Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области Ливончик В.А. на решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 21 августа 2023 года, решение судьи Челябинского областного суда от 10 октября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении члена комиссии по осуществлению закупок Управления муниципальных закупок администрации г. Челябинска Билибиной Елены Юрьевны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области N 074/04/7.30-2878/2022 от 9 июня 2023 года член комиссии по осуществлению закупок Управления муниципальных закупок администрации г. Челябинска Билибина Е.Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, с учетом части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф заменен на предупреждение.
Решением судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 21 августа 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Челябинского областного суда от 10 октября 2023 года, постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В жалобе должностное лицо, вынесшее постановление - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области Ливончик В.А. просит отменить вынесенные по делу судебные акты.
Билибина Е.Ю, уведомленная о подаче жалобы, возражения на жалобу не направила.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией.
Из материалов дела следует, что Билибина Е.Ю. является "данные изъяты" проведения закупок Управления муниципальных закупок администрации г. Челябинска. Приказом начальника Управления муниципальных закупок администрации г. Челябинска от 03.06.2022 Билибина Е.Ю. включена в состав комиссии по осуществлению закупок при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения аукциона в электронной форме N22-96343Э - Благоустройство путем выполнения работ по высадке и содержанию кустарников и крупномерных деревьев, устройству и содержанию посевного газона на территории сквера на площади Павших Революционеров (извещение N0169300000122000631).
Заявки участников с идентификационными номерами 112078066 и 112040295 аукционной комиссией были отклонены, в связи с несоответствием участников требованию о наличии опыта выполнения работ, предусмотренного пунктом 9 Дополнительных требований, к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Дополнительные требования), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571.
При проверке поступившей в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области жалобы от участника закупки ООО " "данные изъяты"" установлено, что ООО " "данные изъяты"" в качестве документов, подтверждающих наличие опыта по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, представлена копия муниципального контракта N Ц.2021.1027, предметом которого, как и предметом по контракту, представленному участником по отклоненной заявке N112040295, являются работы, которые можно квалифицировать в качестве работ по благоустройству территории.
С учетом изложенного, отклонение заявок участников с идентификационными номерами 112078066 и 112040295, в связи с несоответствием участников требованию о наличии опыта выполнения работ, предусмотренного пунктом 9 Дополнительных требований, указывает на нарушения пункта 3 части 12 статьи 48, подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Также в ходе проверки выявлено, что принятое в ходе проведения аукциона решение аукционной комиссии по осуществлению закупок Управления муниципальных закупок Администрации города Челябинска о признании участника с идентификационным номером заявки 112084533 соответствующим требованиям части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", не соответствует подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Судья районного суда, рассматривая дела, установив, что решением Арбитражного суда Челябинской области от 16 марта 2023 года (дело А76-32033/2022), оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2023 года, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 30 июня 2022 года N074/06/106-1581/2021, которым жалоба ООО " "данные изъяты"" на действия аукционной комиссии признана обоснованной, в действиях аукционной комиссии признано нарушение пункта 3 части 12 статьи 48, подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", отменено в части признания в действиях аукционной комиссии нарушения пункта 3 части 12 статьи 48, подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пришел к выводу о прекращении производства по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Судья областного суда при рассмотрении жалобы на решение судьи районного суда оставил его без изменения.
В силу статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при проверке вступивших в законную силу постановлений и решений по делу об административном правонарушении недопустимо.
Эта норма корреспондирует требованиям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации, из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
В тоже время, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении также предусмотрен случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста. Таким случаем в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 16.07.2015 N1788-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее статьи 46, которая во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты.
Из содержания жалобы и приложенных документов следует, что имеются основания для пересмотра по существу вынесенных по делу судебных актов.
В жалобе содержатся сведения (и в подтверждение приложена копия судебного акта) о том, что решение Арбитражного суда Челябинской области от 16 марта 2023 года (дело А76-32033/2022), постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2023 года были отменены постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 28 ноября 2023 года, в удовлетворении требований Управления муниципальных закупок администрации города Челябинска отказано. На момент рассмотрения настоящей жалобы постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28 ноября 2023 года является действующим, не отменено, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области признано им законным в части выявленных нарушений аукционной комиссии, выводы судьи районного суда по настоящему делу об отсутствии события административного правонарушения, основанные на отмененных в настоящее время судебных актах арбитражных судов, не могут быть признаны законными и обоснованными.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В настоящее время возможность возвращения дела на новое рассмотрение и возобновления производства по делу исключены, поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Таким образом, решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 21 августа 2023 года, решение судьи Челябинского областного суда от 10 октября 2023 года подлежат отмене, производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
При этом также подлежит отмене постановление должностного лица, отмененное решением судьи, поскольку иное могло бы повлечь ухудшение положения лица, в отношении которого ранее было прекращено производство по делу об административном правонарушении, что недопустимо.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области N074/04/7.30-2878/2022 от 9 июня 2023 года, решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 21 августа 2023 года, решение судьи Челябинского областного суда от 10 октября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении члена комиссии по осуществлению закупок Управления муниципальных закупок администрации г. Челябинска Билибиной Елены Юрьевны отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.