствами в отношении АО "Томскнефть" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также в ходе проверки должностным лицом, осуществляющим надзорную деятельность в области охраны окружающей среды, установлен факт невыполнения мероприятий, предусмотренных Планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти АО "Томскнефть" от 19 февраля 2019 года, при инциденте на трубопроводе НС к.54-уз.вр. (795м от к. 54) Вахского месторождения, произошедшего 17 января 2023 года.
В соответствии с планом ПЛАРН (лист 199-200 Плана), при передаче сообщения об аварийном разливе нефти необходимо указать: дату, время и место разлива нефти; источник загрязнения; причину разлива нефти; ориентировочное количество (объем) пролитой нефти; площадь загрязнения; назначение и вид использования загрязненной территории (акватории); гидрометеорологическую обстановку; попадание или угрозу попадания в поверхностные или подземные воды; для промышленных площадок: попадание или угрозу попадания на сопредельные территории; для акваторий: скорость распространения и направление дрейфа пятна нефти, вероятность загрязнения береговой линии; возможность или невозможность ликвидации загрязнения собственными силами в сроки, предусмотренные планом ПЛАРН; принятые меры; дополнительную информацию о разливе и ходе его ликвидации.
В адрес Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования поступило оповещение АО "Томскнефть" (вх. N 1304 от 18.01.2023) о разливе нефти и нефтепродуктов от 17 января 2023 года: Нижневартовский район, Вахское месторождение, НС "к.54- уз.вр", в 795м от к.54 в сторону уз.вр, 64 км юго-восточнее города Нижневартовск. Указанные причины возникновения разлива - порыв трубопровода (НС "уз.к.54-уз.вр."). В данном сообщении указано о загрязнении почвенного покрова, площадью 100 кв.м, при этом об угрозе попадании нефтепродуктов в водный объект информация отсутствует. Между тем, в рамках проведения проверки был установлен факт попадания нефтепродуктов в водный объект старицы р. Вах.
В связи с выявленными в ходе проверки обстоятельствами в отношении АО "Томскнефть" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.50 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в ходе проверки должностным лицом, осуществляющим надзорную деятельность в области охраны окружающей среды, установлен факт предоставления в уполномоченный орган недостоверной информации, содержащейся в оповещении о разливе нефти и нефтепродуктов от 17 января 2023 года, сообщено об отсутствии попадания или угрозы попадания нефтепродуктов в водный объект.
При этом в рамках выездного обследования, в ходе выездной проверки установлено попадание в результате инцидента 17 января 2023 года на трубопроводе НС "уз.к.54-уз.вр.", эксплуатируемого АО "Томскнефть", нефтепродуктов в водный объект.
В связи с выявленными в ходе проверки обстоятельствами в отношении АО "Томскнефть" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.50 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с выявлением в ходе проверки вышеуказанных обстоятельств, свидетельствующих о допущенных АО "Томскнефть" при осуществлении хозяйственной деятельности, эксплуатации трубопровода нарушениях требований статьи 34, пункта 1 статьи 39, пунктов 1-4, 10, 14 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 3 Федерального закона N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности", статей 12, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2, 4 части 2 статьи 39, пунктов 3, 4 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 25, 26 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти, АО "Томскнефть" привлечено к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 8.6, частью 4 статьи 8.13, частями 1 и 3 статьи 8.50 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения АО "Томскнефть" административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 8.6, частью 4 статьи 8.13, частями 1 и 3 статьи 8.50 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, которым должностным лицом при рассмотрении и судьями при рассмотрении жалоб на постановление (решение) дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статей 26.2 и 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства наличия каждого из вмененных нарушений нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, подтверждены имеющимися в деле доказательствами, полученными в рамках проведенной с соблюдением требования закона внеплановой проверки, отвечающими требованиям допустимости.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельств невозможности соблюдения юридическим лицом нормативных требований в области охраны окружающей среды (по недопущению порчи земель, по соблюдению правил охраны водных объектов, по соблюдению требований по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов) в силу событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не установлено, доказательств обратного АО "Томскнефть" не представлено, что указывает о доказанности вины общества в совершении вмененных административных правонарушений.
Доводам о том, что при рассмотрении дела нарушено право на защиту в связи с тем, что не были рассмотрены возражения на протоколы об административных правонарушениях, были предметом проверки судей нижестоящих инстанций и обоснованно отклонены. Вопреки доводам жалобы, не рассмотрение возражений на протоколы об административных правонарушениях, поданных АО "Томскнефть" в 08 часов 16 минут 17 марта 2023 года в электронном виде, само по себе не повлекло нарушение права на защиту, не привело к принятию неправильных решений по делу, в том числе и постановления должностного лица. Данные доводы приводились в ходе пересмотра дела по жалобе, фактически были продублированы в жалобе на постановление, чему судьями была дана надлежащая правовая оценка.
Порядок привлечения к административной ответственности не нарушен, каких-либо препятствий при заблаговременном уведомлении о времени и месте рассмотрения дела в реализации права на защиту не усматривается.
При рассмотрении дела требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении должностного лица по делу об административных правонарушениях содержатся сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства. Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения дела с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено соответствующее санкции части 2 статьи 8.6, части 4 статьи 8.13, частей 1 и 3 статьи 8.50 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и положениям части 6 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Вопреки доводам жалобы данное наказание, в том числе в части размера административного штрафа, с учетом характера административных правонарушений, при отсутствии смягчающих ответственность обстоятельств, наличии отягчающего ответственность обстоятельства (совершение однородного административного правонарушения) является законным и обоснованным.
Назначение наказания в виде административного штрафа, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией нормы, в соответствии с положениями части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правом судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы, оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не усматривается. Приводимые доводы об ухудшении финансового состояния общества, со ссылками на сокращение добычи и транспортировки нефти, на нуждаемость производственных мощностей в реконструкции, не указывают на наличие исключительных обстоятельств для назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера положенного административного штрафа. Требованиям справедливости и соразмерности выбранный размер административного штрафа не противоречит, более того, снижение его размера, в том числе до размера минимального размера административного штрафа не сможет способствовать цели административного наказания по предотвращению новых правонарушений.
При пересмотре дела по жалобам судьями районного суда и суда автономного округа дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Решения судей соответствуют требованиям статей 29.10, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления должностного лица и судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление начальника отдела государственного экологического надзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N74-ОН от 17 марта 2023 года, решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 августа 2023 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 ноября 2023 года, вынесенные по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.6, частью 4 статьи 8.13, частями 1 и 3 статьи 8.50 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Томскнефть" Восточной нефтяной компании оставить без изменения, жалобу защитника акционерного общества "Томскнефть" Восточной нефтяной компании Ахтемийчук О.Н. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.